Чтобы разобраться в механизме заработка на госзакупках, нужно знать схемы проведения тендеров.
Главным свойством закупок из федерального бюджета, законодательно закрепленным, выступает принцип открытости и общедоступности проведения торгов. Заказчиками являются государственные и муниципальные учреждения, которые регистрируются на специальном портале, выставляя свои заявки, утвержденные годовыми планами закупок.
Поставщиками являются субъекты предпринимательства, зарегистрированные на электронном портале госзакупок.
Объявление о торгах публикуется в СМИ. К заявкам подается необходимый комплект документов. При рассмотрении организаторами тендера отсеиваются заявки с неполным комплектом документом и с ненадежным обеспечением непрямого или прямого залога.
Принятые заявки тщательно анализируются и отбираются наиболее подходящие с точки зрения финансовой и качественной. Ввиду государственной политики по экономии средств бюджета заявки с более доступной ценой являются приоритетными.
Чтобы участвовать в тендерах на государственные закупки, нужно обладать некоторыми знаниями в области тендерной политики, юридической составляющей этого вида деятельности. Тогда можно реально зарабатывать хорошие деньги, а не перебиваться случайными заказами. Ведь государственные закупки – это очень выгодная система, с помощью которой физическому лицу может открыться широкая дорога в бизнесе.
Для обучения тонкостям тендерных закупок созданы специальные школы, в которых оказывается правовая, методическая, консультационная помощь участникам тендеров – как заказчикам, так и поставщикам. Школы коммерческие, обслуживание контрактное, то есть платное. Каждое направление курирует специалист в своей области закупок.
Занятия могут быть очными и путем вебинаров. Квалификацию слушателя курсов подтверждает сертификат, полученный по их окончании.
Теперь, обладая некоторыми навыками и зарегистрировавшись на электронной торговой площадке, впору приступать к торгам. Назревает вопрос: чем можно торговать? Государственные учреждения покупают все что угодно. Это и сельскохозяйственная продукция, и оргтехника, и услуги строительства, и объекты недвижимости, и многое другое. Процесс реализации государству несколько разнится с обычными рыночными отношениями, но он не настолько сложен, чтобы его не освоить. Страх перед неплатежами также неактуален, потому что сейчас государство является платежеспособным контрагентом.
Итак, если предприниматель имеет товар, необходимый заказчику в лице государства, и, имея регистрацию на аккредитованной торговой площадке, поставщик начинает анализировать тендеры по тем категориям, которые интересны именно ему. На сегодняшний день трудно сказать, сколько поставщиков в торговле с государством явно не хватает, и есть ниши, которые очень даже можно занять. В одном тендере варьируется количество участников от 1-го до 5, а потому конкуренция незначительна. Остается только сформировать конкурентоспособную цену, особенно если поставщик является производителем – и вот уже тендер выигран.
Трудно передать, насколько электронные закупки упростили возможность торговли с государством. Ведь даже подумать сложно, как еще несколько лет назад обыкновенный предприниматель смог бы добраться до «тела» закупщика. Сейчас это элементарно и недорого.
Вопрос «А можно ли получать хорошие деньги на тендерных продажах?» способен получить положительный ответ, если учесть все ошибки и знать некоторые нюансы:
Многие современные бизнесмены интересуются: как зарабатывать на госзакупках без существенных вложений? Рынок государственных закупок огромен - в прошлом году его объём составил 36,5 триллионов рублей. Продавать товары и оказывать услуги государственным учреждениям довольно выгодно. Эта отрасль подходит не только большим корпорациям, но и индивидуальным предпринимателям - ведь закон требует от заказчиков соблюдать определённую долю малого бизнеса среди исполнителей.
Система государственных закупок - довольно сложный бюрократический механизм. Новичку разобраться в нём без посторонней помощи фактически невозможно. Зато более продвинутые пользователи могут даже построить прибыльный бизнес на госзакупках.
Государственные закупки регулируются федеральным законом №44-ФЗ. В нём сформулированы основные понятия и принципы конкурсной системы: контракт, заказчик и исполнитель, планы закупок, начальная максимальная цена контракта, определение поставщиков, виды конкурсных процедур.
Суть системы в том, что муниципальные и государственные учреждения (администрации городов, районов, областей, департаменты субъектов федерации, региональные и федеральные министерства, бюджетные образовательные и медицинские учреждения) имеют право закупать товары и услуги для нужд своей деятельности только через единый централизованный портал.
Любая закупка проводится на конкурсной основе: среди конкурирующих исполнителей выбирается тот, кто предлагает лучшие условия или меньшую стоимость. Покупать что-либо без конкурса государственные заказчики имеют право только на строго определённую сумму средств в год. Большинство сведений абсолютно открыты всем желающим. Например, зная налоговый орган администрации своего города, предприниматель беспрепятственно может узнать, планирует ли она закупать что-то из его отрасли.
Все закупки обязательно размещаются на едином портале «zakupki.gov.ru» минимум за 7 дней до конкурсной процедуры. Зная ИНН заказчика без труда можно посмотреть, что он уже купил, что планирует купить, какие требования он предъявляет к исполнителям и максимальную цену контракта - то есть сколько средств готов на это затратить.
Цель системы - экономия бюджетных средств за счёт приоритета поставщикам с низкими ценами и открытость конкурсных процедур. Такой порядок должен исключать коррупционную составляющую. Но по факту цены на государственных закупках нередко превышают рыночные, а бизнесмены ухитряются хорошо на этом зарабатывать.
Все закупки государственных и муниципальных учреждений размещаются на едином портале
Федеральный закон предусматривает несколько разновидностей конкурсных процедур, с помощью которых заказчики определяют поставщиков:
Иногда заказчики проводят так называемые закрытые процедуры: конкурсы и процедуры с ограниченным участием. Это необходимо, когда речь идёт о закупках, связанных с государственной тайной и в ряде других случаев (статья 84 44-ФЗ).
Самые распространённые процедуры - запрос котировок и аукцион. Именно на них можно организовать заработок на государственных закупках. Чтобы лучше понять их содержание, изучите соответствующие статьи федерального закона. Также полезно проследить, какие формы конкурсных процедур предпочитают ваши потенциальные заказчики
Можно ли заработать участвуя в конкурсах на государственных закупках? Можно, если ваша компания предлагает подходящие поставщику условия работы и отвечает требованиям закона. Они перечислены в статье 31 федерального закона 44-ФЗ:
Важно знать, что заказчики в большинстве случаев не имеют права устанавливать дополнительные требования к претендентам: только те, что указаны в статье 31. Исключения касаются поставки лекарственных средств и товаров, связанных с государственной тайной.
В настоящее время есть несколько успешных моделей заработка на государственных закупках
Участвовать в государственных закупках могут предприниматели и организации самых разных отраслей. Система включает покупку товаров для множества учреждений: образовательных, медицинских, военных, административных. Поэтому и спектр необходимых товаров очень широк. Среди самых популярных категорий на госзакупках можно назвать:
Список востребованных товаров и услуг очень широк. Практически любой предприниматель в силах найти профильную закупку и попытаться заработать таким образом. Разумеется, больших надежд на государственные закупки возлагать не стоит. Это точно не может быть единственным источником прибыли. Но в определённые моменты продавая государству можно неплохо заработать.
С чего начать бизнес на государственных закупках? Ниже будет представлена пошаговая инструкция для нескольких моделей работы на портале. Прежде всего следует приготовиться к большому количеству бумаг, разрешений, копий и подтверждений соответствия. Данная система очень бюрократизирована и успешно работать в ней могут только те, кто научился играть по таким правилам.
Чтобы участвовать в конкурсах, аукционах или запросах котировок, у вас уже должен быть работающий бизнес. Государственные заказчики предпочитают не связываться с новичками и найдут формальный повод отказать, если сочтут, что у компании мало опыта.
Затачивать всё предприятие под государственные закупки нет никакого смысла. Достаточно иметь в штате 1-3 сотрудников, которые будут постоянно искать подходящие заявки на портале и готовить документацию к ним. После того, как предприятие выигрывает конкурс, оно выполняет стандартную для себя работу.
Государственные заказы могут стать источником очень высокой прибыли
Быть участником государственных закупок достаточно просто. Для этого необходимо:
При подготовке документов будьте крайне внимательны: любое несоответствие станет причиной отстранения кандидата от процедуры. Присутствие претендента на процедуре определения поставщика необязательно: результаты публикуются на портале, а представитель заказчика обязательно свяжется с победителем.
Другим вариантом бизнеса на государственных закупках можно назвать услуги посредничества. Далеко не все компании, способные побеждать в конкурсных процедурах, участвуют в закупках. Причина очень простая - они не хотят связываться с огромным количеством бумаг. Таким образом компании теряют прибыль.
Решением проблемы можно назвать посредничество: компании или предпринимателя, который возьмёт на себя оформление всей документации для конкурса. Плата за такие услуги составляет несколько процентов от сделки. Посредник должен хорошо ориентироваться в сфере закупок, знать все правила и подводные камни. Поэтому целесообразно для начала пройти профильное обучение.
Если у человека уже есть опыт в сфере закупок, он может просто зарегистрироваться как ИП и продвигать услуги посредника. Это востребованное направление: зарабатывать на государственных закупках, минуя всю бюрократию, хотели бы очень многие.
Разновидностью этой модели можно назвать информационные услуги для поставщиков: электронная рассылка актуальных тендеров, подготовка жалоб в антимонопольную службу, юридическая проверка контрактов. То есть посредники могут не только выигрывать контракты для поставщиков, но и помогать им в сопутствующих областях.
Система государственных закупок бюрократизирована, не все могут самостоятельно научиться работать с порталом. Услуги посредников по этой причине очень востребованы
Некоторые государственные закупки достаточно сложные и требуют привлечение не только основного поставщика, но и подрядчика. Если вы не выиграли конкурс или не смогли участвовать в нём, но всё ещё хотите заработать, можно стать подрядчиком (исполнить часть контракта по поручению победителя).
Этот вариант распространён в сфере строительства недвижимости и дорог. Небольшие компании не могут выиграть тендер (не справляются с большим количеством документации или не могут предоставить необходимые финансовые гарантии). В таком случае им выгоднее выступить в роли подрядчика.
Например, небольшая организация производит асфальт хорошего качества. Выиграть конкурс на ремонт дороги самостоятельно она не может (мало опыта, не осуществляет весь комплекс услуг). В таком случае они могут заключить договор подряда с победителем конкурса и заработать как его партнёр. А заодно и сформировать хорошую репутацию для следующих конкурсов.
Ещё одна модель заработка на государственных закупках - обучение работе в этой системе. Вариант подходит только тем, кто не только хорошо знает закон и теорию закупок, но много работал на практике. Без практических рекомендаций научить чему-либо в госзакупках невозможно.
Кто клиент? Предприниматели, желающие продвигать свой бизнес на государственных заказах, и начинающие специалисты, планирующие построить карьеру в этой области. В обучении должна доминировать практическая составляющая. Для успешной работы нужно изучить не только содержание закона. Крайне важно знать порядок составления и подачи заявок, «уязвимости», из-за которых заказчик откажется от заключения контракта и другие важные детали.
Организовать обучение государственным закупкам может только специалист с практическим опытом работы в этой области
Перспективным направлением бизнеса на государственных закупках можно назвать продажу специализированных сервисов для поставщиков. Это любое программное обеспечение (в том числе онлайн), упрощающее для бизнесменов участие в конкурсных процедурах.
К таким программам относятся:
Это направление подойдёт технологически продвинутым людям, одновременно неплохо знающим систему государственных закупок. Точнее, её самые проблемные места для бизнеса - бюрократизацию, сжатые сроки подачи больших комплектов документов.
Привет. Меня зовут Александр. С 2013 года занимаюсь предпринимательством. За это время пробовался в различных сферах бизнеса.
Сейчас речь пойдет об одном стабильном источнике доходов, который можно было бы придумать – государственные закупки по ФЗ №44. Говорить буду только о том, как зарабатывать на тендерах.
Выбор пал именно в эту область по следующим причинам:
В электронных торгах принимаю участие в качестве консультанта. Так я помог клиенту выиграть 2 тендера суммой более 12 млн по недвижимости.
Процедура устроена достаточно просто и регламентируется ФЗ №44. Правила проведения состоят в следующем:
На первый взгляд все этапы закупок для государственных нужд выглядят просто. В действительности есть несколько подводных камней. Пройдемся по каждому пункту.
Новичкам кажется, что достаточно продавать гаджеты и все будет отлично. Однако я подошел с другой стороны. Стал определять спрос. В этом помогла программа tenderplan.ru. Достаточно было выбрать регион, отфильтровать запросы котировок, после чего изучил закупки бюджетников и госорганов.
Затем просчитал в каждой товарной категории маржинальность и среднее снижение по контрактам. После начал оформлять тендеры. Это позволило мне поставлять помимо гаджетов еще несколько продуктов.
Про подготовку документов для государственных закупок товаров и услуг я рассказываю в своем видеоуроке.
Лично для меня ожидание вскрытия конвертов – это важный этап. Здесь возможны разнообразные действия с итогами торгов. По 44 закону вы либо ваш представитель вправе присутствовать на вскрытии и следить за процессом. Были случаи, когда я не приходил на заседание и терял 2-3 рубля от лучшей суммы.
Выигрыш по цене не может гарантировать 100% заключение договора. Вероятны многочисленные ошибки в процессе оформления документаций, которые могут быть самыми банальными. Если удалось выиграть, а также отобразить это на официальном портале госзакупок zakupki.gov.ru, то считайте, что дело наполовину завершено.
Срок на заключение договора составляет 7 дней. Неделя дается для начала оспаривания итогов другим поставщиком. Последствия этого процесса не критичные, максимум – репутационные риски.
Последним этапом госзаказа остается только дожидаться денежных средств. Обычно на это уходит до 30 дней, все зависит от условий контракта.
На этом процедура заканчивается.
Для новичков, которые в госзаказах не разбираются, я записал помощь в участии в тендерах на видео и прокомментировал каждый шаг. Но нужно было протестировать.
Тогда я предоставил файлы человеку, чтобы тот следовал инструкциям из видео. Результат получился отличный. Ученик изучал материалы, задавал вопросы, подготавливал комплект документов. Я делал небольшие правки, если требовалось.
Посмотреть мои уроки о том, как зарабатывать на госзакупках, можно тут – https://www.youtube.com/playlist?list=PLZf-8qNgZzYVkv
Какое-то время я использовал кредитную карту на 150 000 со льготным периодом в 2 месяца. Этого было достаточно. Однако здесь следует брать самые маржинальные проекты. Поэтому, отвечая на вопрос: можно ли заработать на госзакупках начинающему, стоит сказать уверенное «да».
Для поставки на поток с каждодневным участием требуется иметь 500 000 рублей. Для активной работы должно быть не менее двух миллионов. Этого нужно только для запроса котировок.
Внимательно изучайте техническую часть в подаваемых бумагах. Обидно будет потерять выгодный контракт из-за лишнего слова «не менее».
Приобретать лицензию на товар не нужно, если продаете не лицензируемую продукцию. Однако с последними тенденциями появились ограничения на импортные поставки.
Иногда в бумагах указывается, что на такой товар активна скидка в 10%. Так, при выигрыше торгов на импортный товар за 90 тысяч рублей, потеряете еще 10% ил 9 тысяч рублей.
В случае продукции из РФ достаточно предоставить уведомление от фирмы-производителя, подтверждающее производство в РФ.
Если вы занимаетесь торговлей, то указывайте оптовая и розничная торговля. Аналогично как для обычного бизнеса в сфере госзакупок. Если вы не платите НДС, то и беспокоиться об этом не следует.
Для государственных торгов наиболее выгодный вариант – становиться ИП на УСН. Практически в 100% случаев обеспечение выполнения условий договора по запросу котировок не будет.
В ЭПЦ нет необходимости. Она требуется для работы на таких площадках, как Сбербанк-АСТ, Росэлторг и прочее. Но с другой стороны, каждый уважающий себя ИП должен иметь ЭПЦ. Ее стоимость составляет порядка 8 тысяч рублей в год.
Стоит приобрести софт КриптоПро. Мне достался бесплатно с бессрочной лицензией от банка.
В заключении хочу сказать, что я рассматривал 44 закон о госзакупках в РФ и запрос котировок. Есть запросы предложений и электронные торги, а также ФЗ № 223 – закупка фирм с государственным участием, например, Газпром.
Покупка частных организацией считается коммерческой закупкой.
Вообще, их объем невероятных размеров. Так, за 2016 год одобренных электронных торгов по 44 и 223 ФЗ вышло на 29 трлн рублей.
Так что «думайте сами, решайте сами». Всем успехов!
Хочешь еще больше настоящий способов заработать? Оставь ниже свой email и получи 3 наших лучших кейса. А также не забудь сделать репост. Используй все возможности!
Тендерные мероприятия в последнее время стали хорошим способом получения дополнительного дохода не только для владельцев крупных и небольших компаний, но и для тех, кто не имеет своего собственного бизнеса. Многие люди, которые часто задумывались о поиске нового вида заработка, обращают свое внимание на тех, кто уже ведет свою деятельность в сфере электронных аукционов. Рано или поздно они задаются вопросом о том, как заработать на тендерах с нуля, не имея своего предприятия и стартового капитала.
Чтобы заняться прибыльным делом у себя дома, человеку, планирующему зарабатывать на тендерных аукционах, необходимо иметь компьютер с доступом к интернету и желание получать неплохие деньги. Система такого бизнеса довольно проста и состоит из двух действий:
Данная структура помогает без проблем заработать на тендерах реальные деньги даже тому, кто практически не разбирается в электронных аукционах.
Сама суть такого вида деятельности заключается в том, что пользователь интернета регулярно просматривает сайты с тендерами, собирает информацию в свою личную базу, находит компанию, которая нуждается в поиске и участии в тендерах, и перепродает ей необходимые данные. При этом совершенно не стоит думать о том, выиграет клиент торги или нет.
В некоторых развитых организациях существует специальная должность – менеджер по тендерам, и в обязанности этого специалиста входит поиск тендерных предложений для своей компании. Однако такая должность актуальна только для крупных предприятий, а начинающие фирмы не всегда могут позволить себе иметь такого человека в своем штате сотрудников.
Найти клиентов так же просто, как и собрать необходимую информацию по текущим аукционным предложениям. Чтобы найти свою клиентскую базу, потребуется постоянно просматривать:
Тем, кто решил найти ответ на вопрос, как можно зарабатывать на тендерах, стартовать в данной сфере такого бизнеса довольно просто. Несмотря на это, очень важно сразу установить для себя ценовую категорию. В основном компании подписываются на интернет-ресурсы, где черпают нужную информацию о тендерах. Такая подписка стоит от 8-9 до 19 тысяч рублей в год. Услуги человека, который будет регулярно предоставлять клиенту данные по актуальным тендерным предложениям, оцениваются в рамках 600 рублей ежемесячно.
Для некоторых начинающих бизнесменов в сфере электронного бизнеса такая сумма покажется очень маленькой, но эта цифра не конечная, ведь клиент может быть не один. В основном опытные люди, которые давно работают в сфере интернет-аукционов, имеют клиентскую базу из 40-50 человек. Если сделать несложные подсчеты, становится ясно, что любой желающий может получать хорошую прибыль, не выходя из дома.
Дмитрий Глазунов — генеральный директор компании «ТД Ролин» (медицинское оборудование)
Контракт с госзаказчиком для небольшой компании, привлекающей инвестиции, включает «зеленый свет»: частные инвесторы считают такие проекты надежными и перспективными. Но нужно помнить: рынок госзакупок и электронных аукционов имеет свои особенности.
Госкомпаниям для поддержания деятельности постоянно требуются различные товары, работы и услуги. Причем в больших объемах. Этим и объясняется тот факт, что многие начинающие и развивающиеся проекты стремятся на рынок госзакупок. Так, клиентами одного из самых крупных операторов электронных торгов, Единой электронной торговой площадки, являются свыше 300 000 заказчиков и более 450 000 поставщиков, а суммарный объем проведенных за девять последних лет торгов превышает 13,5 трлн руб.
Из 62 компаний, профинансированных на площадке StartTrack, три уже постоянно участвуют в торгах по госзакупкам, и их количество будет только расти: если для банков успешно выполненный компанией госзаказ не значит ничего или почти ничего, то для частного инвестора это хороший знак.
Доходность контрактного финансирования через краудинвестинговые площадки может достигать 20% и выше. Но, рассчитывая на прибыль, нужно понимать, какие риски несет с собой тот или иной проект.
Условно всех участников рынка можно разделить на три категории:
Инвестировать в первую категорию компаний я бы советовал только очень опытным людям: все крупные контракты исполняются десятками подрядных организаций. Если хотя бы одна из них сделает что-нибудь не так — к примеру, зальет неправильно фундамент здания больницы, — работу не примут, и деньги не получит ни один из исполнителей всей цепи. Конечно, объект принимают поэтапно, но представьте, сколько может возникнуть форс-мажорных обстоятельств, когда виновных просто не найти.
Вторая категория в этом плане более безопасна: небольшие компании, исполняющие заказы в самых разных отраслях, отличаются большей гибкостью — их товар всегда ликвиден. Если не удастся договориться с одним заказчиком, всегда найдется другой. Несмотря на то, что компании из этой категории не специализируются на одном сегменте, инвестору следует обратить внимание, с каким товаром исполнитель работает более активно и поставляет его заказчикам регулярно.
Третья категория исполнителей самая оптимальная, но таких на рынке немного. Эти компании дорожат репутацией, качество для них — не пустой звук. Они знают все о других о поставщиках и производителях, постоянно анализируют оптовые и розничные цены на рынке. Главное, что их отличает от других участников, — узкая специализация, они долгие годы работают с конкретным сегментом. Успех таких проектов обусловлен следующими факторами:
Ни для кого не секрет, что на рынок госзакупок выходит много недобросовестных поставщиков, которые «подгоняют» характеристики своего товара под те, что указаны в техническом задании. Закупщики, в свою очередь, часто не могут проверить товар до объявления итогов тендера либо не обладают для этого достаточными знаниями. В результате в конкурсе побеждает далеко не самый качественный товар, зато предложенный по минимальной цене. Чем это чревато для рынка?
К примеру, заказчик хочет купить германское оборудование, но по закону не имеет права указывать в заявке страну или марку. Китайский аналог будет полностью соответствовать техзаданию. Конечно, разница в цене очевидна, и понятно, кто победит в таком аукционе. А в результате? А в результате заказчик потратит денег чуть меньше, чем за «Германию», и получит «Китай». Поставщик немецкого оборудования потеряет в объемах поставок и поднимет цены на товар. Окрыленные победой поставщики «китайского» оборудования начнут лезть в самые разные аукционы и в случае провала писать жалобы во всевозможные инстанции.
Инвесторам я посоветую одно — не ленитесь изучать статистику проекта: по ней видны принципы работы бизнеса. Обращайте внимание на то, в скольких торгах участвовала заинтересовавшая вас компания, сколько раз проигрывала тендер, всегда ли при этом обращалась в надзорные органы с жалобами.
Смотрите на компанию-заказчика. Чем она крупнее, тем более жестки процедуры приемки товара. Например, при закупке высокотехнологичной продукции большинство госкомпаний выставляют к поставщикам такие требования, как технический уровень продукта и более высокий экономический эффект по сравнению с традиционными решениями. Не менее сложны требования к поставкам медицинского оборудования. В этом сегменте нещадный отсев компаний, участвующих в госторгах, происходит уже на этапе подачи заявки, что, кстати, становится поводом для многочисленных обращений в ФАС со стороны нерадивых предпринимателей.
Обращайте внимание на то, сколько у компаний было судебных процессов и по какому поводу. В основном в суды идут из-за невыплаты денег заказчиком. И все же, если тяжб слишком много, даже затеянных из-за неисполнения заказчиками обязательств по оплате контрактов, — насторожитесь. Ведь потом можно услышать: «Мы все сделали, это они виноваты! Извините». В практике нашей компании за 3,5 года было всего два суда, и каждый раз — по описанной выше причине. Их общая сумма не превышала 1% от годового оборота, и это тоже важно. Если заказчик не платит часто и большие суммы, значит, с компанией-исполнителем что-то не так.
Кризис — время для подъема, он вычищает неэффективных во всех отраслях. Смотрите на рост компаний, в наше время оптимизация расходов — наверное, единственный показатель эффективности. Также не стал бы советовать рассматривать компании, зависящие от одного-двух контрактов, и тех, кто, говоря о падении выручки, ссылается на экономическую нестабильность. Ну и, конечно, не надо «в омут с головой». Начните с малого, посмотрите, как компания развивалась на коротком отрезке времени (чтобы понять динамику, достаточно 4-6 месяцев) и какие достижения у нее были.
Когда я решил искать деньги через StartTrack, в запасе у меня было много кейсов. Некоторые из них могли вызвать неоднозначную реакцию, но меня это не смущало. Например, в 2014 г., незадолго до обвала рубля, мы выиграли тендер у Калининградской детской больницы на поставку реанимационного оборудования для машин «скорой помощи». Оборудование предполагалось привезти итальянское, но из-за валютного кризиса контракт стал невыгоден: мы теряли треть бюджета. Были долгие переговоры с чиновниками и главврачом больницы, нас пытались задеть за живое (все-таки речь шла о детях), но мы настояли на своем — заменить итальянское на идентичное по качеству российское. Наверное, с человеческой точки зрения нужно было уступить заказчику и уйти в минус. Но, с другой стороны, уступишь раз-другой, и твоему бизнесу придет конец. А те, у кого нет возможностей, не делают ничего. В том числе — не помогают детям.