Объекты социальной инфраструктуры характеризуют существующую реальность, посредством которой обозначается устойчивая совокупность вещественных элементов, обеспечивающих условия для рациональной деятельности человека во всех сферах общественной жизни. Однако подход к классификации этих объектов различен, что имеет не просто эвристическое, но и серьезное практическое значение.
Во-первых, социальная инфраструктура может быть представлена и как «линейная», и как «точечная». Под «линейной» понимается сеть железных, автомобильных дорог, связи, линии электропередачи и т.д. В понятие «точечная инфраструктура» включаются непосредственно сами объекты (в том числе школы, театры, вузы и т.д.). Применение этой классификации возможно на различных уровнях социальной организации общества. Так, на уровне производственной организации речь в большей степени идет о точечной инфраструктуре (хотя здесь не исключены отдельные элементы линейной). На уровне экономического региона в равной мере присутствует как линейная, так и точечная инфраструктура, а также их взаимодействие. Такое деление инфраструктуры вычленяет скорее форму ее организации, чем содержательную сторону.
Во-вторых, при изучении проблем региональной экономики употребляются понятия «общерайонная инфраструктура», «элементы инфраструктуры межрайонного значения» и т.п. Такое деление имеет право на существование. Однако специфическая определенность, присущая социальной инфраструктуре, в данном случае упускается (С.А. Дебабов).
В-третьих, к объектам социальной инфраструктуры часто относят комплекс учреждений культуры, образования, здравоохранения, предприятия торговли и общественного питания, пассажирский транспорт, водообеспечение и канализацию, почтово-телеграфные и финансовые учреждения, спортивные и оздоровительные сооружения (стадионы, дворцы спорта, плавательные бассейны, парки, дома отдыха) и другие организации социально-бытового назначения (В.А. Жамин).
Общим недостатком такой поэлементной характеристики социальной инфраструктуры является простой перечислительный ряд отдельных институтов, учреждений, организаций. Кроме того, при подобном подходе нередко преобладает социально-бытовой аспект, слабо учитывающий другие виды жизнедеятельности человека.
В-четвертых, вполне правомерно рассматривать социальную инфраструктуру и по уровням социальной организации общества.
Обычно анализ начинается с социальной инфраструктуры всего общества. В практике управления широко используются как общие, так и расчетные показатели, характеризующие состояние, обеспеченность и тенденции развития отдельных элементов инфраструктуры. При этом ее состояние интересует не само по себе, а как показатель и уровень общественных изменений. Поэтому разработка показателей социальной инфраструктуры дает возможность постоянного изучения взаимосвязи и взаимовлияния материальной базы и сущностных (содержательных) процессов в развитии общества.
Не менее важен и уровень крупного экономического района, когда социальная инфраструктура исследуется в рамках относительно замкнутой экономической системы. Появляется возможность сравнить показатели данной инфраструктуры с показателями развития других экономических единиц и на этой основе получить богатую информацию о достижении, опережении и отставании анализируемого объекта для принятия действенных мер. На этом уровне уже вводятся определенные поправки к коэффициентам ее развития в зависимости от природно-климатических и национальных особенностей региона.
Социальная инфраструктура административного деления (республик, областей, краев, городов, районов) является необходимым элементом конкретизации общих проблем. Примечательно, что здесь уже могут отсутствовать те или иные элементы социальной инфраструктуры: чем ниже уровень социальной организации, тем ограниченнее набор элементов. Главным критерием наличия или отсутствия элементов инфраструктуры выступает удовлетворение потребностей повседневной жизни всего населения.
Социальная инфраструктура особо может быть представлена и на уровне производственной организации, трудового коллектива. Хотя эта точка зрения еще не нашла своего глубокого обоснования в научной литературе, все же данный уровень социальной инфраструктуры нуждается в большем внимании и теории, и практики. При этом необходимо видеть три ограничения. Во-первых, не все элементы социальной инфраструктуры развиваются на уровне коллектива: предполагается, что удовлетворение потребностей и интересов людей осуществляется на уровне районной и городской инфраструктуры. Во-вторых, подлинно научное выражение состояния социальной инфраструктуры на предприятии ограничено самими возможностями коллектива, отсутствием разработанных нормативных показателей на уровне региона, что затрудняет сравнение вещественных элементов с аналогичными объектами на других уровнях социальной организации общества. И, наконец, на уровне коллектива вносится немало поправок к коэффициентам при учете особенностей труда, социально-демографических данных и т.д.
В-пятых, социальная инфраструктура исследуется с позиций удовлетворения потребностей людей, т.е. имеется в виду набор элементов социальной инфраструктуры, который необходим для организации жизни населения как на работе, так и по месту жительства. Такие элементы не могут быть ничем заменены. Нельзя, например, хорошей столовой заменить отсутствующие учреждения здравоохранения или наличием клуба, дома культуры оправдать отсутствие детских учреждений.
Но есть потребности и более высокого порядка: получение высшего образования, занятия определенными видами спорта, художественным творчеством и т.п. Применительно к ним стоит задача более равномерного распределения этих элементов социальной инфраструктуры по территории в зависимости от количества проживающего населения. Так, считается нецелесообразным открывать государственный театр в городе, где менее 250 тыс. населения. Предполагается, что населенные пункты с небольшим количеством жителей могут обслуживаться театрами, филармониями и любыми формами приобщения людей к искусству необязательно путем строительства соответствующих учреждений в каждом из этих пунктов: их можно заменить организацией поездок театральных и других творческих коллективов или поддержкой самодеятельных объединений.
И, наконец, различные формы жизнедеятельности человека выступают тем единым основанием, по которому также осуществляется выделение элементов социальной инфраструктуры. Это, однако, не означает, что эти компоненты полностью изолированы (независимы) друг от друга. Наоборот, анализ условий деятельности, например, в сфере культуры может частично охватить и условия деятельности в сфере труда, так же как характеристика социальной активности возможна по всем без исключения компонентам социальной инфраструктуры.
Анализируя объекты социальной инфраструктуры в связи со сферами деятельности человека, можно выделить ее составные элементы: инфраструктура трудовой деятельности; инфраструктура охраны окружающей среды и здоровья человека; инфраструктура общественно-политической деятельности; социально-культурная инфраструктура; социально-бытовая инфраструктура; инфраструктура межличностного и социального общения.
Условия, обеспечивающие жизнедеятельность населения, и лежат в основе классификации социальной инфраструктуры: она в целом и ее элементы обслуживают не какие-то отдельные, а совокупность всех видов деятельности человека.
Социальная инфраструктура: что это?
В современной социологической науке инфраструктура представляет собой целый обширный комплекс, который состоит из таких объектов, как предприятия, организации, учреждения а также некоторые сооружения. Данные объекты действуют с целью обеспечения максимально подходящих и комфортных условий для дальнейшего функционирования общественного производства. Как известно, данное производство обеспечивает удовлетворение потребностей индивидов, необходимых для успешной и качественной жизнедеятельности всего населения.
Замечание 1
Помимо всего прочего, современная социальная инфраструктура направлена на формирование как физически, так и интеллектуально развитого гражданина со своей особой гражданской позицией, набором идеалов и ценностей. Такой человек имеет собственную точку зрения на обширную общественную проблематику, и способен на инновационную деятельность, которая сможет разрешить большинство противоречий.
Выделение социальной инфраструктуры производится на основе некоторых основных признаков, которые определяют ее специфику. В отдельную подсистему хозяйственного комплекса она выделяется в связи со следующим: во-первых, функциональное назначение социальной инфраструктуры – наличие общих условий процесса общественного воспроизводства. Это значит, что производство товаров и услуг должно соответствовать общественным и общемировым требованиям (научные открытия, технический прогресс, открытие новых возможностей). Во-вторых, социальная инфраструктура обладает достаточно сложным строением. Оно включает в себя структуру, состоящую из разнообразных уровней, звеньев и цепей и, конечно же, из объектов социальной инфраструктуры.
На объекты социальной инфраструктуры легла серьезная ответственность. Это связано с тем, что они по своей сути характеризуют всю существующую реальность, посредством которой и обозначается устойчивая совокупность элементов социума и окружающей среды. Но выделение различных объектов зависит от представлений исследователя, а также от видовых особенностей инфраструктуры и ее уровней.
Во-первых, социальная инфраструктура может быть как линейной, так и точечной. Линейная социальная инфраструктура включает в себя все дорожные развязки, железные и автомобильные дороги, а также линии электропередач в конкретном регионе или на территории всей страны, в зависимости от тех масштабов, в которых рассматривается состояние и состав инфраструктуры. В отличие от линейной инфраструктуры, точечная социальная инфраструктура представляет собой непосредственно сами объекты социальной инфраструктуры (в их число входят также школы различного уровня, театры, высшие учебные заведения).
Во-вторых, объектами социальной инфраструктуры может быть все многообразие комплекса учреждений культуры, образовательного направления, медицины и здравоохранения, социальной работы, предприятия торговли и общественного питания (в том числе, рестораны быстрого питания фастфуд). Также объектами социальной инфраструктуры является вышеупомянутый пассажирский транспорт, водообеспечение, электроэнергия, почтовые и телеграфные учреждения, финансовые и банковские системы и подразделения. Сюда же входят оздоровительные и спортивные организации и сооружения (стадионы, бассейны, дворцы культуры и спорта, парки, дома отдыха, реабилитационные центры).
Замечание 2
Таким образом, мы можем отметить, что число объектов социальной инфраструктуры напрямую зависит от того, какие сферы и виды деятельности более востребованы среди населения. Тем не менее, инфраструктура обладает рядом недостатков. Одним из них, например, является достаточно простой и перечислительный ряд отдельных институтов. К тому же, организация деятельности внутри них не всегда бывает на высшем уровне из-за недостатка подготовки специалистов или финансирования из государственного бюджета.
Социальная инфраструктура также может выделяться по принципу административного деления. Таким образом, в ней выделяют республики, области, края, города и районы. Россия является очень ярким примером такого административного деления, но если коснуться деления Соединенных Штатов Америки, то в основе их инфраструктуры будут штаты.
Задачи социальной инфраструктуры определяют ее роль и место в развитии общественной системы. Более того, задачи тесно связаны с функциями, и данные аспекты полностью отражают суть социальной инфраструктуры.
Во-первых, она направлена на создание максимально комфортных и соответствующих требованиям извне условий, которые позволят сформировать прогрессивные тенденции в различных общественных процессах, такие как:
Вторая задача социальной инфраструктуры – создать комфортные условия для воспроизводства рабочей силы, которая будет качественно отвечать потребностям и уровню развития воспроизводства. В первую очередь, это повышение уже имеющейся квалификации работника или его полная переквалификация в соответствии с требованиями современного производства и предприятия. Необходимо обучение человека, привлечение его к работе с машинами. Это будет способствовать тому, что «не машина будет править человеком, а человек возьмет в свои руки контроль за машинным производством».
Также среди задач социальной инфраструктуры мы отметим:
Это очень важно, поскольку дома человек обычно отдыхает, что способствует его рекреации. В этой связи, в доме должны быть все благоприятные условия, которые позволят человеку восполнить энергию и вернуться к полноценной трудовой деятельности. Также в сферу социальной инфраструктуры входит задача улучшения как физического, так и психического здоровья населения, а также рациональная организация и использование свободного времени (рекреация и досуг).
Кладбища традиционного захоронения и крематории
Кладбища для погребения после кремации
Примечания :
1. Участки дошкольных образовательных учреждений не должны примыкать непосредственно к магистральным улицам.
2. Приёмные пункты вторичного сырья следует изолировать полосой зелёных насаждений и предусматривать к ним подъездные пути для автомобильного транспорта.
3. После закрытия кладбища традиционного захоронения по истечении 25 лет после последнего захоронения расстояния до жилой застройки могут быть сокращены до 50 м.
В городе Краснодаре и населённых пунктах сельских округов в районах застройки, подлежащих реконструкции, расстояние от кладбищ до стен жилых домов, зданий детских и лечебных учреждений допускается уменьшать по согласованию с местными органами санитарного надзора, но оно должно быть не менее 100 м.
4. Участки вновь размещаемых больниц не должны примыкать непосредственно к магистральным улицам.
На земельном участке больницы необходимо предусматривать отдельные въезды:
в хозяйственную зону;
в лечебную зону, в том числе для инфекционных больных;
в патологоанатомическое отделение.
124. На производственных территориях должны предусматриваться объекты обслуживания закрытой и открытой сети. Учреждения закрытой сети размещаются на территории промышленных предприятий и рассчитываются согласно СП 44.13330.2011 , в том числе:
помещения здравоохранения принимаются в зависимости от числа работающих:
при списочной численности от 50 до 300 работающих должен быть предусмотрен медицинский пункт.
Площадь медицинского пункта следует принимать:
12 кв. м - при списочной численности от 50 до 150 работающих;
18 кв. м - при списочной численности от 151 до 300 работающих. На предприятиях, где предусматривается возможность использования труда инвалидов, площадь медицинского пункта допускается увеличивать на 3 кв. м;
при списочной численности более 300 работающих должны предусматриваться фельдшерские или врачебные здравпункты;
организации общественного питания следует проектировать с учётом численности работников, в том числе:
при численности работающих в смену более 200 человек следует предусматривать столовую, работающую на полуфабрикатах. При обосновании допускается предусматривать столовые, работающие на сырье;
при численности работающих в смену до 200 человек - столовую-раздаточную;
при численности работающих в смену менее 30 человек допускается предусматривать комнату приёма пищи.
125. Объекты открытой сети, размещаемые на границе территорий производственных зон и жилых районов, определяются согласно приложению N 7 к настоящим нормативам градостроительного проектирования на население прилегающих районов с коэффициентом учёта работающих в соответствии с таблицей 23 .
В состав сети на таких территориях включаются объекты торгово-бытового назначения, спорта, сбербанки, отделения связи, а также офисы и объекты автосервиса.
Таблица 23 |
|||||
Соотношение: работающие (тыс. чел.) / жители (тыс. чел.) |
Коэффициент |
Расчётный показатель (на 1000 жителей) |
|||
торговля (кв. м торговой площади) |
Общественное питание (мест) |
бытовое обслуживание (рабочих мест) |
|||
продукты |
промтовары |
||||
126. Радиус обслуживания населения объектами обслуживания, размещаемыми в жилой застройке в зависимости от элементов планировочной структуры (микрорайон (квартал), жилой район), следует принимать в соответствии с приложением N 7
127. Радиус обслуживания специализированными и оздоровительными дошкольными образовательными учреждениями и общеобразовательными школами (языковые, математические, спортивные и прочие) принимается по заданию на проектирование.
128. Дошкольные образовательные учреждения (далее - ДОУ) следует размещать в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.2660-10 .
129. При размещении ДОУ следует учитывать радиус их пешеходной доступности в соответствии с приложением N 7 к настоящим нормативам градостроительного проектирования.
Расстояния от зданий ДОУ до различных видов зданий (жилых, производственных и др.) принимаются в соответствии с таблицей 23 и СП 35-103-2001 .
Расстояния от территории ДОУ до промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных объектов, транспортных дорог и магистралей определяются в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам указанных объектов и сооружений.
130. Минимальная обеспеченность ДОУ, а также площади земельных участков для проектируемых ДОУ принимаются в соответствии с приложением N 7 к настоящим нормативам градостроительного проектирования.
131. Здания общеобразовательных учреждений допускается размещать:
на внутриквартальных территориях микрорайона, удалённых от межквартальных проездов с регулярным движением транспорта на расстояние 100 - 170 м;
на внутриквартальных проездах с периодическим (нерегулярным) движением автотранспорта только при условии увеличения минимального разрыва от границы участка учреждения до проезда на 15 - 25 м.
132. Не допускается размещать общеобразовательные учреждения на внутриквартальных и межквартальных проездах с регулярным движением транспорта.
133. Минимальную обеспеченность общеобразовательными учреждениями, площадь их участков и размещение принимают в соответствии с приложением N 7 к настоящим нормативам градостроительного проектирования.
134. Расстояния от зданий общеобразовательных учреждений до различных видов зданий (жилых, производственных и др.) принимаются в соответствии с таблицей 23 и СП 35-103-2001 .
Расстояния от территории общеобразовательных учреждений до промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных объектов, транспортных дорог и магистралей определяются в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам указанных объектов и сооружений.
136. Учреждения начального профессионального образования - профессионально-технические училища (далее - учреждения НПО) следует размещать в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.3.1186-03 .
Размещение учреждений НПО, в том числе зоны отдыха, спортивные площадки и спортивные сооружения для подростков, на территориях санитарно-защитных зон не допускается.
137. Расстояния от территории учреждений НПО до промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных объектов, транспортных дорог и магистралей определяются в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам указанных объектов и сооружений.
138. Учебные здания следует проектировать высотой не более четырёх этажей и размещать с отступом от красной линии не менее 25 м в городе Краснодаре и крупных населённых пунктах сельских округов и не менее 10 м - в больших и средних населённых пунктах сельских округов.
Учебно-производственные помещения, спортзал и столовую следует выделять в отдельные блоки, связанные переходом с основным корпусом.
139. Размеры земельных участков для учреждений НПО следует принимать в соответствии с приложением N 7 к настоящим нормативам градостроительного проектирования.
140. Земельные участки, отводимые для средних и высших учебных заведений, должны обеспечивать размещение полного комплекса учебно-научных, жилых и хозяйственно-бытовых зданий и сооружений с учётом функциональной взаимосвязи с инженерной, транспортной и социальной инфраструктурами населённого пункта.
При расположении зданий средних специальных и высших учебных заведений вблизи скоростных дорог и магистральных улиц следует предусматривать отступ от границы проезжей части не менее 50 м, при этом общежитие рекомендуется размещать в глубине территории.
141. Административно-общественный центр с общеинститутскими службами должен иметь пешеходное сообщение со всеми учебными корпусами, а также с остановками общественного транспорта.
142. Расстояния от территории учебных заведений до промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных объектов, транспортных дорог и магистралей определяются в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам указанных объектов и сооружений.
143. Размер земельного участка следует принимать как сумму площадей функциональных зон в соответствии с приложением N 7 к настоящим нормативам градостроительного проектирования.
144. Административно-общественный центр с общеинститутскими службами должен иметь пешеходное сообщение со всеми учебными корпусами, а также с остановками общественного транспорта.
145. В высших учебных заведениях с расчётным количеством студентов до 10 тысяч человек протяжённость территории учебной зоны не должна превышать 600 м, что обеспечивает 10-минутную пешеходную доступность до любого корпуса (в течение перерыва между лекциями).
В крупных высших учебных заведениях протяжённость территории учебной зоны может составлять более 2 км, поэтому пешеходная доступность (800 м) может быть ограничена одним - двумя факультетами.
146. Для заочных высших учебных заведений размеры участка учебной зоны определяются из расчёта 2,5 - 3 га на 1000 (расчётного количества) студентов, хозяйственной зоны - 0,5 га на 1000 (расчётного количества) студентов. Спортивная зона в заочных вузах не предусматривается.
147. Площадь участка жилой зоны рассчитывается на общую численность проживающих в общежитиях студентов, аспирантов и слушателей подготовительного отделения (с учётом предполагаемого приёма иногородних).
Удельный показатель площади на 1000 проживающих принимается в зависимости от этажности застройки:
5 этажей - 3 га;
9 этажей - 2 га;
12 этажей - 1,5 га.
148. Спортивную зону высшего учебного заведения следует размещать смежно с учебной и жилой зонами.
При проектировании комплекса высшего учебного заведения с расчётным числом студентов до двух тысяч спортивную зону рекомендуется кооперировать со спортивными зонами других высших и средних специальных учебных заведений при условии соблюдения радиуса пешеходной доступности от учебной зоны.
149. Хозяйственная зона должна размещаться в удобной связи со служебным входом в столовую и общежитие, а также с экспериментально-производственными корпусами. В состав хозяйственной зоны включаются хозяйственный двор, стоянка автомобильного транспорта с разгрузочными площадками, а также складские помещения и гаражи.
150. Площадь озеленения территории должна составлять не менее 30 - 50 процентов общей площади.
151. Въезды и входы на территорию учебных заведений, подъезды и подходы к зданиям в пределах территории проектируются в соответствии с требованиями подраздела III.5 "Зоны транспортной инфраструктуры" раздела III настоящих нормативов градостроительного проектирования.
153. Расстояние от территории лечебных учреждений до промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных объектов, транспортных дорог и магистралей определяется в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам указанных объектов и сооружений.
154. Обслуживание организациями социальной инфраструктуры на территориях малоэтажной застройки в городских округах и поселениях определяется на основании необходимости удовлетворения потребностей различных социально-демографических групп населения.
155. Для ориентировочных расчётов показатели количества и вместимости объектов обслуживания территорий малоэтажной застройки допускается принимать в соответствии с СП 30-102-99 и приложением N 7 к настоящим нормативам градостроительного проектирования.
156. Для организации обслуживания на территориях малоэтажной застройки допускается размещение организаций с использованием индивидуальной формы деятельности - детского сада, магазина, кафе, физкультурно-оздоровительного и досугового комплекса, парикмахерской, фотоателье и других, встроенными или пристроенными к жилым домам с размещением преимущественно в первом и цокольном этажах и оборудованием изолированных от жилых частей здания входов с учётом следующих условий:
обустройство входа в виде крыльца или лестницы, изолированных от жилой части здания;
обустройство входа и временной стоянки автомобилей в пределах границ земельного участка, принадлежащего застройщику;
оборудования площадок для остановки автомобилей;
соблюдения норм благоустройства, установленных соответствующими муниципальными правовыми актами.
При этом общая площадь встроенных объектов не должна превышать 150 кв. м.
Указанные учреждения и предприятия могут иметь центроформирующее значение и размещаться в центральной части жилого образования.
157. Объекты со встроенными и пристроенными мастерскими по ремонту и прокату автомобилей, ремонту бытовой техники, а также помещениями ритуальных услуг следует размещать на границе жилой зоны.
158. Размещение встроенных предприятий, оказывающих вредное влияние на здоровье населения (рентгеноустановок, магазинов стройматериалов, москательно-химических и другое), в условиях малоэтажной застройки не допускается.
159. На земельном участке жилого дома со встроенным или пристроенным объектом обслуживания должны быть выделены жилая и общественная зоны.
Перед входом в здание необходимо предусматривать стоянку для транспортных средств.
160. В населённых пунктах сельских округов следует предусматривать объекты повседневного обслуживания первой необходимости, начиная с 50 жителей, и базовые объекты более высокого уровня обслуживания, размещаемые в административном центре населённого пункта.
Перечень объектов повседневного обслуживания населённого пункта сельского округа определяется в соответствии с приложением N 8 к настоящим нормативам градостроительного проектирования.
Помимо стационарных зданий необходимо предусматривать нестационарные объекты, передвижные средства и сезонные сооружения.
161. Расчёт обеспеченности организациями обслуживания, уровня охвата по категориям населения и размеры земельных участков определяются в соответствии с приложением N 7 к настоящим нормативам градостроительного проектирования.
162. Обеспечение жителей населённых пунктов сельских округов услугами первой необходимости должно осуществляться в пределах пешеходной доступности не более 30 минут (2 - 2,5 км).
Размещение организаций более высокого уровня обслуживания, в том числе периодического, необходимо предусматривать с пешеходно-транспортной доступностью не более 60 минут или в центре населённого пункта.
163. Радиус обслуживания населённых пунктов сельских округов принимается в пределах транспортной доступности не более 60 минут. При превышении указанного радиуса необходимо создание подрайонной системы по обслуживанию населённых пунктов сельских округов ограниченным по составу комплексом организаций периодического пользования в пределах транспортной доступности 30 - 45 минут.
164. Радиусы обслуживания населённых пунктов сельских округов допускаются:
дошкольных образовательных организаций - в соответствии с приложением N 7
общеобразовательных учреждений:
для учащихся I ступени обучения - не более 2 км пешеходной и не более 15 мин. (в одну сторону) транспортной доступности;
для учащихся II и III ступеней обучения - не более 4 км пешеходной и не более 30 минут (в одну сторону) транспортной доступности. Предельный радиус обслуживания обучающихся II - III ступеней не должен превышать 15 км;
организаций торговли - в соответствии с приложением N 7 к настоящим нормативам градостроительного проектирования;
поликлиник, амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов и аптек - не более 30 минут пешеходно-транспортной доступности.
165. Потребности населения в организациях обслуживания должны обеспечиваться путём нового строительства и реконструкции существующего фонда в соответствии с требованиями настоящих нормативов градостроительного проектирования.
| Совет ский | Цен тральный | Ок тябрь ский | Ленин ский | Киров ский | Всего |
Всего (ед./мест) | 39/24635 | 39/24186 | 24/17673 | 30/19461 | 33/25176 | 165/111131 |
В них учащихся (чел.) | 34636 | 40385 | 26569 | 29220 | 37653 | 168463 |
Из них: негосударственные (ед./уч-ся) | 3/288 | 3/118 | 1/44 | 1/14 | 1/35 | 9/499 |
Вспомогательные школы-интернаты (ед./мест) | 2/296 | 5/822 | 3/510 | 3/380 | 1/160 | 14/2168 |
В них учащихся (чел.) | 271 | 773 | 473 | 416 | 191 | 2124 |
Детские дома (ед./чел.) | 2/278 | 1/165 | 2/77 | - | - | 5/520 |
| Совет ский | Цен тральный | Ок тябрь ский | Ленин ский | Киров ров- ский | Всего |
Больницы (ед./коек), в них: | 7/2117 | 27/9330 | 8/1800 | 6/2080 | 5/2098 | 53/17425 |
- дома ребенка | 2/210 | 1/100 | - | - | ? | ? |
- санатории | - | - | - | 2/195 | ? | ? |
- поликлиники (ед./пос./см.) | 17/6057 | 42/13057 | 11/3674 | 16/5662 | 8/4871 | 94/33321 |
В том числе учреждения городского департамента здравоохранения (ед./коек) |
||||||
Больницы (ед./коек), в них: | 7/2117 | 15/2820 | 8/1800 | 3/620 | 4/2038 | 37/9395 |
- дома ребенка | 2/210 | 1/100 | - | - | - | 4/310 |
- санатории | - | - | - | 2/195 | 1/75 | 3/270 |
- поликлиники (ед./пос./см.) | 17/6057 | 26/7662 | 11/3674 | 11/2992 | 7/4721 | 72/25106 |
Административные округа | Теат ры | Дома культуры и клубы | Кино театры | Киноконцертный зал | Цирк |
Советский | 1/550 | 6/3550 | 1/540 | - | - |
Центральный | 4/2888 | 6/4202 | 5/2183 | 1/1200 | - |
Октябрьский | 1/200 | 8/5012 | 1/635 | - | 1/2000 |
Ленинский | - | 5/2868 | 3/980 | - | - |
Кировский | - | 5/2040 | 2/1222 | - | - |
Всего по Омску | 6/3638 | 35/17672 | 12/5560 | 1/1200 | 1/2000 |
Виды услуг населению | Общий объем, | Удельный вес в общем объ- |
млн. руб. | еме услуг |
|
Бытовые услуги | 462,4 | 17,5% |
Пассажирского транспорта | 505,3 | 19,1% |
Связи | 246,8 | 9,3% |
Жилищные услуги | 131,8 | 5,0% |
Коммунальные услуги | 277,6 | 10,5% |
Системы образования | 287,8 | 10,9% |
Учреждений культуры | 30,0 | 1,1% |
Туристско-экскурсионные услуги | 7,8 | 0,3% |
Физической культуры и спорта | 13,0 | 0,5% |
Медицинские услуги | 159,5 | 6,0% |
Санаторно-оздоровительные | 47,0 | 1,8% |
Ветеринарные услуги | 15,0 | 0,6% |
Правового характера | 190,8 | 7,2% |
Прочие услуги | 267,6 | 10,2% |
Общий объем платных услуг | 2642,4 | 100,0% |
Социальная инфраструктура – комплекс объектов и предприятий, которые обеспечивают функциональную жизнедеятельность населения, формирование интеллектуально развитого индивида.
Отрасли инфраструктуры и их развитие ставят перед собой основные задачи, направленные на улучшение жизни, повышение благосостояния, формирование здорового и активного поколения.
Прежде всего, нужно устранить жилищную проблему: расселение коммунальных помещений, предоставление улучшенного жилья людям, которые нуждаются в этом; повышение становления социальной инфраструктуры; создать культурную сферу для полноценной жизнедеятельности человека; повышать профессиональный уровень населения для увеличения роста товаров и услуг; создать экологически чистую среду, для проживания и работы; гарантировать социальную защищенность граждан всех категорий; предоставление различных товаров и услуг, чтобы полностью удовлетворить потребности населения.
– это те объекты, которые обеспечивают потребности населения в жизненно важных товарах, услугах, и продуктах.
Объекты социальной инфраструктуры предоставляют существующую реальность, которая характеризуется совокупностью объектов, которые создают условия для продуктивной деятельности человека во всех сферах жизни. Однако существуют различные подходы классификации объектов социальной инфраструктуры, что представляют серьезное значение.
Социальная инфраструктура может быть «линейная» и «точечная». Линейная социальная инфраструктура — это наличие сети железных дорог, автомагистралей, линий электропередач, связи и т.д. Точечная инфраструктура – это сами объекты: ВУЗы, школы, театры, поликлиники, развлекательные центры и т.д. Применять такую классификацию можно на разных уровнях организации общества. В производственной организации будет большее применение точечной инфраструктуры (но есть элементы и линейной). В экономической сфере присутствует и линейная, и точечная, а также их взаимодействие.
Недостатком такой характеристики социальной инфраструктуры является перечисление ряда организаций, институтов, учреждений.
Социальную инфраструктуру вполне можно рассматривать по уровням соц. организации общества.
В управлении используются как общие показатели, так и расчётные, которые характеризуют обеспеченность отдельных объектов инфраструктуры. Ее состояние интересует как показатель общественных изменений. Разработка социальной инфраструктуры дает возможность изучения взаимосвязи материальной базы и содержательных процессов в развитии общества.
Важен также уровень большого экономического района, когда инфраструктура исследуется в рамках замкнутой системы. Можно сравнить показатели одной инфраструктуры с показателями других единиц и на основе сравнения получить информацию о достижениях анализируемого объекта и принятие действенных мер. Далее, на этом уровне, вводятся необходимые поправки в ее развитие в зависимости от культурной особенности региона и природно – климатических показателей.
Вконтакте