Состояние илона маска. Илон маск приближается к позорному банкротству. Tesla недостаточно уважает миноритарных акционеров

Состояние илона маска. Илон маск приближается к позорному банкротству. Tesla недостаточно уважает миноритарных акционеров

Поможет ли решение совета директоров сделать компанию самой дорогой в мире - или сэкономит на гонораре генеральному директору.

В закладки

Для миллиардера, который сам сколотил своё состояние, Илон Маск, похоже, мало что знает о том, как зарабатывать деньги - по крайней мере, для себя. По новым правилам зарплата и компенсационный пакет генерального директора Tesla полностью зависят от его способности превратить начинающего автопроизводителя в одну из самых ценных компаний в мире. А ещё от долгосрочного роста рыночной стоимости, доходов и прибыли.

Работа Маска будет оплачиваться акционерными опционами, которые разделены на серию в 12 траншей на предстоящие десять лет. Чтобы получить каждый из них, Маск должен достичь двух поставленных целей, одна из которых связана с рыночной стоимостью Tesla, а другая - с доходами и прибылью компании.

Для каждого транша рыночная стоимость Tesla должна увеличиваться на $50 млрд. Если Маск сможет реализовать все 12 целей и увеличить текущую стоимость Tesla, составляющую $59 млрд, до поразительных $650 млрд, его премия может составить $55 млрд. Это хорошая для него новость.

Если в течение следующих десяти лет стоимость Tesla вырастет на 80% или 90%, то моя компенсация будет равна нулю.

Илон Маск

Газете The New York Times

Маск получает минимальную заработную плату в соответствии с законами Калифорнии, но он сказал Times, что не обналичивает чеки.

Это, скажем так, сильный шаг. Times назвала это, возможно, «самым смелым планом оплаты в корпоративной истории». Впрочем, Business Insider посчитал его бредовым. Потому что, несмотря на 17-кратное увеличение доли Tesla на рынке за последние несколько лет, она далека от прибыльности.

В какой-то момент в прошлом году Tesla теряла около $8 тысяч каждые 60 секунд, если верить Bloomberg News. У компании есть давняя склонность пропускать установленные дедлайны, иногда - на несколько лет. Только в этом месяце Tesla во второй раз отложила дату выпуска Model 3 - автомобиля, который может помочь компании стать прибыльной или разрушить её.

Компенсационный пакет ещё должен быть одобрен акционерами, но если инвесторы согласятся с этим, для них это отличная новость: либо Tesla становится одной из самых успешных компаний в мире, либо экономит на зарплате генерального директора. Это потенциально полезно и для сотрудников, каждый из которых имеет в компании долю и лично заинтересован в её успехе.

Но для компании, чья идентичность связана с её генеральным директором, это весомая ставка на будущее. Это подталкивает Маска к радикальному успеху. Возможно, за счёт создания стабильного, достаточно прибыльного бизнеса. Есть много причин думать, что Маск не сможет даже приблизить Tesla к этим целям. И совсем немногие думают иначе.

Начнём с того, что Tesla - необычный автопроизводитель. Под руководством Маска вокруг компании выстроилась база поклонников, чья поддержка граничит с фанатизмом.

Сотни тысяч людей внесли залог в $1000 за Model 3 в 2016 году - более чем за год до того, как была озвучена спецификация, представлен интерьер и названа окончательная цена. Компания смогла преодолеть финансовый кризис 2008 года, который заморозил венчурное финансирование и подорвал рынок автопродаж.

Благодаря Tesla сменился популярный образ электромобиля - теперь это не гольфкар, а спортивный автомобиль. Компания создала первый полуавтономный автомобиль и впервые использовала беспроводное обновление программного обеспечения, чтобы улучшить уже проданные автомобили.

Отличная работа, но всё это не может убедить акционеров в том, что Tesla в состоянии заработать огромную сумму денег в автопромышленности - отрасли с вековой историей, где конкуренты давно освоили управление сложными цепочками поставок, умеют работать в условиях ограниченной прибыли и соблюдать дедлайны. И теперь они применяют эти глубокие знания для создания своего собственного продвинутого оборудования и полуавтономных функций.

Возможно, преимущества конкурентов не имеют значения. Tesla - не автопроизводитель, или, по крайней мере, не только автопроизводитель. Она хочет стать вертикально интегрированной энергетической компанией, которая продаст вам солнечные батареи, чтобы поставить их на крышу.

И вы сможете производить свою собственную чистую энергию, использовать её, чтобы получать сумасшедшее удовольствие от управления автомобилем, и сохранять остатки энергии в гигантской батарее.

Чтобы подчеркнуть изменения, в феврале 2017 года Маск отбросил слово Motors из оригинального названия компании. Однако он не объяснил, как подобная вертикальная интеграция поможет Tesla в итоге.

Ничто из этого не имеет значения, потому что необычный компенсационный пакет Маска не делает ставку на Tesla как на автопроизводителя или на энергетический мегарынок. Это ставка на Илона Маска - провидца, человека, который видит невероятное будущее и заставляет людей поверить, что оно наступит.

Яркое сочетание предвидения и убедительности Маска всё более привлекательно сейчас, потому что всё вокруг стремительно меняется. Автомобили ездят сами. Всё больше людей не хотят владеть автомобилем.

Во множестве стран власти идут к запрету двигателя внутреннего сгорания. Каждый генеральный директор в автомобильной отрасли знает об этом и ломает голову, как поставить свою компанию в выгодное положение или как минимум выжить. Сейчас легче представить мир без General Motors или Ford, чем в самые тяжёлые дни рецессии.

Из-за этой шумихи и вышло, что срывы поставок Tesla и проблемы контроля качества имеют значение меньше, чем её уже легендарная репутация по созданию того, что кажется невозможным: сделать электромобиль классным, сделать самоуправление реальным, превратить обычных граждан в армию суперфанатов.

Другими словами, создание возможностей там, где другие их не видят. Стоит отметить, что Ford уволил генерального директора Марка Филдса в мае 2017 года главным образом потому, что тот не смог предложить чёткий путь в новое будущее.

Никто не знает, как изменится мир автомобилей, энергии и мобильности в ближайшие несколько лет или десятилетий. Но если для того, чтобы понять, вам нужно сделать ставку на кого-то и в процессе купаться в деньгах, имеет смысл выбрать Tesla.

Если компания ставит такие грандиозные цели, она будет достигать их не как автопроизводитель или поставщик энергии, а как компания, предлагающая будущее. И это будет сделано под руководством Маска, у которого точно найдётся несколько убедительных и странных идей о том, что делать с его премией в $55 млрд.

Рассуждает, действительно ли стоит ориентироваться на Илона Маска в вопросах управления компанией.

Rusbase публикует сокращенный перевод статьи.

Почему Илон Маск не должен быть примером для подражания в бизнесе

Алексей Зеньков

Я крайне обеспокоен тем, как он общается с инвесторами. Можно описать это так: есть резкий контраст между его способностью предлагать впечатляющее видение будущего и постоянной склонностью к чрезмерным обещаниям, которые он не выполняет в краткосрочной перспективе.

Эти мысли приходят на ум, когда задумываешься о – сервисную компанию в области солнечной энергии, которой владеют кузены Маска – за $2,6 млрд. Эта сделка позволяет выделить четыре причины, по которым я не считаю Илона Маска подходящим примером для подражания в бизнесе.

1. Маск одержим манией величия

Я согласен с тем, что предприниматель должен обладать значительной уверенностью, однако эта уверенность в себе должна уравновешиваться достаточным знанием собственных возможностей и скромностью. Чтобы человек знал, когда нужно попросить помощи или умерить собственные амбиции.

Из-за слияния с SolarCity Маск подвергает риску свое состояние, заработанное благодаря Tesla – его состояние в $8,3 млрд снизилось на $779 млн. По данным Bloomberg, 50% состояния Маска вложены в Tesla, 46% - в SpaceX (одна из ракет Falcon 9 на стартовой платформе 1 сентября), и всего лишь 4% - в SolarCity.

Также компания уже объявила, что планирует инвестировать $526 млн в постройку завода Gigafactory и оценивает затраты на реализацию так называемого плана Part Deux в еще $10 млрд (план создание вертикально интегрированной компании, которая производит электромобили, батареи для накопления энергии и приведения этих автомобилей в движение, а также солнечные панели для генерации этой энергии - прим. Rusbase).

Бывает, что наступает момент, когда предпринимателю нужно заглянуть внутрь себя и понять, что реализация личных амбиций не принесет экономической выгоды, и нужно умерить пыл. Маск этого не сделал. Правда, пока что слишком рано утверждать, прав ли он или фатально ошибался.

3. Tesla недостаточно уважает миноритарных акционеров

Одна из особенностей, делающих США отличным местом для стартапов – более высокий уровень защиты миноритарных акционеров, чем где бы то ни было в мире. Это вовсе не означает, что в Америке не бывает обмана. Просто в любом другом месте в мире это происходит намного чаще.

По моему мнению, великие предприниматели должны уважать инвесторов, а не пускать им пыль в глаза, балансируя на грани закона.

Совет директоров Tesla не ставит во главу угла интересы всех инвесторов. В итоге в мае совет одобрил вторичное размещение акций Tesla на сумму $1,4 млрд.

Но помимо умалчивания о том, что покупатель Tesla погиб в аварии по вине автопилота, совет директоров компании принял отчетность без упоминания о слиянии, которое обсуждалось еще 29 февраля этого года.

Конечно, некоторые из независимых директоров Tesla произвели оценку приобретения SolarCity. Но качество этой оценки кажется мне сомнительным, если учесть данные Комиссии по ценным бумагам.

Экономический анализ компаний после слияния чересчур оптимистичен. Согласно этим прогнозам, SolarCity потратит $189 млн за 2017 год, а затем станет приносить огромную прибыль – от $271 млн в 2018 году до $799 млн в 2020 году.

Постойте, но за 2015 год SolarCity израсходовала $2,6 млрд свободных средств, а в 2016 этот показатель вырос до $2,8 млрд.

В условиях, когда Tesla планирует привлекать еще больше заемных средств, как можно оправдать исключение затрат на выплату кредитов из анализа будущих экономических показателей SolarCity?

Возможно, совет директоров связан своими законными обязательствами – не могу судить по причине слабых знаний законодательства – но качество опубликованного анализа слияния с SolarCity настолько плохое, что возникает логичный вопрос: заботится ли Маск в первую очередь о реализации собственного видения или о заработке для владельцев акций?

4. Пренебрежение контролем за уровнем затрат

Многие частные компании в наше время осторожно подходят к планированию расходов, чтобы сохранить заработанный капитал. Я считаю это признаком мудрости их руководства.

В то же время 2 сентября издание Bloomberg сообщило о письме Маска всем сотрудникам Tesla, в котором он просит их постараться и сделать компанию прибыльной в этом квартале, чтобы «утереть нос» нытикам с Уолл-Стрит, ставящим под сомнение способность компании зарабатывать.

Для этого понадобится больше, чем просто письмо, однако ограниченность мышления Маска говорит о гигантском разрыве между его красочным видением и способностью достигать результата.

Если вы ищете пример для подражания, то намного более разумным вариантом является , которому удается совмещать свое видение и производительность. Он основал в 1994 году, сделал ее публичной, а недавно поставил новый рекорд по цене за акцию ($804 за акцию на 22 сентября 2016 года - прим. Rusbase).

По результатам опроса компании First Round Capital, сегодня Илон Маск - самый вдохновляющий пример для предпринимателей. Этот человек помимо прочего основал компанию, которая запускает ракеты-носители чаще, чем… Россия. Пожалуй, его советы начинающим бизнесменам достойны внимания. Бонусом публикуем несколько упражнений для будущих Илонов Масков.

Добивайтесь критики

Критика, как тренировка в спортзале: сначала тяжко, зато потом заметен результат. Это лучшая помощь начинающему бизнесмену.


- Когда я беседовал с кем-то о Tesla Model S, я не очень-то хотел знать о достоинствах машины. Я хотел знать о ее недостатках.

Бросайте вызов реальности

Эйнштейн говорил, что невозможно решить проблему, используя то же мышление, что вызвало ее. И Маск с этим полностью согласен. К примеру, раньше все были уверены: источники энергии просто не могут стоить дешево. Маск бросил вызов этому стереотипу и создал Tesla Energy - возобновляемые источники энергии для домов и офисов.

Даже если вы не создаете революционный продукт, Маск советует задавать вопросы каждый раз, когда слышите фразу «вот как заведено и так будет всегда». Не поддавайтесь стереотипам: пытайтесь сами разобраться, как все устроено и сделайте «почему?» своим любимым вопросом.


Тесламобиль Илона Маска под Лос-Анджелесом в тоннеле Илона Маска
Источник: Instagram

Упражнение

  1. Запишите свою самую большую проблему, неважно, личную или профессиональную.
  2. Разделите ее на базовые компоненты.
  3. Придумайте, как можно улучшить каждый из них (возможно, что-то нужно изменить или перекомпоновать).

По такому же принципу работают бизнес-аналитики, когда проводят аудит какой-либо компании. Если вам сложно сделать это самостоятельно, то жмите на баннер и заказывайте профессиональный аудит.

Фокусируйтесь на важном

Илон Маск не единственный миллиардер, «проповедующий» важность расстановки приоритетов:

Маск следует тем же принципам.

Илон Маск, изобретатель, инженер, предприниматель и миллиардер:
- В Tesla мы не потратили ни цента на рекламу. Мы вкладывали все средства в исследования и опытно-конструкторские работы, проектирование, дизайн и производство, чтобы создать лучший из возможных автомобилей. Когда мы оцениваем возможные траты, мы задаемся вопросом: «Сделает ли это продукт лучше?». Если нет, мы не станем тратить на это деньги.

Правда, не стоит воспринимать слова Маска буквально и сворачивать рекламную активность. Он лишь рассуждает о приоритетах Tesla. Для вашего бизнеса инвестиции в продвижение могут быть актуальнее.

Упражнение

  1. Составьте список из 20 целей на следующий год.
  2. Сократите его до 5 пунктов. Сконцентрировавшись на главном, вы сможете быстрее развиваться в этих проектах. Сузить его сложно, но возможно.

По этому поводу есть еще более суровый совет начинающему предпринимателю, открывающему свой бизнес - выбрать одну приоритетную задачу и посвятить все силы только ей.

Допустите возможность неудачи

Илон Маск уверен: бездействие часто вызвано страхом провала. А это опасная ошибка начинающего бизнесмена! Мы не претендуем на работу мечты, потому что боимся не получить ее. Мы не начинаем свое дело, потому что опасаемся впустую потратить деньги.

Маск допускал возможность провала и для SpaceX продумал такую тактику: потратить не более 100 млн долларов - этого достаточно, чтобы три раза запустить ракету. В итоге первые два старта были неудачными, зато успешный третий принес его компании контракт на 1,6 млрд. долларов от NASA.


Посадка первой ступени ракеты Falcon

Стал не только важным технологическим событием мирового масштаба, но и, если можно так выразиться, знаковым для цивилизации в целом.

За кадрами трансляции, на которых новая ракета устремилась в небо и вывела сначала на околоземную, а потом на отлетную от Земли траекторию личный автомобиль Маска, следили миллионы глаз.

И не только потому, что это было красиво и никогда ранее вокруг нашей планеты не летал кабриолет с куклой за рулем.

Рациональных причин для восхищения, по крайней мере у тех, кто его испытал, несколько, ведь сразу ряд событий в этот день произошел впервые.

Впервые полетела сверхтяжелая ракета, разработанная частной компанией на собственные деньги. Отдельный успех — полетела с первого раза. Впервые при запуске подобной ракеты отработана схема одновременной мягкой посадки ее первых ступеней. К необычному виду космических ракет, двигатели которых не только запускают их в небо, но и мягко приземляют на землю, Маск приучил человечество совсем недавно.

Он продемонстрировал, что можно сохранять первые ступени ракет для многократных стартов и удешевлять пуски.

Однако точное, синхронное приземление сразу двух ступеней стало, пожалуй, самым захватывающим моментом всей миссии. Хотя бы потому, что раньше такого люди просто не видели. Синхронные пуски баллистических ракет человечество освоило, особенно в этом преуспели в КНДР, а вот синхронные посадки ракет — со времен Королева пока нет.

Старт баллистических ракет в КНДР

youtube.com

Наконец, впервые при помощи частной ракеты, то бишь на частные деньги, «нечто» было запущено не просто на околоземную орбиту, а на отлетную траекторию от Земли. И это частное нечто теперь действительно будет летать во внутренней части Солнечной системы, по-видимому, миллионы лет.

Однако сколь громким в мире был первый восторг от состоявшегося, пусть не во всем успешного (центральную ступень спасти не удалось) пуска, столь неоднозначной и полярной была реакция на него в России.

«Вот посадят хоть одну ракету, тогда поговорим. Вот запустят Falcon Heavy, тогда поговорим»,

— уже не известно, кто впервые на просторах рунета запостил этот «мемасик», но, согласитесь, насколько он точен и созвучен его смысл с ментальностью многих россиян?

У нас (да и не только у нас) не принято радоваться успехам предприимчивого соседа, а уж же тем более — успехам американского выскочки-миллиардера, который замахнулся едва ли не на последнее наше святое —

космос, который полвека назад мы, напрягаясь всей страной, подарили человечеству.

Однако и рациональные аргументы «скептиков» заслуживают перечисления.

А баба Яга против

Главный аргумент — Маск не сделал ничего нового, ракета не рекордная, такую и большую грузоподъемность имели советская «Энергия», лунная «Н-1» и тот же американский «Сатурн-V».

Имели, но сейчас их нет, как нет и нагрузки, для которой они строились. При этом для реализации таких проектов обе сверхдержавы напрягали столько сил,

что одна из них не выдержала и развалилась.

Частной же компании, которая развивает подобные проекты, сложно предъявить претензии в нецелевом расходовании средств, тем более что цель создания такой ракеты не политическая, а сугубо рациональная — полеты за пределы Земли и дешевые массовые запуски спутников.

Оболванил народ

Другой аргумент -

что за барство, запускать в далекий космос дорогостящую игрушку, от которой пользы человечеству ноль?

Что характерно, возмущаются этим не только далекие от космоса люди: мол, почему вместо своей Tesla Маск не отправил в космос что-то дельное?

«Представьте только, что с нами сделали бы журналисты и «эксперты» из соцсетей, если бы Роскосмос запустил ракету с болванкой на борту, одна ступень которой отработала не совсем точно, а нагрузка ушла непонятно куда безо всякой обратной связи. То есть выброшенные гигантские деньги и ноль (почти) научно-практической информации», — недоумевает гендиректор входящего в «Роскосмос» НПО «Техномаш» на страницах издания Forbes.

Довольно странно это слышать от эксперта в области, который не может не знать,

что запуск именно «болванок» при испытаниях новых, ранее не летавших ракет — скорее оправданная традиция, чем исключение.

Именно болванки, массогабаритные макеты или, как на Западе их называют, DemoSat, запускались при испытаниях сверхтяжелой ракеты Delta IV Heavy, при первом старте ракеты по . Роскосмосом в 2014 году при успешных испытаниях легкой и тяжелой ракет «Ангара» были тоже . Одна на геостационарную орбиту, вторая — на полигон на Камчатке.

А свою долю критики Роскосмос в последние годы получает как раз не за запущенные болванки.

Каковы были альтернативные варианты нагрузки, мы вряд ли узнаем наверняка — были разговоры, что SpaceX предлагала запустить свои аппараты и , но там отказались — слишком велики риски. В свете этого Маск, как устроитель мероприятия, имел право отправить к астероидам не чугунную чушку, а сделать из этого шоу, которое войдет в историю человечества — почему бы нет? «Это глупо и смешно, но глупые и смешные вещи часто становятся важными», — пояснил Маск.

Не сам

«Маск мало сделал сам, а уже использовал готовые технологии». Важную роль в становлении сыграл ее нынешний ведущий инженер Том Мюллер, который стоял за разработкой двигателей Merlin и имел богатый опыт создания кислород-керосиновых двигателей с системой дросселирования, то есть возможностью широкого изменения режимов тяги.

При разработке двигателя действительно использовался ряд уже запатентованных изобретений. И тут сравнение, если рассуждать о судьбах частной космонавтики, будет не пользу России. В США нормальная практика,

когда технологии, разрабатывающиеся под госзаказ, оказываются доступными для дальнейшего использования коммерческими компаниями.

В качестве примера можно вспомнить компанию Bigelow Aerospace, которая использовала насовские технологии надувных станций и сама продолжила развивать эту идею.

В России, если организация разрабатывает какую-то технологию по госзаказу, эта интеллектуальная собственность переходит государству и использовать ее негосударственным организациям будет почти невозможно. Напротив, как рассказывают люди, знакомые с космической отраслью, даже соседние предприятия , разрабатывающие похожие технологии, не делятся друг с другом своими разработками и опасаются промышленного шпионажа со стороны друг друга.

При этом технологии, переданные NASA для создания двигателей Merlin, относятся не к эпохе полетов к Луне, они совсем свежие, конца девяностых — начала двухтысячных годов.

Им заплатили

Наконец, последний аргумент: SpaceX не вполне частная компания, им платит государство. За 10 лет на разработку ракеты Falcon 9 (Не Falcon Heavy!), грузового корабля Dragon и пилотируемого Dragon 2 SpaceX получила от NASA $3,5 млрд. При этом на сегодня компания имеет контракты на более чем 60 миссий — на сумму $7 млрд.

Вложив деньги в SpaceX,

правительство США преследовало главную цель — возможность запускать в космос спутники дешевле.

Чем оно и пользуется сегодня, доверяя этому частнику даже оборонные и секретные заказы.

В США в приоритет ставят экономию денег, отчасти поэтому Вашингтон продолжает покупать у России ракетные двигатели РД-180, не дающие покоя сенатору . И когда встает вопрос о трате бюджетных денег, вопросы политики уходят на второй план.

Показателен случай, произошедший в середине 2000-х годов, в досанкционные времена. Когда в NASA решали, кому заказать изготовление прибора для изучения водорода в лунном грунте на орбитальный аппарат LRO, собрать его предложили в Лос-Аламосской национальной лаборатории, правда, за огромные деньги.

И когда российские ученые из ИКИ РАН предложили сделать этот прибор LEND за свой счет с условием участия в миссии, вопрос, кому отдать заказ, отпал сам собой.

Если сравнить деньги, выделяемые со стороны правительства США компании Маска со средствами, выделяемыми российским космическим госпредприятиям, то сравнение будет не в пользу последних, в этом, возможно, и кроется причина подчеркнуто холодного отношения Роскосмоса к успехам американского бизнесмена.

Эти же предприятия и научные институты продолжают получать иски от того же Роскосмоса, про что неоднократно писала «Газета.Ru».

Отвечая на вопрос об успехах Маска, а задают их постоянно, руководство Роскосмоса вообще старается не называть его по имени.

А после старта Falcon Heavy в госкорпорации назвали это рекламным «трюком» ради автомобиля Tesla, с производством которого «дела плохи».

На фоне успехов Маска и космических неудач России особое звучание приобрел совет запускать своих космонавтов при помощи батута, данный почти четыре года назад на фоне обострения отношений с США. Накануне компания SpaceX свой собственный «батут» — специальную сеть, при помощи которой планируется возвращать обтекатели ракет для их повторного использования. Чей батут окажется лучше, покажет скорое будущее.

За Элоном Маском давно закрепилась слава бизнес-селебрити, его называют прототипом главного героя фильма Iron Man. Продав свои 11 % акций PayPal в рамках полуторамиллиардной сделки с eBay, Маск получил состояние, которое решил использовать на освоение космоса и развитие революционных технологий. Спустя десять лет и миллиарды долларов инвестиций его космические челноки полетели к МКС, а заправки для электрокаров Tesla стали появляться в крупнейших мегаполисах.

Однако за этими достижениями стоит не только предпринимательский талант Маска, но и мощная господдержка. На этой неделе Los Angeles Times подсчитала , какой объём субсидий получил Маск за время работы над проектами будущего. Оказалось, около 4,9 миллиарда долларов. The Village разобрался в причинах успеха бизнесмена.

Юный миллионер

Сын канадской модели и южноафриканского инженера, Элон Маск провёл детство на Чёрном континенте. Ему было девять лет, когда родители развелись и он остался с отцом в Африке. Через год, в 1980-м, он открыл для себя мир программирования, а через два года заработал первые 500 долларов на продаже своей программы.

Для того чтобы иметь возможность обосноваться в США, в 17 лет Маск уехал в Канаду и получил гражданство этой страны, поступил в местный университет, а потом перевёлся в Пенсильванию. В 24 года он поступил в Стэнфорд, но вместо изучения физики увлёкся стартапом и бросил университет.

Первую компанию он создал с братом. Zip2 разрабатывала интернет-сайты для разных фирм и СМИ, в числе её клиентов была и газета The New York Times. В 1999 году стартап купила AltaVista, и Маск получил первые 22 миллиона долларов от продажи своих активов.

Эти деньги он вложил в платёжный сервис X.com, который впоследствии превратился в PayPal. Разразившийся в начала 2000-х кризис доткомов не помешал предпринимателям продать стартап eBay. В 2002 году Маск заработал на этой сделке 165 миллионов долларов.

Из интернета в космос


Этот капитал позволил Маску войти в число самых влиятельных жителей Долины. Но вместо того чтобы создавать новый интернет-проект, в 2002 году он учредил SpaceX. Предприниматель мечтал вернуть интерес людей к космосу. Он сначала хотел снарядить экспедицию на Марс и несколько раз летал в Москву, чтобы уговорить российских космических функционеров продать ему обновлённую модель ракеты-носителя «Днепр». Но за неё просили слишком дорого, и Маск решил сам взяться за разработку таких ракет, которые сделали бы космос доступнее для бизнеса.

В 2006 году он стал соучредителем SolarCity, компании - разработчика солнечных батарей, призванных противостоять глобальному потеплению. А через два года предприниматель также вошёл в капитал Tesla Motors, производителя электрокаров, переживавшего нелёгкие времена в кризис.

Сейчас во всех связанных с именем Маска компаниях работает около 23 тысяч человек, его фабрики находятся в Калифорнии, Мичигане, Нью-Йорке, Неваде и Техасе. Стоимость его долей во всех бизнесах оценивается в 10 миллиардов долларов, но ни один из них пока не приносит прибыли.

Гранты, субсидии, льготы

Критики Маска говорят, что он просто удачно нашёл способ монетизации своих проектов. «Он определённо следует за государственными деньгами, - говорит Дэн Долев из Jefferies Equity Research. - Это хорошая стратегия, но однажды государство может перекрыть финансирование».

К примеру, американское правительство субсидирует 30 % стоимости создания солнечных батарей SolarCity за счёт налоговых льгот и субсидий. Компания отчиталась о получении гранта почти в полмиллиарда долларов из федерального казначейства США.

Штат Нью-Йорк выделил 750 миллионов долларов на строительство фабрики по производству солнечных панелей в Буффало. SolarCity будет арендовать её за доллар в год и сможет десять лет не платить налоги. Чиновники верят в проект и считают, что новая фабрика на месте закрытой сталелитейной сможет создать 3 тысячи рабочих мест.

SpaceX получил контракты от NASA и ВВС США на 5,5 миллиарда долларов, несмотря на то что сохранить разгонный блок ракеты-носителя для последующего использования пока не удалось.


Штат Невада помогает Tesla в строительстве завода для производства батарей, помощь оценивается 1,3 миллиарда долларов. Правительство также предоставляет налоговые вычеты покупателям электрокаров в Калифорнии.

Недавно Маск объявил о запуске нового проекта: Tesla Energy займётся выпуском аккумуляторных батарей для дома и бизнеса, которые будут подзаряжаться днём и отдавать энергию в тёмное время суток. Стоя на сцене, предприниматель под торжественную музыку рассказывал о том, как эти батареи смогут изменить потребление электричества. Но он не упомянул о том, что Tesla уже договорилась с правительством штата Калифорния о предоставлении 126 миллионов долларов субсидий для этого проекта.

Самого Маска подобные подсчёты сумм господдержки раздражают. Он говорит, что эти гранты были доступны всем, кто захотел бы на них претендовать. Разработки новых технологий довольно долго могут приносить предпринимателям одни лишь убытки - неплохо, если они могут получить помощь при создании полезных для всех проектов.

Источники: CNBC , Los Angeles Times
фотографии: Dan Taylor / Wikimedia Commons, SpaceX Photos , NASA / Bill Ingalls / Wikimedia Commons