Элон маск состояние. Почему илон маск не должен быть примером для подражания в бизнесе. Другие проекты Илона Маска

Элон маск состояние. Почему илон маск не должен быть примером для подражания в бизнесе. Другие проекты Илона Маска

Рассуждает, действительно ли стоит ориентироваться на Илона Маска в вопросах управления компанией.

Rusbase публикует сокращенный перевод статьи.

Почему Илон Маск не должен быть примером для подражания в бизнесе

Алексей Зеньков

Я крайне обеспокоен тем, как он общается с инвесторами. Можно описать это так: есть резкий контраст между его способностью предлагать впечатляющее видение будущего и постоянной склонностью к чрезмерным обещаниям, которые он не выполняет в краткосрочной перспективе.

Эти мысли приходят на ум, когда задумываешься о – сервисную компанию в области солнечной энергии, которой владеют кузены Маска – за $2,6 млрд. Эта сделка позволяет выделить четыре причины, по которым я не считаю Илона Маска подходящим примером для подражания в бизнесе.

1. Маск одержим манией величия

Я согласен с тем, что предприниматель должен обладать значительной уверенностью, однако эта уверенность в себе должна уравновешиваться достаточным знанием собственных возможностей и скромностью. Чтобы человек знал, когда нужно попросить помощи или умерить собственные амбиции.

Из-за слияния с SolarCity Маск подвергает риску свое состояние, заработанное благодаря Tesla – его состояние в $8,3 млрд снизилось на $779 млн. По данным Bloomberg, 50% состояния Маска вложены в Tesla, 46% - в SpaceX (одна из ракет Falcon 9 на стартовой платформе 1 сентября), и всего лишь 4% - в SolarCity.

Также компания уже объявила, что планирует инвестировать $526 млн в постройку завода Gigafactory и оценивает затраты на реализацию так называемого плана Part Deux в еще $10 млрд (план создание вертикально интегрированной компании, которая производит электромобили, батареи для накопления энергии и приведения этих автомобилей в движение, а также солнечные панели для генерации этой энергии - прим. Rusbase).

Бывает, что наступает момент, когда предпринимателю нужно заглянуть внутрь себя и понять, что реализация личных амбиций не принесет экономической выгоды, и нужно умерить пыл. Маск этого не сделал. Правда, пока что слишком рано утверждать, прав ли он или фатально ошибался.

3. Tesla недостаточно уважает миноритарных акционеров

Одна из особенностей, делающих США отличным местом для стартапов – более высокий уровень защиты миноритарных акционеров, чем где бы то ни было в мире. Это вовсе не означает, что в Америке не бывает обмана. Просто в любом другом месте в мире это происходит намного чаще.

По моему мнению, великие предприниматели должны уважать инвесторов, а не пускать им пыль в глаза, балансируя на грани закона.

Совет директоров Tesla не ставит во главу угла интересы всех инвесторов. В итоге в мае совет одобрил вторичное размещение акций Tesla на сумму $1,4 млрд.

Но помимо умалчивания о том, что покупатель Tesla погиб в аварии по вине автопилота, совет директоров компании принял отчетность без упоминания о слиянии, которое обсуждалось еще 29 февраля этого года.

Конечно, некоторые из независимых директоров Tesla произвели оценку приобретения SolarCity. Но качество этой оценки кажется мне сомнительным, если учесть данные Комиссии по ценным бумагам.

Экономический анализ компаний после слияния чересчур оптимистичен. Согласно этим прогнозам, SolarCity потратит $189 млн за 2017 год, а затем станет приносить огромную прибыль – от $271 млн в 2018 году до $799 млн в 2020 году.

Постойте, но за 2015 год SolarCity израсходовала $2,6 млрд свободных средств, а в 2016 этот показатель вырос до $2,8 млрд.

В условиях, когда Tesla планирует привлекать еще больше заемных средств, как можно оправдать исключение затрат на выплату кредитов из анализа будущих экономических показателей SolarCity?

Возможно, совет директоров связан своими законными обязательствами – не могу судить по причине слабых знаний законодательства – но качество опубликованного анализа слияния с SolarCity настолько плохое, что возникает логичный вопрос: заботится ли Маск в первую очередь о реализации собственного видения или о заработке для владельцев акций?

4. Пренебрежение контролем за уровнем затрат

Многие частные компании в наше время осторожно подходят к планированию расходов, чтобы сохранить заработанный капитал. Я считаю это признаком мудрости их руководства.

В то же время 2 сентября издание Bloomberg сообщило о письме Маска всем сотрудникам Tesla, в котором он просит их постараться и сделать компанию прибыльной в этом квартале, чтобы «утереть нос» нытикам с Уолл-Стрит, ставящим под сомнение способность компании зарабатывать.

Для этого понадобится больше, чем просто письмо, однако ограниченность мышления Маска говорит о гигантском разрыве между его красочным видением и способностью достигать результата.

Если вы ищете пример для подражания, то намного более разумным вариантом является , которому удается совмещать свое видение и производительность. Он основал в 1994 году, сделал ее публичной, а недавно поставил новый рекорд по цене за акцию ($804 за акцию на 22 сентября 2016 года - прим. Rusbase).


Несколько деловых лидеров и миллиардер Элон Маск, создатель PayPal, Tesla и Space X, вкладывают большие деньги в амбициозные, беспрецедентные проекты на основе современных технологий и научных достижений. Ожидаемые с нетерпением продукты и услуги от проектов Tesla, SpaceX, Hyperloop и даже PayPal Galactic провозглашают начало новой эры экологической и скоростной транспортной системы, а также недорогих путешествий в космос для отдыха и бизнеса. Предлагаем познакомиться с самыми интригующими, восхитительными и даже пугающими проектами, инициированными Элоном Маском.

Элон Маск считается одним из самых богатых людей в мире, он часто доказывал неправоту многих исследователей относительно реальности рискованных проектов. Вместе с многообещающими компаниями Boeing, Ford и Lockheed Martin у него есть все шансы на осуществление своих проектов в будущем.


Если бы Элону Маску удалось, то мы бы уже путешествовали в капсулах на 30 человек по специальным трубам со скоростью 1223 км/ч. Путешествие в транспортной системе Hyperloop осуществляется по принципу авиаперелетов, но на основе воздушной подушки и с меньшей степенью турбулентности. Этот проект обойдется в 60 миллиардов долларов, и Маск планирует финансировать его самостоятельно.


Современные авиалайнеры несут ответственность за грандиозные загрязнения воздуха, за большие аэропорты, которым требуются взлетные полосы, а значит, происходит разрушение окружающей среды. Во время одной из телевизионных встреч с Элоном Маском и предпринимателями стало известно, что миллиардер интересуется способом создания реактивных самолетов нового поколения. Они будут летать на электричестве, вертикально взлетать и развивать сверхзвуковую скорость. Кроме этого, самолеты будут менее опасны для окружающей среды, а время полетов сократится.


В сотрудничестве с компанией Google Элон Маск решил полностью изменить представление о принципе управления автомобилем. В то время как Google разрабатывает автомобили без руля, Элон Маск успешно внедряет идею использования автопилотов в автомобилях. В отличие от лазерных сенсоров, предлагаемых Google, Маск верит, что оптические сенсоры, управляемые компьютером, будут более эффективными, чем система радаров.


Для того, чтобы осуществить проект Tesla относительно экологичных автомобилей, Маск хочет установить серию быстрозарядных станций для электрокаров, что позволит обеспечить беспрепятственную поездку от Лос-Анжелеса до Нью-Йорка – от побережья до побережья – без использования бензина. Установка каждой станции, которая гарантирует зарядку автомобиля всего за 30 минут, обойдется в 300 000 долларов. Они будут установлены в Колорадо, Иллинойсе, Техасе, Орегоне, а также в Ванкувере, Канада. Всего планируют установить 100 станций, и участники проекта бесплатно смогут заряжать аккумуляторы своих автомобилей.

6. Роботы-операторы заправок


Для того чтобы проекты от Tesla стали более совершенными, не только в отношении новых стандартов, применяемых для создания транспортных средств, но и в предоставлении сервиса, Маск решил создавать роботов-операторов заправок. Они будут ответственны за зарядку литий-ионных аккумуляторов от Tesla. Клиенты смогут приобретать услуги по зарядке аккумулятора 450 кг за цену обычной заправки бензином. Каждая автоматическая станция обойдется в 500 000 долларов, и первые уже установлены в Калифорнии.


Проект Элона Маска Grasshopper («Кузнечик») от компании SpaceX посвящен созданию усовершенствованных ракет и реактивных самолетов. Обычно, взлетая и приземляясь, ракеты теряют свои части, которые падают в океан. Ракета «Кузнечик» способна избегать потерь и всегда готова взлететь снова, что приводит к экономии средств. Она способна безопасно приземляться в вертикальном положении.


Для того чтобы осуществить все проекты, связанные с путешествиями в космос, необходимо построить не только сам корабль, но и космодром. Это позволит многим частным компаниям арендовать ракеты и реактивные самолеты для деловых миссий, для доставки людей и грузов. Маск и его команда уже выбрали место – Браунсвиль, Техас. Этот космодром станет альтернативой мысу Канаверал и Ванденбергу.


Один из источников состояния Маска система PayPal в сотрудничестве с Search for Extraterrestrial Intelligence решает проблему создания межгалактической валюты. Эта система официально адаптирует денежную систему Земли к использованию в космосе, что позволит компаниям и туристам совершать торговые сделки, используя свои домашние счета. Этой системой смогут воспользоваться инопланетяне для покупок сувениров и продуктов.


Компания PayPal Galactic планирует установить интернет связь Земли с Марсом или другой понравившейся туристам планетой. Уже запущено около 700 маленьких спутников на орбиту, что обеспечит всю Землю скоростным интернетом, включая самые бедные и удаленные уголки планеты.


Элон Маск хочет уйти из жизни на Марсе, поэтому он разрабатывает проект по колонизации планеты. Марсианская колония будет насчитывать 80 000 человек, которая начнется только с 10 добровольцев, устанавливающих инфраструктуру для тех, кто прибудет позже. И Маск не единственный, кто разрабатывает возможность путешествий в космосе, есть ещё

Илон (употребляется также ошибочный вариант Элон) Рив Маск – канадско-американский предприниматель, новатор, инженер-изобретатель, бизнес-магнат, инвестирующий в грандиозные инновационные проекты.

Основатель и глава компаний SpaceX и Tesla Motors, соучредитель SolarCity и PayPal , этот техномессия, как его часто называют в прессе, лично участвовал в разработке новых технологий в альтернативной энергетике, конструировании экологичных электромобилей и экономичных солнечных электростанций.

Он занимался вопросами создания искусственного интеллекта сверхчеловеческого уровня OpenAI, концептуальной высокоскоростной (вдвое быстрее самолета) транспортной системы Hyperloop, проектированием космических кораблей, призванных воплотить в жизнь его главную цель – создание человеческой колонии на Марсе.

Признанному гению нашего времени присущи такие личностные качества, как настойчивость, хорошо развитое критическое мышление, точный анализ событий и собственных поступков, высокое трудолюбие и работоспособность. Достоверно известно, что Маск посвящает работе до ста часов в неделю.


Издание Forbes поместило Маска на 21-е место в списке самых влиятельных людей мира, причем он оказался одним из самых молодых персон в этом рейтинге, уступив в этом параметре лишь основателю Фейсбука Марку Цукербергу, создателям Google Сергею Брину и Ларри Пейджу, северокорейскому лидеру Ким Чен Ыну и изобретателю сервиса Uber Трэвису Каланику.

По данным за январь 2018 года состояние Илона Маска оценивалось в $20,9 миллиарда, что делает его 53-м по счету в рейтинге самых богатых людей мира.

Детство и семья

Илон Маск появился на свет 28 июня 1971 года в Претории, одной из трех столиц ЮАР. Он был старшим из троих детей в семье родившегося в ЮАР англичанина-инженера Эррола Маска и модели и эксперта в области диетологии канадско-британского происхождения Мэй Маск.


У Илона имеется младший брат Кимбел, родившийся в 1972 году, и сестра Тоска 1974 года рождения. Кимбел, хоть и не так успешен, как его старший брат, но все же сколотил миллионное состояние на ресторанном бизнесе, а Майя стала кинопродюсером.


После развода родителей в 1980 году Илон и его брат с сестрой остались жить с отцом в пригороде Претории. Мать он видел редко. У Эррола было несколько домов, ферма с чистокровными жеребцами и яхта.


Семья очень много путешествовала: поездка могла начаться в Европе, потом они летели в Гонконг, попутно посетив Штаты. Так как у отца Илона была лицензия пилота, порой он брал в аренду самолет, когда летал куда-то по работе, и брал с собой детей. Так в детстве Илон побывал в изумрудной шахте – глава семейства помогал оборудовать забой. Уже в зрелом возрасте Илон тоже получил лицензию пилота, но на это хобби у него попросту нет времени.


Илон рано научился читать и большинство свободного времени проводил за книгами. В 3 года он огорошил отца вопросом: «Где начинается и где заканчивается мир?». Мальчик рос интровертом, избегал сверстников и не очень хорошо ладил с людьми. В частной школе для мальчиков, куда он ходил, ему часто приходилось сносить издевательства одноклассников. Как-то раз его избили до потери сознания и госпитализации.


В 9 лет Илон получил в подарок свой первый компьютер – Commodore VIC-20. Он самостоятельно изучил популярные в те годы языки программирования и увлекся созданием программ. В 12 лет он сам написал на бэйсике видеоигру-шутер Blastar, которую продал за 500 долларов изданию PC & Office Technologies, которое опубликовало код в одном из выпусков.

Игра, разработанная 12-летним Илоном Маском

Образование

В 1988 году Маск окончил школу, поступил в Университет Претории, но из-за политической нестабильности в ЮАР перед самым 18-летием перебрался в Канаду. Так как его мать уроженка Канады, Илон тоже оформил гражданство этой страны. Здесь начался самый странный период его жизни: Илон поступил на бакалавриат в Королевский университет Кингстона (Онтарио), при этом сменил множество работ в разных уголках Канады, и о каждой из них ему было что рассказать.


Сначала он собирал фрукты и носил корзины с зерном на ферме у своих родственников в Уолдеке, потом устроился лесорубом в Ванкувере. За резку бревен бензопилой ему платили сущие копейки. Уволившись, он встал на биржу труда и попросил подыскать работы с зарплатой получше, и его устроили… уборщиком котельной на лесопилке. За 18 долларов в час (на самом деле, это были хорошие деньги для 1989 года) он ползал по полу в костюме из жаропрочного, но токсичного материала, выгребая мусор при экстремально высокой температуре.

В это время в Канаду переехал и его младший брат. Объединившись, Илон и Кимбел решили обрасти полезными знакомствами. Всеми правдами и неправдами они находили телефоны преуспевающих предпринимателей и обзванивали их, приглашая пообедать. Одним из тех, кто согласился, был глава Банка Новой Шотландии Петер Николсон. Впечатленный настойчивостью молодых людей, он познакомился с ними лично и решил взять Илона, как более одаренного из братьев Маск, под свое крыло. Илон проработал в его банке целое лето, получая, впрочем, меньше, чем в котельной – 14 долларов в час.


В 1992 году Маск перевелся в Университет Пенсильвании, расположенный в американском штате Филадельфия. Он обучался параллельно на факультете искусств и науки и в Уортонской бизнес-школе при университете. Пробыв в университетских стенах на год дольше, чем обычные студенты, в мае 1997 года он получил сразу две бакалаврские степени: по физике и экономике.

Во время учебы в Пенсильванском университете Маск подружился с будущим основателем TheFunded Адео Ресси. Приятели арендовали дом с десятью спальнями и превратили его в подпольный ночной клуб, пользовавшийся большим успехом у студентов. Пока все напивались, Маск оставался трезвым, чтобы следить за порядком. Зато за одну ночь он мог заработать столько денег, чтобы покрыть месячную аренду этого гигантского особняка. Все остальное он тратил на оплату колледжа.


В 1995 году 24-летний Илон переехал в Калифорнию, где стал аспирантом легендарного Стэнфордского университета, чтобы получить докторскую степень по физике. Но всего через 2 дня он передумал и решил и дальше работать над своими разработками. У него было много амбициозных идей из сфер IT, возобновляемой энергетики и покорением космоса.

Первые бизнес-проекты

В 1995 году в партнерстве со своим братом Кимбелом и бизнес-коучем Грегом Каури Илон учредил свою первую компанию – сайт формата «Желтых страниц» Zip2, специализировавшийся на разработке карт и каталогов для онлайн-изданий. Стартовый капитал, $28 тысяч, ему предложил отец, но Илон отказался их брать. Маск трудился с раннего утра до позднего вечера и жил в арендуемом офисе, чтобы экономить на аренде жилья и все деньги вкладывать в компанию.


Его настойчивость и упорство окупились сторицей. Интернет переживал тогда период бума, и в 1999 году братья продали свой стартап за $307 млн. наличными (и $34 млн ценными бумагами) поисковику AltaVista, приобретенному впоследствии Compaq. Илон, которому к тому моменту принадлежало всего 7% компании, заработал на продаже 22 миллиона долларов.


12 миллионов от этой суммы Маск инвестировал в онлайн-банк X.com, полагая, что за электронными платежными системами будущее. В 2001 X объединились с конкурентной компанией Confinity. Новое предприятие получило название PayPal. Как держатель большинства акций (и воспользовавшись конфликтом в Совете директоров после слияния) Илон Маск занял место главного исполнительного директора PayPal’а.


В 2002 году, вопреки советам Маска, Совет директоров одобрил продажу PayPal торговому гиганту eBay за $1,5 миллиарда. За вычетом налогов Маск получил $180 млн. Теперь у него было достаточно средств, чтобы заняться своими планами относительно солнечной энергии и космоса.

Создание SpaceX

Еще в 2001 году Маск разработал проект по созданию экспериментальной теплицы на Марсе, которая положила бы начало замкнутой и самостоятельной экосистеме на реголите, что в перспективе помогло бы при колонизации Красной планеты. Он надеялся вернуть общественности интерес к космической индустрии, который серьезно снизился после распада СССР и прекращении космической гонки между двумя сверхдержавами.

В октябре 2001 года вместе с Адео Ресси и инженером космического оборудования Джимом Кантреллом Маск съездил в Москву. Целью поездки была покупка восстановленных баллистических межконтинентальных ракет «Днепр», которые были нужны ему для экспериментов с доставкой груза в космос. Они встретились с авиаконструктором Семеном Лавочкиным и руководством Космотранса – компании, разработавшей эти «Днепры». Однако покупка сорвалась – Илону отказались продавать ракеты, сочтя его недостаточно опытным в этом деле. Не удалась и вторая попытка – через полгода Маск снова попробовал купить ракеты, и ему разрешили купить одну за $8 млн.

История SpaceX и ракеты Falcon-1

Цена показалась Илону неразумной. Он отказался, а во время полета домой в голову изобретателя пришла идея: он может основать компанию, которая обеспечила бы его такими же ракетами, а то и лучше. По подсчетам выходило, что себестоимость одной ракеты при производстве составит всего 3% от той цены, которую запросили в Космотрансе. Кроме того, он намеревался сократить стоимость каждого запуска на 70%, используя многоразовые носители.


В мае 2002 года состоялось открытие компании Space Exploration Technologies («Технологии для космических исследований») или, сокращенно, SpaceX. Маск вложил в предприятие $100 млн., затем привлек ряд крупных инвестиций от агентства Минобороны США DARPA, компаний SpaceDev, Celestis, ATSB и других. Первые две модели ракетоносителей: легкий носитель Falcon- 1 и носитель средней тяжести Falcon-9 («Сокол-1» и «Сокол-9»). Название – отсылка к «Тысячелетнему соколу», кораблю Хана Соло из «Звездных войн». Первый же летательный аппарат, разработанный в компании Маска, назывался Dragon.


В 2006 году NASA заключила с SpaceX 1,6-миллиардный договор по отправке 12 партий грузов на МКС. В сентябре 2008 года году впервые в истории ракетоноситель, разработка и создание которого финансировались из частных источников, успешно доставил груз на орбиту Земли. Это был Falcon-1. Илон поставил на карту почти все – если бы запуск прошел неудачно, компания, скорее всего, прекратила бы существование. 4 июня 2010 года состоялся успешный запуск Falcon-9. 25 мая 2012 года Dragon, запущенный в космос ракетоносителем Falcon-9 ,впервые пристыковался к МКС. В этом же году компания Маска получила первый коммерческий заказ: запуск спутника Intelsat с помощью в тот момент еще находившейся в разработке ракетой Falcon Heavy.


22 декабря 2015 года Falcon-9 впервые совершил вертикальную посадку на посадочное место космодрома на мысе Канаверал. До этого ракета дважды падала в Атлантический океан, но третья попытка оказалась удачной и открыла новую веху в истории покорения космоса – вторичное использование носителя означало колоссальную экономию.

Первая успешная посадка Falcon 9 (закулисье)

В феврале 2018 года SpaceX совершила еще один прорыв: ракета Falcon Heavy, предназначенная для транспортировки многотонных грузов (в случае с доставкой груза на орбиту Земли носитель мог выдержать более 60 тонн), вывела в космос автомобиль Tesla Roadster с установленной камерой, фиксирующей все происходящее вне кабины.

Значние запуска Flacon Heavy для человечества

Запуск прошел успешно, однако при посадке центральный из трех ускорителей не смог сбросить скорость и рухнул в океан. Два боковых ускорителя приземлились точно в назначенное место.

Другие проекты Илона Маска

В июле 2003 года Маск вложился в компанию Tesla Motors, только что основанную изобретателями Мартином Эберхардом и Марком Трапеннингом и позиционировавшуюся как пионер среди производителей серийных электрокаров.


Маск лично принимал участие в разработке спортивного электрокара Tesla Roadster на основе английского Lotus Elise. По инициативе изобретателя был существенно минимизирован вес модели, усовершенствован отсек батарей, внедрены новые элементы дизайна в конструкцию фар. За эту работу Илон получил премию в области экологии Global Green-2006 и нашел инвесторов, вложивших в «Тесла» $100 млн.


Несмотря на сложности в развитии бизнеса и просчеты, которые вынудили Илона уволить часть сотрудников, компания избежала банкротства благодаря 50-миллионным инвестициям немецкой автокорпорации Daimler, а также предоставление Tesla льготного займа по инициативе Минэнерго США.

Успех Tesla подстегнул «электросегмент» автомобильного рынка: каждая уважающая себя автомобильная компания начала разработку собственного электрокара или по крайней мере гибрида. В 2010 году Tesla стала первой за более чем 50 лет американской автомобильной компанией, вышедшей на IPO (до этого в 1956 году это сделал Ford).

Финансовому успеху предприятия способствовал выпуск седана премиум-класса S. Заинтересованность общественности разработкой миллиардер спровоцировал участием в дебатах с корреспондентом New York Times. Он заявил, что через 20 лет более 50% сходящих с конвейера автомобилей будут оборудованы электрическом двигателем. В результате только за первую половину 2013 года было продано 10,5 тысяч Tesla S.

Когда Генри Форд создал дешёвые и надёжные автомобили, люди сказали: "Нет, спасибо. Чем плохи лошади?". Форд рискнул всем, и это сработало.

Успешный предприниматель занимается так же развитием станций подзарядки электрических транспортных средств, работа над которыми ведется под эгидой проекта SolarCity, основателями которого стали его двоюродные братья.


Предприятие специализируется на установке солнечных электрических станций как для производства, так и для домашнего использования. Это в том числе и платформы для подзарядки автомобилей Tesla, и домашние станции для преобразования солнечной энергии. К началу 2018 года капитализация SolarCity оценивалась в $3 миллиарда.

Конференция Илона Маска

В августе 2013 года Маск представил план создания грандиозной транспортной сети Hyperloop («Гиперпетля»). Проект представлял абсолютно новый вид транспорта, который был бы в 2 раза быстрее самолета, питался энергией солнца и не привязывался к конкретному расписанию, а отправлялся в путь с короткими интервалами, как составы метрополитена.


Hyperloop представлял собой замкнутую надземную магистраль из двух труб, параллельных друг другу, с гигантскими солнечными батареями на протяжении маршрута. Обещалось, что трасса свяжет Сан-Фрациско и Лос-Анджелес: расстояние между городами составляет 560 км. Маск пообещал, что данный маршрут его изобретение покроет на 35 минут, и оценил стоимость проекта в $6 миллиардов.

Принцип работы Hyperloop

Впрочем, сам заниматься реализацией Hyperloop Маск не собирался (хотя впоследствии SpaceX и Tesla совместными усилиями создали капсулу, продемонстрировавшую скорость 355 км/ч). В итоге дальнейшими разработками занялась компания Hyperloop Transportation Technologies, функционирующая силами инженеров-волонтеров и краудфайндинга, а также Virgin Hyperloop One. Последняя в декабре 2017 года провела испытания модели вакуумной капсулы, которая разогналась до 387 км/ч.

Миллионер-изобретатель не раз призывал общество к контролю исследований в сфере искусственного интеллекта и нейросетей. Он убежден, что ИИ представляет угрозу для человечества, так как рано или поздно машины получат слишком большую власть над людьми.

Роль домашнего животного для машин - вот будущее человечества.

Тем не менее, в 2016 году Илон основал нейротехнологическую компанию Neuralink. Планировалось, что ее сотрудники будут заниматься лечением заболеваний головного мозга (в краткосрочной перспективе) при помощи нейроинтерфейсов и «улучшению людей» посредством создания связи между мозгом и компьютером. Маск пообещал создать к 2027 году так называемое «нейронное кружево» – микроимпланты, улучшающие когнитивные способности.

Илон Маск в кино

Как и многие знаменитые миллиардеры (вспомнить хотя бы появление Дональда Трампа в фильме «Один дома»), Илон Маск иногда мелькает в популярных телепроектах. Даже в тех, где над ним подтрунивают.


Так, основатель SpaceX появился в мультсериалах «Симпсоны» (серия «Маск, который упал на землю») и «Южный парк» (серия «Handicar»), а также в трэш-боевике «Мачете убивает» с Дэнни Трехо .


Также он сыграл камео во второй части «Железного человека» с Робертом Дауни-младшим (собственно, Илона часто называют прототипом главного героя фильма, изобретателя Тони Старка). В роли самого себя он появился и в сериалах «Теория большого взрыва» и его предыстории «Детство Шелдона». В одной из серий последнего забавно обыгрывается история создания «многоразового» носителя Falcon.

Илон Маск в «Теории большого взрыва»

Бизнесмену, который стремится открыть эпоху доступного космического туризма, принадлежал учебно-тренировочный реактивный самолет чешского производства Aero L-39. Затем он приобрел модель Dassault Falcon 900, который был использован в 2005 году во время съемок картины «Здесь не курят». Миллионер выступил не только продюсером этого фильма, но и сыграл в нем эпизодическую роль пилота, открывающего дверь капитану в исполнении знаменитого Роберта Дюваля. Маск являлся также владельцем авто-субмарины Wet Nellie (создана на основе Lotus Esprit из фильма «Шпион, который меня любил» о британском агенте 007 Джеймсе Бонде).


Сестра Илона, кстати, занимается кинематографом – ей принадлежит кинокомпания Musk Entertainment.

Личная жизнь Илона Маска

Миллиардер и филантроп, подаривший $10 миллионов на изыскания средств контроля над искусственным интеллектом, был дважды женат.


Первую свою супругу Жюстин Уилсон он встретил во время учебы в канадском университете. Она старше Маска на год – может, поэтому при знакомстве он не произвел на нее должного впечатления, но смог заслужить его после. После окончания университета их дороги на время разошлись, но в 2000 году пара поженилась.


В 2002 году в семье родился мальчик Невада Александр Маск, который умер от синдрома внезапной детской смерти в 10 недель. После этого Илон на время «ушел в себя». В 2004 году пара попробовала родить детей методом ЭКО. Как итог, на свет появились близнецы Гриффин и Дэмиан. В 2006 году Жюстин снова стала мамой – вновь через процедуру ЭКО. На этот раз в семье Илона родились тройняшки Ксавье, Саксона и Кайя.


Со временем отношения в семье стали портиться. Предприниматель много времени проводил на работе и мало с семьей. В 2008 году Жюстин подала на развод. Бывшие супруги поддерживают отношения и воспитывают детей совместно.

Миллиардер не раз сетовал на нехватку времени на женщин: «Я могу выделить 5-10 часов в неделю для женщины… 10 часов внимания – это нормально? Этого будет хватать женщине?».

Второй раз бизнесмен женился в сентябре 2010 года. Его избранницей стала английская актриса Талула Райли, с которой он начал встречаться вскоре после развода. Именно этой девушке пресса приписывает роль «коварной красотки», которая увела бизнесмена из семьи. Но история их любви не была гладкой.


Через полтора года после свадьбы Маск подал на развод с Талулой. Летом 2013 года они вновь поженились, дав отношениям второй шанс. В декабре 2014 года Илон вновь развелся с супругой, а через полгода аннулировал свое решение. Наконец, в марте 2016 года пара все-таки решила разойтись окончательно «по обоюдному согласию».

Около года Илон встречался с актрисой Эмбер Херд , только что пережившей тяжелый бракоразводный процесс с Джонни Деппом . В августе 2017 года они расстались.


«Эмбер постоянно врала Илону. Говорила, что провела ночь дома, хотя на самом деле отрывалась в клубе. Когда она отправилась на съемки в Австралию, то вела себя так, будто у нее нет бойфренда. Но во время шопинга она не гнушалась использовать кредитку Илона», – утверждал близкий к миллиардеру источник изданию Metro.

В мае 2018 года Маск появился на публике с новой избранницей – 30-летней певицей Граймс (настоящее имя Клер Буше). Они вместе посетили ежегодный бал The Met Gala в Нью-Йорке. Пара познакомилась в интернете: Маск хотел твитнуть фразу «Василиск рококо», совместив название мысленного эксперимента о виртуальной реальности «Василиск Роко» и архитектурного стиля рококо, но оказалось, что ее уже использовала Граймс в одном из своих клипов. Они начали общаться, потом пользователи заметили странные комментарии Маска в твиттере Граймс (про то, что кометы на самом деле сделаны из кокаина).


Рабочая неделя Илона Маска строится примерно так. В понедельник он просыпается в своем особняке в Бель-Эйр (фешенебельный район Лос-Анджелеса) и едет в центральный офис SpaceX, расположенный в Хоторне. Он ночует на рабочем месте, а вторник на частном джете летит в Пало-Альто – сердце Кремниевой долины, где расположен головной офис Tesla. В четверг Маск возвращается в Лос-Анджелес и инспектирует SpaceX. При этом не меньше 4 раз в неделю он общается со своими сыновьями.


Предприниматель стал основателем благотворительного фонда своего имени. Он жертвует часть своего состояния на ликвидацию последствий стихийных бедствий (урагана в Алабаме, цунами в японском городе Сома).

Илон Маск сейчас

Главной целью Илона Маска остается создание человеческой колонии на Марсе. В интервью 2011 года он заявил, что первые поселенцы отправятся на Красную планету в течение следующих двух десятилетий. К 2040 году, предсказывает Маск, на Марсе будут жить 80 тысяч человек.

Продолжается работа над BFR – Big Falcon Rocket – ракетой-носителем и космическим аппаратом с полезной нагрузкой в 150 тонн. Предполагается, что BFR заменит предыдущие поколения Falcon и станет основным инструментом для транспортировки грузов и людей на Марс.

Что стоит за публичной поддержкой гендиректора Tesla Motors и SpaceX Илона Маска в адрес Дональда Трампа, есть ли у них общие цели и как дружба с новым президентом США отразится на амбициозных планах и финансовом благосостоянии Маска, анализирует сайт.

Илон Маск - один из самых одиозных лидеров технологической индустрии. В смелых планах бизнесмена, которого СМИ неоднократно называли «новым Стивом Джобсом», ни много ни мало совершить революцию в автопроме, энергетике и аэрокосмической индустрии одновременно. Возможно, именно амбиции не позволили Маску остаться в стороне от большой политики.

Любовь и ненависть от Маска

Отношения предпринимателя с новым президентом США Дональдом Трампом вызывают недоумение. На этой неделе Маск, один из главных адептов «чистой» энергетики в США, публично одобрил потенциальное назначение экс-гендиректора ExxonMobil Рекса Тиллерсона на пост госсекретаря США.

«Рекс Тиллерсон имеет все шансы стать отличным госсекретарем, - написал бизнесмен в своем Twitter. - Рекс - исключительно компетентный управленец, понимает геополитику и знает, как привести свою команду к победе. Теперь его команда - это США».

Сразу возникает вопрос: будет ли победа бывшего нефтяного магната выигрышной для самого Маска и его команды? В коротком интервью для Gizmodo бизнесмен привел следующий аргумент: «Он (Тиллерсон, - прим. сайт) многие годы публично заявлял о том, что налог на выброс углерода имеет смысл. Вряд ли есть человек, который лучше подходит для претворения этих планов в реальность, чем сам Тиллерсон. Это имеет гораздо большее значение, чем трубопроводы или открытие нефтяных резервов», - говорит Маск.

Ранее гендиректор Tesla и SpaceX также стал одним из бизнес-советников команды Трампа, что не осталось незамеченным для рынка. «У Илона Маска есть важный канал коммуникации с Дональдом Трампом за счет своей роли стратегического советника. Мы считаем, что такой уровень отношений с новой администрацией может принести больше стратегической ценности, чем при прежней администрации, - говорит аналитик Morgan Stanley Адам Джонс.

Однако еще за несколько дней до выборов отношение Маска к потенциальной администрации Трампа выглядело иначе. «Я склоняюсь к тому, что он не тот человек. Мне кажется, что его характер не лучшим образом представляет Соединенные Штаты», - заявил он телеканалу CNBC в ноябре 2016 года. При этом, отметил он, результаты выборов вряд ли повлияют на бизнес Tesla.

Не исключено, что в отношении Tesla он был прав. Однако империя Маска - это не одна, а целых три компании, как минимум одна из которых пока во многом зависит от госконтрактов. Давайте посмотрим, может ли структура финансовых активов Маска пролить свет на внезапный поворот на 180 градусов в отношении к новому президенту США.

Экономический треугольник

Три главных столпа финансовой империи Илона Маска - это компании Tesla Motors, Space Exploration Technologies (или SpaceX для краткости) и производитель солнечных батарей Solar City. Начнем с самого простого - единственной на сегодняшний день публичной компании Tesla Motors. Данные торгов Nasdaq на конец дня 25 января показывали, что рыночная капитализация компании достигла почти 41 миллиарда долларов. Журнал The Economist, публикация которого вышла 22 октября 2016 года, называл сумму примерно в 30 миллиардов долларов, что соответствует биржевым данным на конец предыдущего дня.

Исходя из данных журнала, доля Маска в активах Tesla - около 22,5%. То есть на сегодняшний день - это 9,2 миллиарда долларов. Это достаточно серьезный актив, чтобы не хотеть им рисковать. А риск для компании при новой администрации есть. Достаточно сравнить миссию Tesla («Ускорить переход мира на возобновляемые источники энергии») и позицию Трампа, который считает изменение климата обманом и, по слухам, ранее на этой неделе решил «заморозить» все текущие гранты и контракты с Агентством по защите окружающей среды (EPA).

При всей известности, Tesla пока еще не прибыльная компания. По данным последнего финотчета, за 9 месяцев 2016 года выручка компании составила 4,7 миллиарда долларов (рост на 68% относительно предыдущего года), а чистый убыток - 553,6 миллиона долларов за счет роста издержек.

Дальше - сложнее. Solar City была основана кузенами Маска и с 2016 года стала дочерней компанией Tesla Motors. В августе 2016 года Solar City получила предложение о покупке за 2,6 миллиарда долларов - за год капитализация компании упала почти наполовину на фоне острой конкуренции. В октябре The Economist оценил ее капитализацию примерно в 1,9 миллиарда долларов, а долю лично Маска в Solar City - примерно в 22%.

Компания также убыточна: недавний финотчет показывает, что при росте выручки на 79%, до 508,9 миллиона долларов, Solar City закончила три квартала 2016 года с чистым убытком в 758,7 миллиона долларов. Риски от нового политического курса также схожи с Tesla, особенно учитывая заявление Маска, что он планирует консолидировать операции компаний.

И, наконец, SpaceX. Уже две недели не утихают рыночные дискуссии вокруг публикации The Wall Street Journal, аналитики которой заявили, что получили доступ к финансовым показателям компании. По данным издания, коммерческая аэрокосмическая компания получала небольшую операционную прибыль в 2013 и 2014 годах, а в 2015 году столкнулась с убытком в 260 миллионов долларов из-за неудачного запуска ракеты-носителя Falcon 9. Из-за этого компании пришлось сократить число запусков в том году почти вдвое, что привело к снижению годовой выручки на 6%.

Здесь стоит отметить, что то, насколько точны эти данные, проверить сложно. SpaceX - единственная из трех компаний, которая никогда не была публичной (Маск неоднократно заявлял, что его не интересует IPO до тех пор, пока SpaceX не сможет доставить человека на Марс). Любые оценки финансовых результатов компании будут приблизительными либо основанными на трудно верифицируемых инсайдах, поскольку SpaceX не обязана регулярно раскрывать отчетность. Именно поэтому вокруг данных WSJ и возникли столь жаркие дискуссии.

Итак, что мы знаем о финансах SpaceX? Возвращаясь к оценкам The Economist, стоимость активов SpaceX на конец 2016 года составляла примерно 12 миллиардов долларов. Илону Маску принадлежит 54% компании. Вместо 20 планируемых запусков в 2016 году компании удалось произвести лишь восемь, что наверняка оказало влияние на финансовые результаты.

Несмотря на это, финансовый директор SpaceX Брет Джонсон ранее заявил WSJ, что у компании более 1 миллиарда долларов в наличных и легкореализуемых активах и нет задолженностей, при этом есть контракты на будущие запуски на общую сумму в 10 миллиардов долларов. По данным издания, компания прогнозирует выручку более чем в 30 миллиардов долларов к 2025 году. К 2019 году SpaceX намерена выйти на один запуск ракеты в неделю.

За счет чего компаниия намерена добиться столь амбициозных целей? Один из планов стал известен в ноябре, когда SpaceX подала заявку в Федеральную комиссию по телекоммуникациям на запуск почти 4500 спутников. Потенциально этот проект может стать прибыльным предприятием по обеспечению высокоскоростного доступа в Интернет по всему миру.

При этом очевидно, что часть выручки SpaceX будет зависеть от государственных контрактов. К примеру, один из контрактов SpaceX с NASA оценивается в 700 миллионов долларов. Кроме того, апреле прошлого года SpaceX получила контракт на 82,7 миллиона долларов на отправку спутника военно-воздушных сил США в космос в 2018 году, а в ноябре - контракт на 112 миллионов долларов от того же NASA на запуск научно-исследовательского спутника в 2021 году.

Точки соприкосновения

Что мы имеем в остатке, если полагаться на эти данные: три компании (по сути, уже практически две), которые не приносят прибыли, с темпами роста, которые во многом зависят либо от политических решений нового руководства страны, либо от государственных заказов.

Насколько прав в этой ситуации Илон Маск, который пытается найти общий язык с администрацией Трампа, оценивать сложно. Хотя, если отбросить принципиальные позиции, лозунги и сантименты, с точки зрения бизнеса этот подход как минимум понятен.

Кроме того, у Маска и Трампа есть и другие точки соприкосновения, главная из которых - национальное производство. Новый президент США неоднократно заявлял, что Apple и другие технологические компании должны наладить производство внутри страны. Компании Маска уже воплощают этот призыв в жизнь: SpaceX строит ракеты в Калифорнии, а Tesla и Solar City ведут производство в Калифорнии и Неваде.

«Избранный президент делает упор на производство в США так же, как и мы. Здесь мы строим крупнейшую фабрику в мире, создавая рабочие места в США», - заявлял Маск в серии вопросов и ответов с аналитиками ранее в январе.

Наконец, не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что и Трамп, и Маск - успешные бизнесмены, в чем-то похожие по характеру, о чем не преминул заметить другой известный сторонник Трампа в Кремниевой долине, инвестор Питер Тиль. Хочется верить, что именно бизнес-рациональность и инновационное визионерство ляжет в основу сотрудничества Маска и Трампа, иначе обещанные главой Tesla и SpaceX революции задержатся еще как минимум на четыре года.

Илон Маск - очень занятой человек. Основатель Tesla и SpaceX обычно проводит всю рабочую неделю в обеих своих компаниях, заглатывая ланч за 5 минут и пропуская телефонные звонки ради большей производительности. Так что неудивительно, что его повседневная жизнь полна дел.

Вот как выглядит один день из жизни Илона Маска:

Маск начинает свой день рано и встаёт около 7.00. Ему хватает 6 часов сна.

Обычно Маск не завтракает. Иногда он находит время, чтобы быстренько проглотить кофе и омлет.

На что у него всегда находится время, так это на душ. Он говорит, что это для него самая важная ежедневная привычка.

Проснувшись, Маск углубляется в жёсткий график, разбивающий его время на 5-минутные промежутки. Предприниматель работает 85–100 часов в неделю, при этом 80% своего времени он тратит на проектирование и дизайн.

Читайте:

У Маска не бывает двух одинаковых дней. Понедельники и пятницы он проводит в SpaceX в Лос-Анджелесе. По вторникам, средам и четвергам он отправляется в Область залива работать в Tesla . В среднем он проводит 42 часа в неделю в Tesla и 40 часов - в SpaceX . Примерно полдня он тратит на работу над своим некоммерческим детищем по созданию искусственного интеллекта OpenAI .

Выходные он проводит по-разному. Воскресенье Маск проводит либо в дороге, либо у себя в особняке в Бел-Эйре. По субботам он либо работает в SpaceX

…либо проводит время со своими пятью сыновьями. В 2013 году он сказал о своих детях: «У меня получается одновременно быть с ними и отвечать на мейлы. Я могу быть с ними и при этом работать. Иначе бы я просто не успевал делать работу» .

Многозадачность - неотъемлемая часть стратегии Маска, как и максимальное число рабочих часов.

Чтобы не отвлекаться во время рабочего дня, Маск не отвечает на большинство звонков. Также он предпочитает использовать малоизвестный электронный адрес, чтобы его не заваливали письмами.

На еду он не тратит много времени. Обычно Маск есть ланч на собрании, причём ему хватает на это пяти минут.

Читайте:

Большую часть калорий он дополучает вечером. «На деловых ужинах я, пожалуй, переедаю» , - говорит он.

Один из его любимых напитков - диетическая кола, «из-за какого-то дьявольского ингредиента» . Также известно, что Маск любит французскую кухню, барбекю и виски.

Чтобы поддерживать себя в форме, Маск посещает спортзал 1–2 раза в неделю.

Несмотря на занятую жизнь, он находит время для чтения. Среди его любимых книг - классика фэнтези «Властелин колец» , биографии новаторов типа Бенджамина Франклина и Альберта Эйнштейна, а также малоизвестная историческая книга 87-летней давности «Двенадцать против богов» .

Хоть Маск и книжный червь, он умеет повеселиться. Среди его знаменитых вечеринок - день рождения в английском замке, превратившийся в большую игру в прятки, и приглашённый метатель ножей, который лопал шарики, зажатые у Маска между ног.

Спать Маск ложится не раньше 1.00. Столь поздний час неудивителен для человека, который хочет произвести революцию в автомобилях и отправить экспедицию на Марс.