Объекты водопользования. Водопользование. Сроки предоставления услуги

Объекты водопользования. Водопользование. Сроки предоставления услуги

один из основных институтов водного права, регулирующий различные формы потребления водных ресурсов. Водное законодательство РФ различает три вида В.: долгосрочное, краткосрочное и ограниченное (водный сервитут). По целевому признаку различаются хозяйственное (промышленное, транспортное, ирригационное и т.д.), природоохранное, рекреационное, научное, чрезвычайное и иные виды В. Как общее правило в водном законодательстве установлен принцип платности В. (см. Плата за воду).

Отличное определение

Неполное определение ↓

ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

использование воды в установленном законом порядке. В СССР все водные ресурсы национализированы и являются исключительной собственностью государства. Национализация вод установлена декретом «О земле» и закреплена в ст. 6 Конституции СССР.! Национализация вод, в сочетании с национализацией земли, создала для Советского государства наилучшие возможности в использовании водных ресурсов на основе народнохозяйственных планов и в соответствии с требованиями экономических законов социализма. В принятых XIX съездом партии директивах по пятому пятилетнему плану содержится новая грандиозная программа водохозяйственных мероприятий, выполнение которой значительно расширит В. и обеспечит большое повышение продуктивности сельского хозяйства и количества электроэнергии в стране. Вода используется для самых различных целей: Для транспорта, лесосплава, для питья, для промышленных нужд, для получения гидроэнергии, рыбного и охотничьего хозяйства, для лечебно-санитарно-гигиенических целей, для спорта и т. д. Особенно большое значение имеет В. для сельского хозяйства в засушливых районах, где вода используется для организации поливного земледелия (орошения) или для обеспечения безводных и маловодных районов колодцами и водоемами для водопоя скота и хозяйственных нужд (обводнение).

По общему правилу, использование воды носит комплексный характер: один и тот же водоем может быть использован для различных целей (напр., для транспорта, рыбного хозяйства, орошения и т. д.). Однако и при комплексном использовании воды, в зависимости от основного назначения водоемов, определяются и органы, в ведении которых они состоят. В. осуществляется или самим Советским государством через государственные предприятия и хозяйства (промышленные предприятия, совхозы и т. п.) или передается колхозам, кооперативным и общественным организациям и отдельным гражданам для удовлетворения их нужд. Порядок В. различен, в зависимости от того, из каких водных источников вода предоставляется (из естественных водных источников – рек, озер, из государственных оросительных систем, из прудов и водоемов, находящихся на территории хозяйств – колхозов, совхозов и др.) и для какой цели вода предоставляется.

В. из естественных источников для питья, водопоя скота и хозяйственных (непромышленных) нужд разрешается повсеместно с соблюдением установленных санитарных и водотехнических правил; при этом водопользователь не имеет права изменять водный режим реки и нарушать интересы других водопользователей. Коммунальное В. в городах осуществляется, по общему правилу, через систему водопроводов или других сооружений, находящихся в ведении городских Советов. В. для промышленности, ж.-д. транспорта и т. п. осуществляется по соответствующим планам путем получения воды из определенных водных источников (в городах также обычно через систему водопроводов). Из государственных оросительных систем вода подается для орошения посевов, насаждений и естественных сенокосов, для промышленных, бытовых и других нужд по договорам, заключаемым водопользователями с управлениями оросительных систем в соответствии с утвержденными планами. Использование прудов и водоемов, находящихся на территории колхозов, совхозов и других землепользователей, для целей орошения и обводнения, для целей рыборазведения и получения гидроэнергии для нужд сельского хозяйства осуществляется самими землепользователями.

Наиболее детально разработано законодательство о сельскохозяйственном В. в засушливых районах. Подача воды из оросительных систем производится в соответствии с планами, составляемыми управлениями оросительных систем на основе утвержденных райисполкомами для каждого колхоза и совхоза внутрихозяйственных планов В. и заявками предприятий, учреждений и других хозяйств-водопользователей на воду для промышленных, хозяйственных, бытовых и других надобностей. Внутрихозяйственные планы по каждому колхозу и совхозу должны предусматривать цели, для которых подается вода, количество и сроки подачи воды и составляться, с учетом новой системы орошения. Управления оросительных систем заключают с водопользователями договоры; при этом внутрихозяйственные планы В. колхозов и совхозов включаются в договор как его составная часть.

В целях обеспечения правильного и экономного использования воды за подаваемую воду установлена денежная оплата, взыскиваемая с водопользователей в размерах, установленных законом. Колхозы, совхозы и другие хозяйства-водопользователи обязаны правильно и экономно использовать получаемую воду, содержать в порядке внутрихозяйственную оросительную сеть, подготавливать почву к поливу, а также обязаны принимать бесплатное долевое участие в проведении работ по очистке и ремонту оросительных систем.

Уголовные кодексы среднеазиатских республик устанавливают ответственность за нарушения порядка В., в том числе за самовольный захват воды из государственных оросительных каналов, прорытие берегов, открытие шлюзов и т. п., за загрязнение воды в канале и за другие нарушения порядка.

Партия и Правительство уделяют большое внимание развертыванию водохозяйственных мероприятий.

Отличное определение

Неполное определение ↓

2. Обособленное водопользование может осуществляться на водных объектах или их частях, находящихся в собственности физических лиц, юридических лиц, водных объектах или их частях, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных для обеспечения обороны страны и безопасности государства, иных государственных или муниципальных нужд, обеспечение которых исключает использование водных объектов или их частей другими физическими лицами, юридическими лицами, а также для осуществления аквакультуры (рыбоводства).

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2010 N 420-ФЗ, от 02.07.2013 N 148-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. По способу использования водных объектов водопользование подразделяется на:

1) водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов при условии возврата воды в водные объекты;

2) водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов без возврата воды в водные объекты;

3) водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

10. Правовые основания возникновения, изменения и прекращения права водопользования.

Основаниями возникновения права водопользования являются юридические факты. В соответствии с водным законодательством к ним относятся:
- лицензии на водопользование;
- договоры пользования водными объектами;
- решения Правительства РФ или органа исполнительной власти субъекта РФ о пре-доставлении водного объекта в пользование
см вк рф

11. Ограничение, приостановление или запрещение использования водных объектов.

См вк рф

12. Договоры пользования водными объектами: понятие, виды, содержание.

Право водопользования как важнейший институт водного права пред­ставляет собой совокупность правовых норм, регулирующих порядок и ус­ловия использования водных объектов, права и обязанности водопользова­телей.

В субъективном смысле право водопользования - это совокупность кон­кретных правомочий субъекта по отношению к предоставленному ему в пользование водному объекту.

Субъектами права водопользования (водопользователями) выступают граждане и юридические лица.

Объектом права водопользования являются водные объекты или их час­ти (ст. 7 ВК РФ).

Водное законодательство классифицирует право водопользования на не­скольковидов с различным правовым режимом.

В зависимости от хозяйственнойцели использования водных объектов (по целевому назначению) выделяются следующие виды водопользования: для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; промышленности и энергетики; сельского хозяйства; лесного хозяйства, лесосплава; здравоо­хранения; строительства; пожарной безопасности; рыбного хозяйства; охот­ничьего хозяйства и иных целей. При этом закон устанавливает приоритет питьевого и хозяйственно-бытового водопользования, предусматривая пер­воочередность удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения, особые требования к качеству вод, предназначенных для этих целей.



Применительно кспособам пользования водными объектами различают­ся общее и специальное водопользование.Общее водопользование осуще­ствляется без применения сооружений, технических средств и устройств, влияющих на состояние вод, аспециальное - с применением таких соору­жений и устройств.

Типичными случаями общего водопользования являются забор воды от­дельными гражданами для питьевых или бытовых нужд, использование водо­емов для отдыха и купания, водопоя скота, плавания на маломерных плава­тельных средствах, любительское рыболовство и др. Такое водопользование не требует предварительного разрешения компетентных государственных ор­ганов и осуществляется, как правило, свободно и бесплатно.

Общее водопользование производится в первую очередь на водоемах об­щего пользования. Водные объекты общего пользования - это объекты, на­ходящиеся в общедоступном, открытом пользовании. К ним относятся вод­ные объекты, которые являются государственной или муниципальной собственностью

Общее водопользование на обособленных водных объектах, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, может осуществляться только при условии регистрации данного ограничения права собственности на обо­собленные водные объекты и выплаты вознаграждения собственнику. При этом обособленные водные объекты, принадлежащие субъектам на праве му­ниципальной и частной собственности, могут использоваться как объекты об­щего водопользования лишь на условиях, установленных собственниками по согласованию с органом управления водным фондом. Собственник обособ­ленного водного объекта обязан объявить об условиях общего водопользова­ния или о его запрещении (ст. 88 ВК РФ).



Специальное водопользование с применением различных технических средств (плотин, насосных станций, шлюзов и т. д.) осуществляется в уста­новленном законом порядке на основе разрешений, выдаваемых государст­венными органами управления использованием и охраной водного фонда после согласования с органами, производящими санитарный надзор, охрану рыбных запасов и другими заинтересованными организациями.

Перечень видов специального водопользования утверждается Министер­ством природных ресурсов РФ.

Использование водных объектов может осуществлятьсяс изъятием (за­бор воды) либобез изъятия (сброс, использование в качестве водных путей и др.) водных ресурсов.

Водные объекты могут предоставляться для удовлетворения одной или нескольких целей как одному, так и нескольким субъектам. В последнем случае имеет место так называемоесовместное водопользование. Совмест­ное (комплексное) водопользование - наиболее распространенный вид во­допользования.

Статья 11. Предоставление водных объектов в пользование на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование

1. На основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:

1) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;

2) использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;

3) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

2. На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:

См. Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 844

1) обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) сброса сточных, в том числе дренажных, вод;

3) строительства причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений;

4) создания стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов на землях, покрытых поверхностными водами;

5) строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов;

6) разведки и добычи полезных ископаемых;

7) проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов;

8) подъема затонувших судов;

10) забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ);

11) организованного отдыха детей, а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов;

3. Не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для:

1) судоходства (в том числе морского судоходства), плавания маломерных судов;

2) осуществления разового взлета, разовой посадки воздушных судов;

3) забора (изъятия) из подземного водного объекта водных ресурсов, в том числе водных ресурсов, содержащих полезные ископаемые и (или) являющихся природными лечебными ресурсами, а также термальных вод;

4) забора (изъятия) водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

5) забора (изъятия) водных ресурсов для санитарных, экологических и (или) судоходных попусков (сбросов воды);

6) забора (изъятия) водных ресурсов судами в целях обеспечения работы судовых механизмов, устройств и технических средств;

7) осуществления аквакультуры (рыбоводства) и акклиматизации водных биологических ресурсов;

8) проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов;

9) проведения геологического изучения, а также геофизических, геодезических, картографических, топографических, гидрографических, водолазных работ;

10) рыболовства, охоты;

11) осуществления традиционного природопользования в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

12) санитарного, карантинного и другого контроля;

13) охраны окружающей среды, в том числе водных объектов;

14) научных, учебных целей;

15) разведки и добычи полезных ископаемых, строительства трубопроводов, дорог и линий электропередачи на болотах, за исключением болот, отнесенных к водно-болотным угодьям, а также болот, расположенных в поймах рек;

16) полива садовых, огородных, дачных земельных участков, ведения личного подсобного хозяйства, а также водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными животными;

17) купания и удовлетворения иных личных и бытовых нужд граждан в соответствии со статьей 6 настоящего Кодекса;

18) проведения дноуглубительных и других работ в акватории морского или речного порта, а также работ по содержанию внутренних водных путей Российской Федерации;

19) создания искусственных земельных участков.

4. Предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.

Статья 12. Договор водопользования

1. По договору водопользования одна сторона - исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса, обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату.

2. К договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом и не противоречит существу договора водопользования.

3. Договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре.

Статья 13. Содержание договора водопользования

1. Договор водопользования должен содержать:

1) сведения о водном объекте, в том числе описание местоположения береговой линии (границы водного объекта), его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование;

2) цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов) в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 11 настоящего Кодекса;

3) срок действия договора водопользования;

4) размер платы за пользование водным объектом или его частью, условия и сроки внесения данной платы;

5) порядок прекращения пользования водным объектом или его частью;

6) ответственность сторон договора водопользования за нарушение его условий.

2. Договор водопользования наряду с условиями, указанными в части 1 настоящей статьи, может содержать иные условия по соглашению сторон этого договора.

Статья 14. Срок договора водопользования

1. Предельный срок предоставления водных объектов в пользование на основании договора водопользования не может составлять более чем двадцать лет.

2. Договор водопользования, заключенный на срок, превышающий установленный частью 1 настоящей статьи срок, считается заключенным на срок, равный предельному сроку договора водопользования.

Статья 15. Преимущественное право водопользователя на заключение договора водопользования на новый срок

1. Водопользователь, надлежащим образом исполнявший свои обязанности по договору водопользования, по истечении срока действия договора водопользования имеет преимущественное перед другими лицами право на заключение договора водопользования на новый срок, за исключением случая, если договор водопользования был заключен по результатам аукциона. Водопользователь обязан уведомить в письменной форме исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса, о желании заключить договор водопользования на новый срок не позднее чем за три месяца до окончания срока действия этого договора.

2. При заключении договора водопользования на новый срок условия договора могут быть изменены по соглашению сторон этого договора.

3. В случае, если водопользователь получил от исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса, отказ в заключении договора водопользования на новый срок, но в течение года со дня истечения срока действия договора водопользования такой договор был заключен с другим лицом, водопользователь по своему выбору вправе потребовать в суде перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору водопользования и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор водопользования, или только возмещения таких убытков.

Статья 16. Заключение договора водопользования

1. Договор водопользования заключается в соответствии с гражданским законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

2. Договор водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, заключается по результатам аукциона в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, а также в случае, если имеется несколько претендентов на право заключения такого договора.

3. Порядок подготовки и заключения договора водопользования относительно водного объекта, находящегося в государственной или муниципальной собственности, форма примерного договора водопользования и порядок проведения аукциона на право заключить договор водопользования утверждаются Правительством Российской Федерации.

4. При заключении договора водопользования по результатам аукциона не допускается изменение условий аукциона на основании соглашения сторон этого договора или в одностороннем порядке.

5. Извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт в сети "Интернет"). До определения Правительством Российской Федерации официального сайта в сети "Интернет" извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте организатора аукциона в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и опубликовывается им в периодическом печатном издании, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования. Информация о проведении аукциона должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.

6. Не допускается заключение договора водопользования по результатам аукциона или в случае, если аукцион признан несостоявшимся, ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте в сети "Интернет".

Статья 17. Изменение и расторжение договора водопользования

Изменение и расторжение договора водопользования осуществляются в соответствии с гражданским законодательством.

Водопользование - это совокупность всех форм и видов использования водных ресурсов. Водным фондом называют совокупность всех водных объектов в пределах территории Российской Федерации. Водный фонд включает все водные объекты, как поверхностные, так и подземные. Таким образом, понятия «водный фонд» и «водные ресурсы» можно считать тождественными.

На территории Российской Федерации водопользование регламентируется Водным кодексом РФ. На рис. 2.6 приводится классификация видов водопользования.

Рис. 2.6.

Как видно из рис. 2.6, водопользование можно разделить на водопользование с забором воды из водного объекта и без забора воды. Водопользование с забором воды осуществляется в первую очередь на нужды сельского хозяйства для орошения сельскохозяйственных полей, на выращивание скота, в коммунально-бытовых целях, на нужды промышленности. Без забора воды - в интересах транспорта, например перевозки по внутренним и морским водным путям, в целях выработки электроэнергии на ГЭС, в рекреационных целях.

В свою очередь, в случае водопользования с забором воды могут быть два варианта: с возвратом и без возврата воды в водный объект. Как правило, отсутствие возврата воды связано с нуждами растениеводства, так как вода либо испаряется в процессе использования, либо включается в состав продукции растениеводства, становясь частью овощей, фруктов и т.д. Если вода все же возвращается в водный объект, то, как правило, ее качество становится в определенной степени хуже, чем было до использования. Примером такого возврата могут быть коммунально-бытовые и промышленные стоки. Такое водопользование приводит к загрязнению водных объектов.

Помимо названных видов, водопользование может разделяться на совместное и обособленное. Обособленное водопользование осуществляется на водных объектах, находящихся в частной собственности. Пользование водным объектом при этом ограничивается определенным кругом лиц по усмотрению собственника водоема. Следует отметить, что согласно действующему законодательству водные объекты естественного происхождения на территории Российской Федерации не могут быть в частной собственности. В случае совместного водопользования правом водопользования применительно к конкретному водоему пользуются все граждане.

Для осуществления некоторых видов водопользования необходимо заключение договора с местными органами власти на пользование водным объектом. Договоры водопользования заключаются на срок не более 20 лет по каждому водному объекту. Закон не требует заключения договора водопользования, если водный объект предполагается использовать для целей судоходства, нерегулярного взлета и посадки летальных аппаратов, рыболовства и рыбоводства, тушения пожаров, полива сельскохозяйственных культур, проведения научных исследований и т.д. Не оформляется договор водопользования и в случае эксплуатации подземных водоносных горизонтов путем бурения скважин на воду. Однако если водный объект предоставляется в пользование на принципе аренды, используется в целях гидроэнергетики или для сброса жидких отходов, то заключение договора необходимо.

Применительно к водопользованию употребляют следующие основные термины:

  • акватория - водное пространство в пределах естественных, искусственных или условных границ;
  • водные ресурсы - поверхностные и подземные воды, находящиеся в пределах водных объектов, освоенные или доступные для использования;
  • водный объект - водоем естественного или искусственного происхождения, водоток или иной объект, обладающий определенным водным режимом.

В зависимости от характера водопользования водоемы можно подразделить на водоемы хозяйственно-питьевого, рекреационного и культурно-оздоровительного назначения, а также водоемы рыбохозяйственного назначения. В свою очередь, водоемы рыбохозяйственного назначения можно подразделить еще на три категории: водоемы высшей, первой и второй категории. Водоемы рыбохозяйственного назначения высшей категории являются, как правило, местами обитания особо ценных видов рыб, а также местами размножения этих видов водных биологических ресурсов. Ко второй категории водоемов рыбо- хозяйственного назначения относят водоемы, являющиеся местами нереста видов рыб, не относящихся к особо ценным. Остальные рыбо- хозяйственные водоемы относятся к третьей категории.

На территориях, примыкающих к водным объектам, выделяют так называемые водоохранные зоны. Водоохранной зоной называют территории, примыкающие к акватории поверхностных водных объектов. Ширина водоохраной зоны определяется характеристиками водных объектов. Минимальная ширина водоохранной зоны для озер зависит от площади акватории. При площади акватории до 0,5 км 2 ширина водоохранной зоны должна быть минимум 50 м; больше 2 км 2 - минимум 500 м. Для рек минимально допустимая ширина водоохранной зоны зависит от протяженности русла от истока до устья. Если длина реки не превышает 10 км, то минимальная ширина водоохранной зоны должна составлять 50 м; при длине водотока от 11 до 50 км она увеличивается до 100 м; если длина реки превышает 50 км, то она должна составлять 200 м. Для побережья морей ширина водоохранной зоны устанавливается в размере 500 м.

Помимо водоохранной зоны на территориях, прилегающих к водным объектам, выделяют прибрежную защитную полосу. Ширина прибрежной защитной полосы зависит от уклона берега. При нулевом (ровный берег) или минусовом уклоне берега ширина прибрежной защитной полосы составляет минимум 30 м; при уклоне берега менее 3° она не может быть меньше 40 м; при уклоне берега больше 3° она должна быть минимум 50 м. Следует отметить, что в любом случае ширина водоохранной зоны не может быть меньше ширины прибрежной защитной полосы.

В границах водоохранных зон и особенно прибрежных защитных полос устанавливаются определенные ограничения на ведение хозяйственной деятельности. В пределах водоохранной зоны нельзя использовать сточные воды для повышения плодородия почв, так как существует реальная возможность попадания загрязненных стоков в водный объект. В водоохранной зоне нельзя устраивать скотомогильники, размещать кладбища, полигоны для захоронения отходов производства и потребления, могильники для захоронения опасных веществ и материалов. Также на указанных территориях нельзя распылять ядохимикаты с использованием для этих целей авиации. В прибрежную водоохранную зону нельзя въезжать на механических транспортных средствах. Если в пределах водоохранной зоны планируется или осуществляется строительство какого-либо объекта, например водонасосной станции, то в проекте необходимо предусмотреть меры по недопущению загрязнения водного объекта в процессе строительства и эксплуатации указанного объекта.

Прибрежные защитные полосы имеют еще более строгие ограничения по ведению хозяйственной деятельности по сравнению с водоохранными зонами. В дополнении к указанным выше ограничениям в прибрежной защитной полосе запрещается распахивать землю, так как это может привести к заиливанию водного объектами продуктами смыва с распаханной территории. Также в прибрежной защитой полосе нельзя осуществлять выпас скота.

Водопользование, таким образом, обязательно должно сопровождаться мероприятиями, направленными на охрану водных ресурсов. Необходимо не только ликвидировать последствия негативного воздействия на водные объекты, но и предупреждать такие воздействия. В целом охрана водных ресурсов подразделяется так, как показано на рис. 2.7.


Рис. 2.7.

Под загрязнением водных объектов (ресурсов) понимают попадание в воду веществ и материалов, чуждых водной экосистеме и способных привести к ее последующей деградации. Загрязнителями могут быть растворенные в воде вещества, а также вещества, не растворяющиеся в воде или распределенные в воде в твердой фазе, - так называемые взвеси, присутствие которых снижает прозрачность воды, делая ее мутной. Примеры загрязнений: сбросы в водоем солей тяжелых металлов, глинистых частиц, нефтепродуктов.

Засорением чаще обозначают попадание в водоем различных предметов, таких как куски полиэтилена, стеклянная и пластиковая упаковка и посуда, бумага, древесина. Засорение в первую очередь существенно снижает эстетическую ценность водоема. В целом засорение можно считать одной из форм загрязнения. В связи с этим действующее законодательство не допускает сброс и захоронение в водных объектах отходов производства и потребления. Сброс в водные объекты стоков, в которых содержатся болезнетворные микроорганизмы, а также вещества с неизвестным уровнем норматива ПДК, на территории Российской Федерации также запрещен. Отдельно следует отметить, что болота и подземные водные объекты как равноправные компоненты водного фонда Российской Федерации также находятся под охраной и требования аналогичны перечисленным.

Истощение связано со снижением запасов вод. Внешне истощение проявляется в пересыхании водоема, снижении уровней грунтовых и подземных вод. Для предотвращения истощения водных объектов необходимо поддерживать баланс расхода и поступления воды.

Водный кодекс в ст. 38 определяет виды водопользования. Виды водопользования, закрепленные в данной статье, разделяют водопользователей по совершенно иным критериям, нежели виды водопользования, которые были установлены в ст. 86 - 88 ВК РФ 1995 г.. Следует отметить, что данные виды водопользования не являются новыми для российского водного законодательства и были закреплены положениями ст. 23 Водного кодекса РСФСР 1972 г., в котором помимо выделения видов целевого использования водных объектов (для удовлетворения питьевых, бытовых, лечебных, курортных, оздоровительных и иных нужд населения, сельскохозяйственных, промышленных, энергетических, транспортных, рыбохозяйственных и иных государственных и общественных надобностей) одновременно осуществлялось деление видов водопользования на общее и специальное (по аналогичным с ВК РФ 1995 г. критериям), на первичное и вторичное, а также на совместное и обособленное водопользование.

Упразднение деления водопользования на общее, специальное и особое можно объяснить упразднением системы лицензирования, которое осуществлялось в отношении специального водопользования. При этом в ст. 86 ВК РФ 1995 г. при разграничении общего и специального водопользования, т.е. случаев, когда требовалось или не требовалось получение лицензии, был использован весьма относительный критерий - применение сооружений, технических средств и устройств. Использование данного критерия не всегда позволяло должным образом определить случаи, в которых водопользователи обязаны были получать лицензию на водопользование.

В настоящее время необходимость в специальном закреплении указанной классификации видов водопользования отпала - в ст. 11 ВК РФ строго разграничиваются цели использования водных объектов, для реализации которых требуется заключение договора водопользования, принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование или не требуется применения какого-либо из данных способов юридического оформления отношений водопользования вообще.

Обособленное водопользование отличается от совместного тем, что при осуществлении первого водопользователь осуществляет исключительное пользование водным объектом, т.е. исключается использование водного объекта иными водопользователями. При этом обособленное водопользование возможно в случае, когда лицо использует водный объект или его часть, находящиеся в частной, а также в государственной или муниципальной собственности, в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, иных государственных или муниципальных нужд.

Отдельно рассматривается возможность предоставления обособленного водопользования в целях рыбоводства. Разведение особо ценных в потребительском отношении видов рыб подразумевает использование водного объекта исключительно одним водопользователем, так как для осуществления этой деятельности требуется создание специальных условий для их воспроизводства.

Совместное водопользование, в свою очередь, осуществляется на акваториях поверхностных водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с условием, что они не предоставлены для обособленного водопользования, например водные объекты общего пользования (см. ст. 6 ВК РФ).

Часть 3 комментируемой статьи приводит иную классификацию видов водопользования - по критерию возможности забора воды из водных объектов при водопользовании с условием ее возврата или без возврата.

Необходимо отметить, что забор (изъятие) воды из водных объектов согласно ВК РФ является одним из видов использования поверхностных водных объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществление которого требует заключения договора водопользования (ч. 1 ст. 11). При этом объем допустимого забора (изъятия) воды из водного объекта - один из обязательных условий указанного договора (п. 2 ч. 1 ст. 13). В случае превышения данного объема водопользователь обязан уплатить штраф в 5-кратном размере ставки платы за пользование водным объектом (ч. 3 ст. 18).

Между тем для осуществления деятельности, связанной с забором (изъятием) воды из упомянутых водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения, согласно ВК РФ требуется не заключение договора водопользования, а принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование (ч. 2 ст. 11). В данном случае, как и при заключении договора водопользования, закрепление объема допустимого изъятия (забора) водных ресурсов в решении о предоставлении водного объекта в пользование является обязательным (п. 2 ч. 1 ст. 22).

И, наконец, следует сказать, что в соответствии с ч. 3 ст. 11 ВК РФ не все виды деятельности, связанной с забором (изъятием) воды из водных объектов, требуют какого-либо юридического оформления (заключения договора водопользования или принятия решения о предоставлении в пользование водного объекта) вообще. К данным видам деятельности следует отнести забор (изъятие) водных ресурсов:

из подземного водного объекта, в том числе водных ресурсов, содержащих полезные ископаемые и (или) являющихся природными лечебными ресурсами, а также термальных вод;

в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

для санитарных, экологических и (или) судоходных попусков (сбросов воды);

судами в целях обеспечения работы судовых механизмов, устройств и технических средств.

Во всех названных случаях учет в установленном порядке объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов является в соответствии с ВК РФ обязанностью как собственников водных объектов (очевидно, в случае, если они являются непосредственными водопользователями), так и самих водопользователей (п. 5 ч. 2 ст. 39). Исключительной обязанностью водопользователей, использующих водные объекты с забором (изъятием) водных ресурсов, является принятие мер по предотвращению попадания рыб и других водных биологических ресурсов в водозаборные сооружения, а также осуществление мероприятий по предотвращению загрязнения грунтовых вод и подъема их уровня (ч. 2 ст. 61).

1. Исходя из условий предоставления водных объектов в пользование водопользование подразделяется на:

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что система водоснабжения Псковской ГРЭС является прямоточной, суд, руководствуясь частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 9 , пунктом 1 части 3 статьи 38 , пунктом 5 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации, Порядком ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденным приказом Минприроды России от 08.07.2009 N 205, пунктами 21, 22 ОСТа 3470-656-84 "Отраслевой стандарт. Охрана природы. Гидросфера. Водопотребление и водоотведение в теплоэнергетике. Основные термины и определения", утвержденного приказом Минэнерго СССР от 12.07.1984 N 258, пришел к выводу о соответствии оспариваемых действий управления закону и об отсутствии оснований для признания прав и законных интересов заявителя нарушенными.