Рынок АЗС в России: игроки, условия, перспективы. Перспективы развития российских азс Среднесуточная интенсивность движения, ед

Рынок АЗС в России: игроки, условия, перспективы. Перспективы развития российских азс Среднесуточная интенсивность движения, ед

Настроение «замотать шланги». С российского рынка активно начали уходить независимые АЗС. На этот сегмент приходится 40% реализации топлива в России, однако уже в следующем году, по прогнозам экспертов, количество заправщиков может сократиться вдвое. По данным Независимого топливного союза, автозаправочным станциям жизненно необходима наценка на бензин не менее трех рублей на литр, в противном случае они работают в убыток.

Сейчас же, в соответствии с подписанным соглашением между правительством и крупными нефтяными компаниями о «замораживании» розничных цен на топливо, средняя маржинальность составляет 1 рубль 70 копеек. Директор и совладелец сети АЗС «Олви» Олег Кузин назвал ситуацию на розничном рынке топлива катастрофической:

Мы последние 8 месяцев находимся на грани выживания и держимся лишь за счет тех запасов, которые были наработаны ранее. Как конкретный пример - в Самарской области закрылась крупная сеть АЗС «Витязи», состоящая из 16 станций. И такое же настроение «замотать шланги» у большинства независимых АЗС. Это происходит не от того, что мы хотим кому-то диктовать условия, а оттого, что работать становится просто бессмысленно.

Фото: GANNA MARTYSHEVA / Shutterstock.com

Похожая ситуация - и в других регионах России. Независимые автозаправочные станции не хотят работать себе в убыток и принимают решение «сворачивать» бизнес. То ли ещё будет, говорят профучастники рынка. С 1 января 2019 года акцизы на топливо будут повышены в полтора раза, что еще сильнее ударит по карманам заправщиков, которым запретили повышать ценники на заправках. Коммерческий директор сети АЗС «Северная империя» Игорь Ефремов назвал этот шаг экономической диверсией:

Акциз - это что? Это добавочный налог. Это значит, еще прибавили что-то. Как мы можем не повышать цену в следующем году, если прибавили акциз? Это же экономическая безграмотность правительства, с которой нам приходится жить.

Фискальная нагрузка на внутренний рынок и без грядущего повышения значительная. Акцизы, НДПИ, НДС и прочие налоги составляют 62% от стоимости бензина. 9% - это расходы на розницу, 11% - себестоимость добычи, еще 10% - прибыль компании и 8% - затраты на переработку и транспортировку. Говорить о последнем пункте без иронии невозможно. Чем дороже бензин, тем дороже его перевозка, и в свою очередь подорожание перевозки ведет к росту цен на бензин.

Инфографика: Телеканал «Царьград»

Одновременно с этим налоговая нагрузка для тех, кто продает топливо на экспорт, снижается. В России сложилась ситуация, при которой экспортные пошлины на нефть снижаются, а налог на добычу полезных ископаемых растёт. В федеральном правительстве это называют «налоговым маневром». Он начался ещё 3 года назад и должен продлиться до 2019-го.

Нефтяные компании оказались в ситуации, при которой стало выгоднее продавать топливо за рубежом, нежели в собственной стране, заявил президент независимого топливного союза Павел Баженов:

У нас предусматривается значительно больше налогов на внутренний рынок, чем налогов экспортных. Это постоянно вызывает ситуацию, при которой экспорт становится более интересным, и объемы с внутреннего рынка уходят вовне. При этом нам с вами объемов не хватает - начинаются колебания и скачки.

Ещё один фактор, который негативно влияет на внутренний рынок, - слом цепочки поставок топлива. Независимым игрокам всё сложнее приобрести топливо на бирже - практически весь объем выбирают крупные нефтяные компании, которые фактически покупают топливо сами у себя, да еще и по завышенным ценам, а затем продают его на своих же заправках. В Независимом топливном союзе назвали такую ситуацию чистой воды монополизацией. Вот что, в частности, заявил Павел Баженов: «Мы наблюдаем монопольную природу российского внутреннего рынка. Это вредит как независимым заправщикам, так и потребителям топлива. Если ситуация не изменится, мы лишимся ряда АЗС».

Если ряд независимых автозаправочных станций всё-таки не выдержат существующих условий и закроются, рынок столкнётся с проблемой нехватки заправок. Особенно остро она будет ощущаться в небольших населённых пунктах - там, где крупным игрокам типа «Лукойла» и «Газпрома» невыгодно открывать и содержать АЗС. Специалисты говорят: люди из деревень будут вынуждены преодолевать десятки километров до ближайшей заправки. В городах же это обернется очередями среди автовладельцев.

Но страшно даже не это, а прогрессирующая монополизация рынка крупными вертикально-интегрированными топливными компаниями. Они получат на руки все козыри для манипулирования ценами. В Независимом топливном союзе говорят, что исправить ситуацию сложно, но можно. В качестве стабилизирующих мер предлагается отмена запланированного на следующий год роста акцизов на топливо, начало либерализации цен, введение обязательств для крупных нефтяных компаний продавать весь объем нефтепродуктов на бирже, рост экспортных пошлин и снижение НДПИ.

Организация бизнеса на рынке услуг, на сегодняшний день, является более чем не простой задачей, если потенциальный учредитель или предприниматель пытается ещё на этапе планирования своей деятельности, анализировать реальные перспективы избираемого сегмента, в котором планируется дальнейшее развитие. При этом, анализ должен позволить дать оценку как текущего положения в данном сегменте, так и перспектив развития в нём, хотя бы в среднесрочной перспективе (5лет).

Высокая степень концентрации экономики в России, в других государствах, где свойственно называть вещи своими именами, называется монополизацией рынка. Сегодня, отечественный рынок товаров и услуг сильно монополизирован, исследовательский отдел по мониторингу рынка при РАНХиГС выделяет 3 основных причины такому положению дел:

Таблица 1

Таким образом, становится очевидным, что уже на этапе стратегического планирования будущей экономической деятельности, для большинства предпринимателей, особенно тех, кто относит себя к категории малого и среднего бизнеса, катастрофически сужаются перспективы занять выгодные позиции на рынке товаров и услуг, в том или ином сегменте.

Дополнительно ситуация отягчается ещё и тем, что в период социально-экономического регресса, который переживает Россия, наблюдается существенное снижение покупательской способности населения, что находит своё выражение в тенденции потребителя покупать наиболее дешёвые товары-заменители, сокращать как объёмы, так и частоту совершаемых покупок. При этом, монополизированный рынок практически не оставляет шансов для успешного старта тем предпринимателям, которые среди своих изначальных преимуществ, не наблюдает ни одного из приведённых выше факторов (в таблица 1)

Успешное планирование экономической деятельности в России сегодня, складывается на основе анализа избранного сегмента товаров или услуг, по следующим основаниям:

Из приведённых выше факторов, на сегодняшний день, фактор социальной значимости не должен оставаться недооценен. Дело в том, что при напряжённой экономической ситуации, частный сектор всё чаще оказывается вынужден прибегать к альтернативным источникам финансирования (традиционными источниками долгое время остаются коммерческие банки). Программа государственной поддержки бизнеса и малого предпринимательства, в условиях ежегодного дефицита бюджета, становится гораздо более «разборчивой» в отношении тех субъектов экономической деятельности, которые за этой поддержкой обращаются. На сегодняшний день, фонд содействия бизнесу и предпринимательству идёт на встречу и помогает в первую очередь тем проектам, которые представляют особую социальную значимость, или являются важными для территориальной инфраструктуры.

Само по себе, АЗС не должно рассматриваться лишь в контексте автомобильной заправочной станции, реализующей бензин и/или дизельное топливо. Полноценная АЗС, в теории, должна включать в себя следующие сегменты:

Разумеется, что полнота предоставляемых услуг по продаже топлива во многом зависит от спроса, который в России складывается вокруг преимущественного использования бензина и дизельного топлива.

Технологический прогресс обуславливает приверженность современного населения к определённому комфорту, и в некотором роде позволяет занятым в АЗС-бизнесе субъектам реализовывать сопутствующие товары и услуги. В частности, современные, технологичные АЗС представляют собой именно «станции», на которых, помимо основного, целевого функционала, реализуются товары широкого потребления, продукты питания, и услуги сферы общественного питания. Территориальное расположение каждой конкретной АЗС, может существенно влиять на цены реализуемых там сопутствующих товаров, в зависимости от степени удаления станции от ближайшего муниципального образования, что позволяет владельцам таких АЗС извлекать дополнительную прибыль.

Перспективным также видится реализация на базах АЗС, услуг технического характера, заключающихся в техническом обслуживании транспортных средств. При этом, вариация предоставляемых сервисных услуг такого рода может варьироваться от так называемых «срочных сервисных работ», к которым относятся работы по восстановлению покрышек при проколах, замена необходимых агрегатов, без которых невозможно продолжение движения транспортного средства (стеклоочистители, предохранители, свечи зажигания, моторные и трансмиссионные любриканты и т.д.) Но также возможна и организация полноценных сервисных услуг, если это обусловлено возможностями владельца АЗС и перспективами успешной реализации таких услуг.

В противоположном векторе работает тот бизнес АЗС, который направлен на автоматизацию реализации товаров и услуг. В таких случаях, АЗС обретает качественно иной вид, представляя собой технологичную систему, работающую на едином программном обеспечении, с автоматизированным процессом реализации своей основной целевой функции. Данное направление является спорным, потому как с одной стороны, автоматизированные АЗС, лишённые обслуживающего персонала, в перспективе, окупаются за счёт экономии на зарплатном фонде работников, но с другой стороны, через них уже не получается реализовывать столь широкий спектр товаров и услуг, эти АЗС требуют собственного сервиса, и в меньшей степени защищены от распространённого феномена вандализма.

На настоящий момент, автоматизированные АЗС занимают лишь 1/12 от общего числа АЗС в РФ. И лишь прогнозы на отдалённые перспективы указывают на ожидаемый рост численности автоматизированных АЗС в будущем.

Возвращаясь к вопросам концентрации рынка АЗС в России, у многих потенциальных предпринимателей встаёт справедливый вопрос, насколько возможна адекватная конкуренция на данном рынке, в условиях доминирующего положения ряда крупных организаций -лидеров рынка.

Информационно-аналитическое агентство «Info-line Spb» проводит анализ вовлеченности основных крупных экономических субъектов данного сегмента на рынке АЗС:

При этом, не стоит делать поспешных выводов относительно роли указанных компаний в отношении переработки добываемых углеводородов и рынка АЗС в России. Так, если на рынке добычи и переработки добываемых углеводородов, Лукойл занимает лидирующие позиции, а вот на рынке АЗС, практически во всех регионах ветвь первенства держит Газпром.

При этом, внутри данного сегмента рынка, в сложившихся условиях экономических условиях и при отсутствии адекватного антимонопольного регулирования, наблюдается дальнейшая концентрация рынка АЗС среди ключевых игроков, по следующим направлениям:

Ø Поглощение «Роснефти» такого крупного регионального игрока как «Башнефть»;

При этом, и «Росснефть» и «Газпром» являются компаниями с государственным участием, что изначально обеспечивает им доминирующее положение на рынке, в том числе и на рынке АЗС. И на сегодняшний день, такие организации как «Татнефть» ещё имеют некоторую представленность на рынке АЗС в пределах муниципальных образований, в то время как рынок АЗС представленностью за пределами муниципальных образований, включая и на наиболее логистически-затруднительных участках авто-дорожной инфраструктуры, представлен компаниями «Лукойл» и «Газпром»

Традиционно, ПАО «Лукойл» является второй по рейтингу нефтедобывающих компаний, по получению прибыли от реализации собственной продукции;

ПАО «Газпром», в свою очередь, уступает ПАО «Лукойл» по доли в добыче углеводородов, но опережает по доли рынка в АЗС

Тем не менее, данные показатели, касающиеся ключевых игроков рынка, не должны отпугивать потенциальных предпринимателей, оценивающих свои шансы на рынке АЗС. Далее, мы рассмотрим перспективы данного бизнеса с АЗС.

Перспективы

Рынок АЗС, на современном этапе развития Российского топливного ретейла первичного звена, является перспективным по ряду причин:

Таблица 2

Каждая из приведённых в сводной таблице факторов обуславливает перспективность развития АЗС-бизнеса в России, но в то же самое время, требует анализа каждого отдельного фактора и сопоставления с способностями каждого конкретного экономического субъекта к развитию в данном направлении.

1) Обширность территорий в РФ является фактором, ставшим «притчей во языцех», но в то же самое время, недопустимым является такое отношение к этому фактору, при котором он рассматривается как безусловное преимущество. Дело всё в том, что при достаточной территориальной протяжённости между объектами АЗС, с одной стороны, предпринимателю удаётся зайти на рынок первичного топливного ретейла в тех территориях, где наименьшая степень конкуренции в данном сегменте (отдалённые муниципальные образования, с слабым транспортным сообщением), а с другой стороны, требует готовности обеспечить логистическое снабжение собственных объектов АЗС на такой удалённости, что не просто и составляет собственные издержки, к которым нужно быть готовым;

2) Широкое применение автомобильного транспорта является казалось бы общераспространённым явлением в России, однако, уповая на этот фактор, владельцу объекта АЗС стоит уже изначально проанализировать какие типы ДВС используются в тех местностях, где он планирует размещать свои АЗС. На сегодняшний день, статистика показывает, что в отдалённых местностях, особенно в тех муниципальных образованиях, которые имеют статус населённого пункта и сельского поселения, преимущественно используются дизельные ДВС, а это требует от пункта АЗС готовности удовлетворить потребность населения именно в дизельном топливе, типы которого, к тому же, имеют свою сезонность и температурную диверсификацию;

3) Высокая степень значимости для инфраструктуры и социальная значимость, эти факторы можно объединить, так как они представляются совокупностью наиболее значимых преимуществ для ведения бизнеса с АЗС. В силу уже рассмотренного территориального фактора, в каждом регионе РФ существуют свои собственные местности, где в силу недостаточности развития авто-дорожного сообщения, сохраняется проблема с доступом к услугам АЗС профессиональных потребителей - организаций, как частного, так и публичного сектора, которые в своей деятельности непременно задействуют транспорт. Для работы таких организаций, наличие доступных АЗС является крайне важным фактором, потому как это позволяет им отказаться от заправок мобильно-цистерного типа. В таких местностях, муниципальные образования имеют, в подавляющем большинстве, моноотраслевую специализацию, и эффективное функционирование работающих там предприятий обуславливает как экономическую, так и социальную жизнедеятельность местности. Таким образом, функционирующие АЗС в таких местностях становятся «опорным фактором» как инфраструктуры, так и социального развития. И уже из этого вытекает возможность предпринимателя развивающего бизнес с АЗС, обращаться за государственной поддержкой своего бизнеса, поскольку бизнес с АЗС при данных условиях, отвечает всем требованиям, предъявляемым программой господдержки (социально-экономическая значимость конкретного вида экономической деятельности);

4) Наличие большого числа потенциальных клиентов объясняется унифицированностью предоставляемых услуг и реализуемого товара через АЗС. От потребления топлива для ДВС зависит деятельность широкого круга экономических субъектов, как публичного, так и частного сектора, при этом, бизнес через АЗС предполагает возможность гибкого регулирования как ценовой политики реализуемых товаров и услуг, так и условий взаимодействия с другими экономическими субъектами.

Предприниматели, решающие начать вести бизнес с АЗС, помимо вопросов стратегического планирования бизнеса, сталкиваются и с более «земными» проблемами, решение которых, тем не менее, во многом определяет эффективность осуществления целевых функций будущей АЗС.

Речь идёт о непосредственном материально-техническом оснащении АЗС, через которое реализуется главный продукт - топливо.

Как уже было сказано выше, в основе любой АЗС лежит реализация топлива различного типа, при этом, вне зависимости от формы реализации, отпускать данный товар возможно только при наличии работоспособного оборудования, которое проектируется специально для АЗС.

Кроме того, специфика целевого товара (топлива), такова, что данный товар является объектом повышенной опасности, в следствии чего, любое обращение с ним, транспортировка, хранение, реализация, требуют соблюдения не просто техники безопасности, а именно административных предписаний, данных профильными службами, в которые включены особенности всего того оборудования, которое должно использоваться на АЗС.

Необходимость соблюдения этих прескриптивных соответствий и составляет ту административную издержку, которая свойственна бизнесу с АЗС.

Однако, предпринимателей, решивших развивать бизнес с АЗС, не должны отпугивать эти обстоятельства, хотя бы уже потому, что на сегодняшний день, сложились отработанные пути решения этих административных вопросов. Главным образом, таких путей 2:

Пути решения

Преимущества

Недостатки

Ведение бизнеса с АЗС через договор коммерческой концессии

– позволяет целиком решить вопрос с выбором оборудования, оформлением непосредственно АЗС, развитием фирменного наименования;

– решённая система правового сопровождения деятельности АЗС;

– решенный вопрос с кадровым обеспечением деятельности АЗС;

– нет возможности индивидуального оформления АЗС и развития фирменного наименования;

– отсутствие возможности гибкого ценового регулирования деятельности АЗС;

– обязанность выплатить «паушальный взнос» в начале деятельности АЗС и последующих выплат «роялти» обладателю средств индивидуализации (франчайзеру);

Самостоятельное ведение бизнеса с АЗС

– возможность самостоятельного развития фирменного наименования, выбора оборудования и представляемой через АЗС продукции;

– возможность осуществлять гибкую ценовую политику;

– возможность самостоятельно устанавливать партнёрские отношения с сторонними организациями;

– изначально, отсутствие клиенткой базы, собственных средств индивидуализации и фирменного наименования;

– необходимость самостоятельного кадрового обеспечения, правового обеспечения;

– низкая степень доверия со стороны клиентов- физических лиц;

На сегодняшний день, на российском рынке АЗС, наиболее предпочтительными профильными компаниями, предоставляющими возможность заключения франшизного соглашения (договора коммерческой концессии) является следующие:

Ø «Лукойл» - нефтяная компания;

Ø «Газпром нефть»;

Ø ОАО НК «Бащнефть»

В свердловской области, именно эти три компании имеют наиболее существенные доли в рынке АЗС. При этом «Лукойл» готов предоставить своим потенциальным концессионерам (пользователям по договору коммерческой концессии в соответствии со ст1027 ГК РФ) наиболее лояльные условия. В частности, данная организация, при заключении франшизного соглашения, рассматривает каждого потенциального партнёра - индивидуально. При этом, компания-правообладатель берёт на себя функции по обеспечению таких принципиальных элементов ведения бизнеса, как оформление АЗС, формирование фирменного наименования и средств индивидуализации, кадрового оби правового обеспечения. В рамках франшизного соглашения, предприниматель освобождается от проблемы выбора оборудования АЗС. Но разумеется, чтобы осуществлять бизнес на данных принципах, компания-правообладатель должна быть уверена в состоятельности своего партнёра по франшизному соглашению.

Если же предприниматель намеривается самостоятельно вести бизнес с АЗС, то следует быть готовым к принятию таких ответственных решений, каким оборудованием обустраивать свою АЗС. Так как к оборудованию предъявляются очень серьёзные требования, а устойчивость работоспособности оборудования является ключевым фактором эффективности работы АЗС, возникает необходимость в выборе надёжного производителя оборудования.

Пытаясь определить, продукцию какого производителя оборудования для АЗС стоит использовать в своей деятельности, кажется наиболее целесообразным исходить из того, каким оборудованием пользуются ведущие крупные организации на рынке АЗС России.

Сегодняшний рынок оборудования для АЗС представлен следующими производителями:

При этом, если предприниматель намерен вести бизнес с АЗС на основе действительно качественного оборудования, которое соответствует европейским стандартам качества, то выбор оборудования может быть сделан в пользу Gilbarco Veeder-Root.

«Гилбарко Видер-Рут» является объединением ведущих компаний-производителей в своём сегменте, производящих оборудование высокого качества. Продукция от данного производителя совмещает в себе как надёжность и качество, так и высокую степень экологической безопасности.

Компания «Гилбарко Видер-Рут» является уникальной ещё и потому, что ей предлагаются продукция и услуги для смежных отраслей:

Ø Автоматизированная система учёта запасов и движения топливных продуктов;

Ø Насосные системы для приёма-подачи топлива, и топливораздаточные колонки;

Ø Автоматизированные системы управления АЗС и АЗК;

Ø Электронные платёжные системы и терминалы;

Дополнительным преимуществом данной компании является ещё и то, что она представляет свои услуги во всех регионах РФ, включая и Уральский федеральный округ.

Оборудование «Гилбарко Видер-Рут» сегодня можно увидеть на АЗС таких компаний как «Лукойл НК» и «Газпром нефть». Топливораздаточные колонки от этого производителя зарекомендовали себя особенно хорошо своей надёжностью и скоростью выполнения функции. Кроме того, дополнительным преимуществом продукции данной производителя является её эргономичный вид, удачно вписывающийся в оформления современных АЗС.

Компания «Шельф-М» является отечественным производителем специализированного оборудования для АЗС и топливохранилищ, соответственно, данный производитель также выпускает оборудования и для транспортировки топлива, включая и газовой субстанции.

«Шельф-М» выпускает собственные автоматизированные топливораздаточные колонки, в относительно не широкой линейке. Углублённая специализация «Шельф-М» складывается вокруг оборудования непосредственно для хранения топлива и его транспортировки. Очень часто, особенно на тех объектах АЗС, которые территориально находятся на достаточном удалении от пунктов снабжения или на удалённых участках логистических маршрутов, возникает необходимость закупа большего объёма реализуемого топлива. Хранение топлива требует соблюдения особых условий и использования технологии разлива и хранения. Именно эти задачи можно решить наиболее эффективным способом с помощью оборудования от «Шельф-М»

Продукция компании «Винсо СВ» уже успела себя хорошо зарекомендовать у таких крупных участников рынка АЗС, как «Башнефть» и «ТНК»

Этот отечественный производитель поставляет специальное оборудование как для АЗС, так и для нефтебаз, позволяя решать вопросы не только организации реализации топливных продуктов на АЗС, но и надлежащее хранение топлива.

Примечательным является то обстоятельство, что продукция «Винсо СВ» на российском рынке оборудования для АЗС, в части топливораздаточных устройств, производится по стандартам одного из ведущих производителей аналогичного оборудования в Италии (компания «Piusi»).

Отдельного внимания заслуживают устройства для раздачи дизельного топлива и комплектующие в виде контрольно-учётного оборудования. Отдельной линейкой &l

Биржевые цены, как и ожидалось, «немного поднялись» в связи с тем, что и мировые цены на моторное топливо немного поднялись, заявил Козак во вторник вечером, подчеркнув, что правительство «мониторит ситуацию». «Тот уровень биржевых цен, который есть сегодня, обеспечивает достаточную маржинальность для розничного сегмента. Оснований для такой тревоги нет», — сказал он.

Весной 2018 года бензин и дизтопливо на заправках резко на 7%, что оказалось выше уровня инфляции почти в пять раз. В ситуацию пришлось экстренно вмешаться правительству, которое снизило акцизы на топливо, ввело специальную надбавку и предупредило, что будет вводить заградительные экспортные пошлины на нефтепродукты в случае резкого роста цен на внутреннем рынке. С нефтяниками были заключены соглашения о заморозке цен на бензин до конца 2018 года, а с начала 2019 года они могли увеличивать цены на заправках лишь в пределах инфляции — 4,7-5,2% на конец год (прогноз ЦБ). В конце марта 2019 года правительство и нефтяники соглашения о заморозке цен на топливо еще на три месяца — до 1 июля. После этого соглашения продлеваться не будут, обещали чиновники.

Почему выросли биржевые цены?

Причинами резкого роста биржевых цен опрошенные РБК эксперты называют повышенный спрос и снижение объема продаж топлива крупными нефтяными компаниями: они ограничили поставки на внутренний рынок.

Рост цен был вызван высокой активностью покупателей, а также некоторым снижением предложения со стороны производителей, которые оставили дневные продажи примерно на прежнем уровне, несмотря на сокращение числа торговых дней в первой половине мая вдвое, сказал РБК аналитик Reuters Максим Назаров. Можно предположить, что снижение продаж вызвано сокращением производства на пике сезонных ремонтов НПЗ, который в этом году приходится на май, добавил он. Одновременно нефтяные компании увеличили поставки топлива на экспорт, указывает РТС.

Нефтяники так себя ведут в том числе потому, что в конце марта правительство ослабило для них обязательства поставлять определенный объем топлива на внутренний рынок, говорит гендиректор «Аналитики товарных рынков» Михаил Турукалов. До 31 марта действовало правило увеличивать поставки на 3% по сравнению с прошлым годом, напоминает он. Также сбытовые предприятия крупнейших нефтяных компаний продолжают резко повышать цены на бензин в мелком опте и ограничивают продажу товара с нефтебаз, создавая легкий дефицит, говорит эксперт.

Еще одна причина — плохо работающий демпфирующий механизм (компенсация нефтяникам из бюджета за сдерживание цен на АЗС), который правительство рассматривало как инструмент обеспечения достаточной маржинальности и для нефтепереработки, и для розницы, говорится в письме НТС.

Подорожает ли бензин на заправках?

В апреле-мае розничные цены на топливо в России были заморожены, следует из отчетов Thomson Reuters Kortes. Но соглашения о заморозке цен, которые нефтяники заключили с правительством, истекают уже через месяц — 1 июля, после этого компании смогут поднять стоимость топлива в рознице, напоминает Баженов из НТС.

ЛУКОЙЛ не планирует увеличивать цены на топливо в России выше инфляции, в том числе и в 2019 году, заявил во вторник, 21 мая, вице-президент компании по нефтепереработке, нефтехимии и газопереработке Рустем Гималетдинов. Представитель ЛУКОЙЛа от дальнейших комментариев отказался. «Роснефть» соблюдает соглашение о заморозке цен на топливо, заключенное с правительством», — сказал РБК пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев. РБК направил запрос и представителю «Газпром нефти».

В начале года биржевые и заводские цены на автобензин были искусственно занижены за счет ограничительных мер правительства, так что чистая торговая маржа владельцев АЗС была аномально высокой — 7-8 руб. за литр АИ-95, объясняет главный экономист VYGON Consulting Сергей Ежов. Но в результате резкого роста оптовых цен маржа владельцев АЗС упала почти до нуля, указывает он. Независимые АЗС опасаются дальнейшего роста оптовых цен и для этого есть предпосылки: НПЗ все еще теряют на внутреннем рынке 10 руб. за литр по сравнению с экспортом, говорит эксперт.

Для того чтобы вернуть хоть какую-то доходность владельцам независимых АЗС придется поднимать розничные цены, признает Назаров из Reuters : они могут менять ценники на стелах, потому что соглашение с правительством действует только в отношении крупных нефтяных компаний — их розницы и мелкого опта.

Угроза повышения розничных цен реальна в первую очередь на Дальнем Востоке и в регионах Восточной Сибири, говорит Турукалов. Но с учетом быстрого роста оптовой цены риски для розницы скоро могут возникнуть и в Центральной России, допускает он. Доля независимых АЗС на российском рынке составляет около 60% по количеству заправок (40% у крупных компаний) и 30% по проливу топлива. Чтобы исправить ситуацию, нефтяников нужно вновь обязать увеличить поставки на внутренний рынок и на биржу, говорит Турукалов.

Но аналитик АКРА Василий Танурков не считает рост оптовых цен повторением прошлогодней ситуации. В 2018 году на цены серьезно влияли высокая стоимость нефти и девальвация рубля, сейчас такого мощного давления нет: нефть выросла, но не сильно, указывает он. «Текущий скачок цен можно объяснить скорее сезонными факторами: ростом спроса и ремонтами НПЗ, паника преждевременна», — заключает эксперт.

Штрикова Дарья Борисовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления организацией

Наблюдается, что за последние десятилетия во всем мире происходит постоянное усиление конкуренции. Еще несколько десятилетий назад она отсутствовала в ряде стран и отраслей. Рынки находились в стабильном состоянии, доминирующие позиции на них были четко определены. Даже там, где соперничество существовало, его нельзя было назвать столь ожесточенным.

На сегодняшний день, можно отметить, что ни одна серьезная крупная компания не может обойтись без конкуренции. Несмотря на разнообразие методов и форм конкурентной борьбы, почти каждая фирма старается выработать свою стратегию конкуренции для достижения успеха на рынке.

Чтобы провести анализ конкурентной ситуации в сегменте рынка, на котором представляет свою продукцию компания «ЛУКОЙЛ», необходимо учитывать, что эта компания является одной из крупнейших компаний на рынке АЗС в России, и также, имеет достаточный объем продаж за пределами Российской Федерации.

Открытое акционерное общество «ЛУКОЙЛ» - это одна из крупнейших международных вертикально интегрированных компаний, работающих на рынке нефти и газа, обеспечивающая 2,2% мировой добычи нефти. Официальное название - ОАО «Нефтяная компания „ЛУКОЙЛ“». ОАО «ЛУКОЙЛ» было создано постановлением Совета Министров СССР № 18 от 25 ноября 1991. Главой является Вагит Юсуфович Алекперов.

Цель компании заключается в том, чтобы удовлетворить потребности клиентов в закупках топлива надлежащего качества у производителя, используя возможности компании, с получением максимальной прибыли.

Продукцией автозаправочных станций «ЛУКОЙЛ» является автомобильное топливо, а именно АИ-92 Евро, АИ-95 Евро, АИ-98 Евро, А-80, Дизельное топливо Евро, Дизельное топливо ЭКТО (экологическое топливо), также масла и сопутствующие товары в ассортименте.

Основными конкурентами автозаправочных станций «Лукойл» по ассортименту можно назвать практически все АЗС на территории Российской Федерации (АЗС «Газпром», АЗС «Роснефть», АЗС «Башнефть», АЗС «Татнефть», и т.д.), так как почти все они предоставляют такие же услуги и продают те же виды топлива, что и АЗС «Лукойл». Можно отметить лишь то, что АЗС «Лукойл» является единственным поставщиком Экто ДТ.

Основными конкурентами по географическому распределению являются АЗС «Роснефть».

АЗС «Лукойл» относятся к премиум сегменту. Премиум-сегмент – рыночный ценовой сегмент дорогих товаров и услуг, ориентированный на людей с достаточно высокими доходами. Основными конкурентами являются такие АЗС премиум уровня как АЗС «Газпром», АЗС «Роснефть». Соотношение цены и качества у всех перечисленных АЗС находятся на достойном уровне, поэтому можно сказать, что и ценовая политика у них практически одинаковая.

Основными конкурентами Компании при поставках нефтепродуктов на внутренний и внешний рынки являются российские вертикально интегрированные нефтяные компании ОАО “Роснефть”, ОАО “Газпром нефть”, ОАО “Сургутнефтегаз” и их дочерние и зависимые общества на различных сегментах рынка.

Для начала исследования рынка автозаправочных станций, нужно определить тот сегмент рынка, где работа АЗС имеет особый спрос.

Сегментирование рынка – это классификация потенциальных потребителей по группам в соответствии с различиями в их вкусе, нужде и поведении. Сегментирование потребительского рынка проводится на основе географических, демографических, социально-экономических, психографических и поведенческих критериев.

Для наглядности, сегментирование рынка АЗС «ЛУКОЙЛ» представлено в таблице 1.

Таблица 1. Сегментация рынка АЗС «ЛУКОЙЛ»

Сегментация по географическим признакам

Признаки сегментации

Возможные сегменты

1. Место жительства Город, пригород

Сегментация по демографическим признакам

Признаки сегментации

Возможные сегменты

1. Возраст

20 – 50 лет

Сегментация по социально-экономическим признакам

Признаки сегментации

Возможные сегменты

1. Уровень доходов От 25 000 рублей в месяц на человека

Продолжение таблицы 1

Сегментация по поведению потребителей на рынке

Признаки сегментации

Возможные сегменты

1. Мотивы покупок надежность; престиж; качество
2. Поиск выгод Поиск на рынке:

Товаров высокого качества;

Хорошего обслуживания;

Наличия дополнительных услуг;

Бонусных программ

3. Частота покупок регулярная;
4. Чувствительность к цене Безразличен или предпочитает высокие цены (как показатель качества)
5. Степень нуждаемости в товаре Нужен постоянно

Сегментация по психографическим признакам

1. Образ жизни автолюбитель

Важно отметить, что значительную роль играет жизненный цикл как компании в целом, так и ее продуктов по отдельности.

Жизненный цикл продукта – это продолжительный во времени период с момента первоначального появления продукта на рынке до прекращения его реализации на том же рынке.

В качестве примера анализа жизненного товары будет рассмотрена такая продукция товара «НК Лукойл» как дизельное топливо под брендом ЭКТО.

«ЛУКОЙЛ» выпустил топливо под брендом «ЭКТО» на российский рынок в 2006 году. Под этим брендом потенциальным покупателям предлагаются автомобильные бензины и дизельное топливо с очищающими свойствами, улучшающими работу двигателя. При помощи использования топлива «ЭКТО» двигатель развивает 100% заложенной мощности, уменьшаются выбросы вредных веществ. Вывод на рынок топлива под брендом «ЭКТО» сопровождался активной национальной рекламно-маркетинговой кампанией на телевидении, в прессе, на носителях наружной рекламы и в местах продаж на АЗС ЛУКОЙЛа .

Жизненный цикл ДТ ЭКТО представлен на рисунке 1. Согласно статистике продаж данного вида топлива был построен график.

Рис. 1 – Жизненный цикл топлива ЭКТО.

Так как в 2005 году только началось производство этой продукции, она еще не была выпущенная на рынок нефтепродуктов, продаж не было. В 2006, когда «Лукойл» выпустил на российский рынок премиальное топливо под брендом «ЭКТО», было замечено что уровень продаж находился на ожидаемо низком уровне. В последствии внедрения ЭКТО на рынок, данный вид топлива был реабилитирован и ежегодно объем его продаж повышался. С 2011 года и по сегодняшний день продажи «ЭКТО» стабильны, снижение, которое наблюдалось в 2013 году было минимальным.

Среди параметров, по которым АЗС «Лукойл» отстает от конкурентов, явно выделяется высокая цена на предоставляемое топливо и услуги. Но с другой стороны, соотношение цены и качества находится на высоком уровне. Так как у АЗС «Лукойл» есть большое количество потребителей, которые готовы платить большую сумму за качественный продукт, то снижение цены вполне можно избежать. Но для привлечение новых потребителей снижение цены могло бы пойти на пользу, тем самым возможно повысился бы объем продаж топлива на АЗС.

Так же стоит отметить, что среди АЗС, представляющих себя как АЗС «Лукой», существует много не настоящих. Необходимо более тщательнее производить поиск нелегальных АЗС, которые работают без франшизы настоящей компании «НК Лукойл».

С целью формирования спроса и стимулирования сбыта товаров, компания «ЛУКОЙЛ» пользуется рядом маркетинговых ходов.

Компания «ЛУКОЙЛ», реализуя маркетинговую политику, с одной стороны, выявляет реальные нужды и потребности в товаре, производит требуемый товар, устанавливает на него обоснованную цену и обеспечивает доставку в необходимом количестве в заданное место и в соответствующее время, а с другой – воздействует на потребителей, создавая имидж предприятия, формируя представление о целесообразности покупки данного товара. Представление о целесообразности приобретения товара обеспечивается путем разработки и реализации политики продвижения товара или коммуникационной политики. Основными инструментами осуществления такой политики являются такие маркетинговые коммуникации как реклама, пропаганда (PR), стимулирование продаж, личные продажи.

Компания «ЛУКОЙЛ» стимулирует сбыт своей продукции различными маркетинговыми средствами. Например, снято множеств рекламных роликов, которые транслировались и транслируются на телевидении, на интернет порталах. Также «Лукойл» активно прибегает к наружной рекламе. Рекламные баннеры представляют бред и продукцию компании по всей России и за рубежом.

Можно отметить множество публикаций в прессе. Среди них такие как «Масла Лукойл: от современных технологий до оптимальных результатов», «Лукойл. Знак качества», «Выбор профессионалов», «Заглядывая в будущее и другие.

Необходимо также отметить о промоакциях компании. Например, с 1 августа по 31 декабря 2013 года, во всех торговых точках и в магазинах при фирменных АЗС «Лукойл» на территории Российской Федерации, обозначенных плакатом «ВЫГОДНАЯ ЦЕНА. АКЦИЯ» можно было приобрести моторное масло по выгодной цене.

Сегодня ОАО «ЛУКОЙЛ» – одна из крупнейших компаний на рынке нефти и газа в мире. От эффективности управления компанией во многом зависит социально-экономическое развитие России. Следовательно, важно вовремя внести определенные коррективы и рекомендации по поводу управления компанией «ЛУКОЙЛ» и ее АЗС.

Компания находится в состоянии непрерывного обмена с внешней средой, обеспечивая себе тем самым возможность существования. Задача менеджеров состоит в налаживании такого взаимодействия компании «ЛУКОЙЛ» с внешней средой, которое бы обеспечивало возможность достижения компанией поставленных целей и предоставляло ей возможность процветания в долгосрочной перспективе .

В условиях нестабильной ситуации нужно проводить постоянный мониторинг внешней среды. На основании собранной информации необходимо пытаться прогнозировать тенденции и возможные ситуации.

Пример ОАО «ЛУКОЙЛ», являющегося одним из лидеров как российского, так и мирового рынка нефтепродуктов, показывает, что компания активно применяет для улучшения и стабилизации своего высокого положения на внутреннем и зарубежном рынках следующие маркетинговые инструменты:

1) комплексные программы лояльности покупателей, включающие систему скидок, удобство расчётов, специальные предложения;

2) решения в сфере товарной политики, которые связанны с высоким качеством и стандартами производимых нефтепродуктов;

3) развитие комплекса сопутствующих товаров и услуг в сети АЗС «ЛУКОЙЛ» как в России, так и за рубежом, что формирует уникальное товарное предложение;


Библиографический список
  1. http://www.lukoil.ru/ (Дата обращения 17.12.2014).
  2. http://www.rbc.ru/ (Дата обращения 17.10.2014).
  3. Крылова, Г. Д. Маркетинг. М.: Магистр, 2011.
  4. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Минск. 2010.
  5. Штриков А.Б., Штрикова Д.Б. Социальная эффективность деловой оценки управленческого персонала на примере нефтяной компании «Лукойл»// Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2013. №2, с.56-60.
Количество просмотров публикации: Please wait

С полной уверенностью можно утверждать, что интерес к отрасли реализации сопутствующих нефтепродуктов проявляет большинство дееспособных граждан. Несмотря на очевидность крупномасштабной коррупции в этой нише, она остается привлекательной для внедрения и развития предпринимательских навыков. Перед открытием бизнеса соискателям потребуются результаты анализа топливного рынка России и более чем детальные коммерческие расчеты.

Зависимые факторы

Бизнес, ведущийся на автозаправочных станциях, испытывает определенное давление от национального благосостояния и ситуации на международном рынке нефтепродуктов. Именно по такому сценарию развивались события в 2015 году, когда на фоне падения продаж автомобилей снизился спрос на топливо. Ситуация выравнивается за счет активного развития кредитования, увеличивающего рост транспортного ритейла.

Согласно анализу рынка АЗС, общая тенденция развития профильных компаний заключается в повышении прибыли за счет расширения ассортимента продукции газомоторного топлива и сопутствующих расходных материалов. Структура потребления показывает превалирование бензина в общем объеме продаж – свыше 60 процентов рынка. На втором месте по реализации остается более экономичное дизельное топливо, за ним прочно закрепилась цифра 34%. Третье место газу обеспечивают автовладельцы, переоборудовавшие свои авто под альтернативный вид топлива.

В сегменте бензиновых видов топлива, согласно анализу топливного рынка РФ, преобладают народная марка АИ-92 (более половины продаж), не менее активно продается более качественный АИ-95 (до 38 процентов). Менее десятой доли приходится на остальные марки.


Структура игроков рынка

Формирование конъюнктуры ритейла нефтегазовой отрасли окончательно завершилось в последние годы. Окончательное распределение сил на рынке происходило с участием добывающего сегмента и государственных органов. Оптовая торговля нефтепродуктами остается за крупными отраслевыми компаниями, занятыми разработкой месторождения и доставкой ископаемых продуктов из недр.

В числе основных игроков именитая «Роснефть», контролирующая деятельность 2557 заправочных станций. За «Лукойлом» чуть меньше – 2544 пунктов. Предприятие «Газпром нефть» распоряжается 1853 такими объектами. По обзору рынка АЗС на долю вышеуказанных корпораций приходится свыше 60 процентов общего ритейла. Ввиду естественных экономических факторов в отрасли нередко происходит реструктуризация. К примеру, «Лукойл» не раз заявлял о продаже некоторой части заправок. Остальные объемы продаж приходятся на независимых трейдеров и частных предпринимателей.


Рыночные цены

Стоимость нефтепродуктов на рынке АЗС остается одним из ведущих вопросов отрасли. Перманентное увеличение акцизов и попытки административного вмешательства в ценообразование способствуют прямому повышению цены топлива. Государство, пополняя бюджет, рискует получить в свои руки потенциально нерентабельный бизнес. В свою очередь, рынок АЗС в России 2017 постепенно насыщается дополнительным ассортиментом, который позволяет балансировать между показателями выручки и увеличением давления административного аппарата.

Цены на топливо продолжают оставаться динамичными. В исследованиях рынка АЗС в России 2018 часто приводятся сравнения с цифрами на начало года. В результате проведенных срезов стоимости автомобильных бензинов был выявлен достаточный разброс показателей. В числе причин, обуславливающих ценовые разницы в розницу, названы удаленность от производства и, собственно, покупательский спрос. Учитывая сохранение основного вектора стоимости, разброс по регионам сохраняется в диапазоне от 3 до 5 рублей.


Аналитики не обошли стороной недавно вошедший в состав Федерации Крымский полуостров. Цена на бензин в регионе остаются на уровне средних значений. Топливо марки АИ-92 обходится владельцам по цене 38,79 рубля. За АИ-95 на южных заправках берут 4042 рубля.

При кажущейся дороговизне газомоторного топлива российские цены остаются в самом низком ценовом сегменте Европы. Это объясняется наличием развитого собственного производства и преобладанием в дистрибуции экспортных стратегий.

Особенности топливного ритейла

Пока одним потенциальные предприниматели изучают проходимость точки размещения заправок и удаленность ближайших конкурентов, действующий рынок АЗС 2018 активно насыщает нетопливный ассортимент. Все чаще встречается применение формулы, в которой совмещается сама станция, кафе, розница расходных материалов. На многих автозаправках все чаще встречаются оборудованные туалеты и моечные пункты. Все делается для того, чтобы клиенты могли задержаться (отдохнуть или закупиться в дорогу).

Перехват тенденций передового европейского опыта начинает приносить свои плоды. Если в ряде зарубежных стран весомые показатели продаж приходятся на непрофильную розницу (до 70 процентов реализации), в России эти цифры уже дошли до уровня 47%. Также рынок АЗС России активно внедряет бонусные программы: топливные карты для частных и корпоративных автовладельцев. Повсеместно расширяется качество сервиса, - даже на удаленных заправках.

Явления сезонности и требовательность к отрасли

Автомобиль как недешевое средство передвижения остается довольно чувствительным к характеристикам розничного топлива. Все чаще потребители требуют предъявления паспортов качества (имеющих ограниченный срок действия), самостоятельно проводят неэкспертные проверки. В межсезонный период автозаправочные станции должны включать в ассортимент специальные, зимние виды топлива. В рейтинге качества нефтегазовых продуктов лидерство между компаниями соответствует количеству заправочных станций. Первое, второе и, соответственно, третье места остаются за «Роснефтью», «Лукойлом» и «Газпром-нефтью».