Государственные закупки. Методика осуществления государственных закупок Основные принципы государственных закупок в России

Государственные закупки. Методика осуществления государственных закупок Основные принципы государственных закупок в России

При ведении закупок по 44ФЗ важно обращать внимание на наличие нормативно-правовой документации, регламентирующей тот или иной вид закупок в регионе заказчика. Как показывает практика, при ведении закупочной деятельности в каждом из регионов встречаются особенности. Кроме того важно понимать какой характер имеет тот или иной нормативно-правовой акт: обязательный к исполнению или рекомендательный.

Так, например, 1 июля 2018 года вступил в силу новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД), имеющий рекомендательный характер и косвенно касающийся закупочной сферы. Согласно этому ГОСТу были изменены требования к оформлению документов:

  • Появилась ссылка на новые реквизиты документов (в зависимости от региона);
  • Появилась отметка об электронной подписи;
  • Изменилось написание даты. Форма - 1 сентября 2018 года (ранее - 01 сентября 2018 года);
  • Изменилось написание адресата. Форма - «Фамилия И.О.», ранее - «И.О. Фамилия»;
  • «Гриф утверждения» коллегиальным органом с реквизитами протокола и т.д.

Изменения по ЕИС

После вступления в силу приказа Федерального казначейства от 22 февраля 2018 г. № 12н «О внесении изменений в Порядок регистрации в единой информационной системе в сфере закупок, утвержденный приказом Федерального казначейства от 30 декабря 2015 г. № 27н» был актуализирован порядок регистрации в ЕИС участников контрактной системы в сфере закупок, а также иных лиц, использующих ЕИС для реализации своих функций и полномочий, предусмотренных Законами № 44-ФЗ и 223-ФЗ, за исключением участников закупок, утвержденный приказом Федерального казначейства от 30.12.2015 № 27н. Нововведение заключается в том, что региональные и муниципальные информационные системы в сфере закупок регистрируются в ЕИС исключительно после тестирования информационного взаимодействия между системами.

Кроме того, были приняты нормативные акты в целях эксплуатации ГИС (в рамках ЕИС). ПП РФ № 881, № 882 и № 883 от 28 июля 2018 г. в соответствии с п. 2-4 ч. 14 ст. 4 Закона № 44-ФЗ установлены о следующие требования, необходимые для эксплуатации государственной информационной системы, предназначенной для мониторинга и фиксации действий, бездействия участников контрактной системы в ЕИС и на электронной площадке:

  1. Требования к эксплуатации ГИС, порядку формирования, хранения и использования содержащейся в ней информации (ПП № 881 вступит в силу с 1 октября 2019 г);
  2. Правила мониторинга доступности (работоспособности) ЕИС, электронной площадки (ПП № 882 вступит в силу с 1 октября 2019 г);
  3. Правила фиксации, включая видеофиксацию, в режиме реального времени действий, бездействия участников контрактной системы в ЕИС, на ЭП (ПП № 883 вступит в силу с 1 октября 2019 г).

В соответствии с ч. 53 ст. 112 Закона № 44-ФЗ указанная выше государственная информационная система (ГИС) фиксирует действия, бездействие участников контрактной системы, осуществляемые в ЕИС и на ЭП, начиная с 1 октября 2019 г.

Осуществление закупок у единственного поставщика

С 01.07.2018 заказчики вправе осуществлять закупки в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 с использованием единого агрегатора торговли (Березка) - информационного ресурса (Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 N 824-р) в соответствии с пунктами 4, 5 и 28 части 1 статьи 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Единый агрегатор торговли («БЕРЕЗКА») должен обеспечивать:

  • Доступ лиц, зарегистрированных в единой информационной системе в сфере закупок, к использованию единого агрегатора торговли;
  • Недискриминационный доступ при размещении предложений потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с использованием в том числе иных информационных систем;
  • Информационное взаимодействие с региональной автоматизированной информационной системой Правительства Москвы "Портал поставщиков";
  • Применение информации о товарах, работах, услугах, содержащейся в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, размещенном в единой информационной системе в сфере закупок.

Оператором единого агрегатора торговли было определено акционерное общество "РТ-Проектные технологии", г. Москва (далее - оператор). Федеральным органам исполнительной власти и находящимся в их ведении федеральным казенным учреждениям (за исключением заказчиков - федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, государственного управления в области обеспечения безопасности Российской Федерации, и подведомственных им федеральных казенных учреждений) теперь необходимо осуществлять с 1 ноября 2018 г. закупки, указанные в с использованием единого агрегатора торговли, а органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется осуществлять закупки, предусмотренные пунктами 4, 5 и 28 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, с использованием единого агрегатора торговли.

Данное распоряжение не применяется при осуществлении закупок, содержащих сведения, составляющие государственную тайну.

Распоряжением Правительством РФ от 5 сентября 2018 г. № 1856-р (в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 93 и ч. 1 ст. 111 Закона № 44-ФЗ) определен перечень единственных исполнителей осуществляемых Минпромторгом РФ в 2018 году закупок автомобилей скорой медицинской помощи и школьных автобусов российского производства, а также услуг по их доставке до конечных получателей в субъектах РФ.

Определено, что Минпромторг РФ заключает контракты с органами исполнительной власти субъектов РФ, единственными исполнителями и получателями.

Предусмотрены существенные условия, которые должны быть установлены в заключаемых контрактах. Установлена возможность принятия до 1 декабря 2018 г. Минпромторгом РФ бюджетных обязательств, возникающих на основании заключенных контрактов, подлежащих исполнению в 2018 году.

Распоряжением № 1856-р утверждены планы распределения автомобилей и автобусов по субъектам РФ.

С 1 января 2018 года возобновилось действие пункта 2 Правил ведения реестра единственных поставщиков товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением РФ от 27.02.2017 № 231.

Таким образом, в ЕИС появился Реестр единственных поставщиков товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории РФ.

Правительством РФ в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона № 44ФЗ в распоряжении от 28 июля 2018 г. № 1574р определен единственный исполнитель авиационных работ в целях оказания медицинской помощи для государственных нужд в 20182019 гг., которым является АО «Национальная служба санитарной авиации». Теперь власти субъектов РФ имеют право заключать контракты на услуги санавиации с единственным исполнителем без проведения конкурентных процедур.

При этом установлено, что цена таких контрактов будет рассчитываться заказчиками по утвержденной методике, а также будет разработан типовой контракт на выполнение авиационных работ.

Обзор НПА, вносящих актуальные изменения по закупкам

Важно отметить следующие изменения в работе 44ФЗ:

Изменение ст. 93 ч.1 п. 8:

Оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ;

Оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами , газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ; (в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ

Дополнение к ст. 93 ч.1. п. 9.

Закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме;

Дополнения:

1) В том числе в случаях, предусмотренных частями 7 и 12 статьи 82 44- ФЗ;

2) Перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера;

3) Ст. 82 «Особенности осуществления закупок путем проведения запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера» п. 7 - подана 1 заявка или не подано ни одной; п. 12 - если после заключения контракта объема поставляемых ТРУ недостаточно, Заказчик может заключить контракт п.9.

Изменения в Ст. 93. ч. 1 п. 25

Убрали электронный аукцион;

Добавлено «Для целей настоящего Федерального закона участник закупки, с которым заключается контракт в соответствии с настоящим пунктом, приравнивается к победителю определения поставщика (подрядчика, исполнителя)»; Обратите внимание на новые ссылки на статьи в протоколах!

Так же были добавлены новые пункты 25.1, 25.2, 25.3;

25.1 - признание несостоявшимися открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона в соответствии с частями 1, 2 и 5 статьи 55.1, частями 1 - 3.1 статьи 71 настоящего Федерального закона. При этом контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, но не выше начальной (максимальной) цены контракта в сроки, установленные статьей 83.2 настоящего Федерального закона. Для целей настоящего Федерального закона участник закупки, с которым заключается контракт в соответствии с настоящим пунктом, приравнивается к победителю определения поставщика (подрядчика, исполнителя)

25.2 - признание несостоявшимся запроса котировок в электронной форме в соответствии с частью 3 статьи 82.6 настоящего

Федерального закона. При этом контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, но не выше начальной (максимальной) цены контракта в сроки, установленные статьей 83.2 настоящего Федерального закона. Для целей настоящего Федерального закона участник закупки, с которым заключается контракт в соответствии с настоящим пунктом, приравнивается к победителю определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

25.3 - признание несостоявшимся запроса предложений в электронной форме в соответствии с частью 26 статьи 83.1 настоящего Федерального закона. При этом контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, но не выше начальной (максимальной) цены контракта в сроки, установленные статьей 83.2 настоящего Федерального закона. Для целей настоящего Федерального закона участник закупки, с которым заключается контракт в соответствии с настоящим пунктом, приравнивается к победителю определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Изменение в Ст. 93 ч.1. п. 28

«Осуществление закупок лекарственных препаратов, которые предназначены для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое отражается в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии…» «При этом объем закупаемых лекарственных препаратов не должен превышать объем таких препаратов, необходимый для указанного пациента в течение срока, необходимого для осуществления закупки лекарственных препаратов в соответствии с положениями пункта 7 части 2 статьи 83»

«При этом объем закупаемых лекарственных препаратов недолжен превышать объем таких препаратов, необходимый для указанного пациента в течение срока, необходимого для осуществления закупки лекарственных препаратов в соответствии с положениями пункта 7 части 2 статьи 83, пункта 3 части 2 статьи 83.1»

Изменение в Ст. 93 ч.1. п. 38

заключение органами исполнительной власти, органами местного самоуправления контрактов на приобретение жилых помещений, соответствующих условиям отнесения к жилью экономического класса, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, с юридическим лицом, заключившим в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации договор об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса или договор о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса, по цене и в сроки, которые определены договором об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса или договором о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса, при условии, что договором об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса или договором о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса предусмотрено заключение государственных и (или) муниципальных контрактов;

Заключение органами исполнительной власти, органами местного самоуправления контрактов на приобретение жилых помещений, соответствующих условиям отнесения к стандартному жилью, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, с юридическим лицом, заключившим в соответствии с

Градостроительным кодексом Российской Федерации договор об освоении территории в целях строительства стандартного жилья или договор о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья, по цене и в сроки, которые определены договором об освоении территории в целях строительства стандартного жилья или договором о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья, при условии, что договором об освоении территории в целях строительства стандартного жилья или договором о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья предусмотрено заключение государственных и (или) муниципальных контрактов;

Изменение в ст. 93 ч.1. п. 39

заключение органами исполнительной власти, органами местного самоуправления контрактов на приобретение жилых помещений, соответствующих условиям отнесения к жилью экономического класса, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, с лицом, заключившим в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", договор безвозмездного пользования земельным участком для строительства жилья экономического класса, для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматривается в том числе строительство жилья экономического класса, договор аренды земельного участка для строительства жилья экономического класса, для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматривается в том числе строительство жилья экономического класса, или договор аренды земельного участка для строительства в минимально требуемом объеме жилья экономического класса, для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматриваются в том числе строительство в минимально требуемом объеме жилья экономического класса и иное жилищное строительство, по цене и в сроки, которые определены любым из этих договоров, при условии, что им предусмотрено заключение государственных и (или) муниципальных контрактов;

заключение органами исполнительной власти, органами местного самоуправления контрактов на приобретение жилых помещений, соответствующих условиям отнесения к стандартному жилью, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, с лицом, заключившим в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", договор безвозмездного пользования земельным участком для строительства стандартного жилья, для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматривается в том числе строительство стандартного жилья, договор аренды земельного участка для строительства стандартного жилья, для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматривается в том числе строительство стандартного жилья, или договор аренды земельного участка для строительства в минимально требуемом объеме стандартного жилья, для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматриваются в том числе строительство в минимально требуемом объеме стандартного жилья и иное жилищное строительство, по цене и в сроки, которые определены любым из этих договоров, при условии, что им предусмотрено заключение государственных и (или) муниципальных контрактов;

Изменение в ст. 93 ч.1. п. 42

Уточнена компетенция Росстата как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в РФ.

Теперь это звучит так:

Функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации

Изменение в ст. 93 ч.1.

Данная статья дополнена 53 и 54 пунктами:

Осуществление закупки работ по модернизации федеральных государственных информационных систем для информационно-правового обеспечения деятельности палат Федерального Собрания Российской Федерации и услуг по сопровождению таких систем.

(п. 54 введен Федеральным законом от 29.12.2017 N 475-ФЗ)

Изменение формулировки ст. 93 ч. 2

При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 3, 6 - 8, 11 - 14, 16 - 19 части 1 настоящей статьи, заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта.

При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 3, 6 - 8,

11 - 14, 16 - 19 части 1 настоящей статьи, заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта (за исключением осуществления закупки заказчиками, включенными в перечень, предусмотренный пунктом 5 части 2 статьи 84 настоящего Федерального закона) - закрытые процедуры.

Изменения в планировании закупок

Постановлением Правительства РФ от 16 августа 2018 г. № 952 в целях приведения нормативных актов о планировании в соответствии с редакцией Закона № 44-ФЗ, действующей с 1 июля 2018 г. были внесены технические правки.

В требованиях к форме планов закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов

2013 г. № 1043, предусмотрено, что информация о закупках лекарственных препаратов, необходимых для назначения пациенту при наличии медицинских показаний по решению врачебной комиссии, которые заказчик планирует осуществлять путем проведения запроса предложений в электронной форме, указывается в плане закупок одной строкой (укрупненно).

В плане-графике закупок отдельными строками указываются информация о закупках, которые планируется осуществлять в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83, пунктом 3 части 2 статьи 83.1 и пунктами 4, 5, 23, 26, 33, 42 и 44 части 1 статьи 93 Федерального закона по каждому из следующих объектов закупки (в ред. Постановлений Правительства РФ от 25.01.2017 N 73, от 16.08.2018 N 952) и лекарственные препараты, закупаемые в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83, пунктом 3 части 2 статьи 83.1 Федерального закона 44;

В правилах формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов РФ и муниципальных нужд, утвержденные, соответственно, ПП РФ от 5 июня 2015 г. № 553 и № 554, предусмотрено, что в случае осуществления закупок в связи с признанием процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) несостоявшимися в соответствии с ч. 2, 4-6 ст. 55, ч. 4 ст. 55.1, ч. 4 ст. 71, ч. 4 ст. 79, ч. 2 ст. 82.6, ч. 19 ст. 83, ч. 27 ст. 83.1 и закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по ч. 1 ст. 93 (за исключением п. 9) заказчик может вносить изменения в план-график закупок не позднее чем за 1 день до дня размещения извещения в ЕИС, а в случае, если Законом № 44-ФЗ размещение извещения в ЕИС не предусмотрено, то вносить изменения в план-график можно не позднее чем за 1 день до дня заключения контракта.

При осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях незамедлительного оказания помощи пострадавшим при авариях, в иных чрезвычайных ситуациях, в случае необходимости в экстренной либо неотложной медицинской помощи (п. 9 ч. 1 ст. 93), заказчики вправе изменять план-график закупок в день заключения контракта.

ч. 2, 4 - 6 статьи 55 Заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет проведение повторного конкурса в соответствии с частью 3 настоящей статьи или новую закупку в случаях, если конкурс признан не состоявшимся по основаниям ч.2 ст. 55
Ч.4 статьи 55.1 Открытый конкурс в электронной форме
Ч. 4 статьи 71 Электронный аукцион
Ч.4 статьи 79 В случае, если после даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок, указанного в извещении о продлении срока подачи таких заявок, не подано ни одной такой заявки
Ч. 2 статьи 82.6, По результатам продления срока подачи заявок на участие в запросе котировок в электронной форме не подано ни одной заявки на участие
Ч. 19 статьи 83 В случае, если запрос предложений признается не состоявшимся в связи с тем, что до момента вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений не подано ни одной такой заявки
Ч.27 статьи 83.1 В случае, если запрос предложений в электронной форме признается не состоявшимся в связи с тем, что не подано ни одной такой заявки на участие в запросе предложений в электронной форме, или в случае, если комиссия по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений в электронной форме и окончательных предложений отклонила все такие заявки
Ч.1 статьи 93 Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

29 августа 2018 вступило в силу Постановление Правительства РФ от 16.08.2018 N 952 по планированию закупок. Его новшества в основном дублируют поправки в Закон N 44-ФЗ, которые позволили в ряде случаев размещать извещения через день после дня изменения плана-графика. Впрочем, есть и нововведения.

Кроме того, в этом постановлении уточнили, что если для закупки не предусмотрено извещение, менять план-график нужно не позже чем за день до даты заключения контракта. Для устранения последствий ЧС или для оказания экстренной медицинской помощи. Заключить контракт можно в день внесения изменений в план-график.

Изменения в ПП от 5 июня 2015 г. N 554 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта российской федерации и муниципальных нужд, а также о требованиях к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг»:

В план-график закупок включается перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется путем проведения конкурса (открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса), аукциона (аукциона в электронной форме, закрытого аукциона), запроса котировок, запроса предложений, закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), а также путем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) способом, устанавливаемым Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 111 Федерального закона

В план-график закупок включается перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется путем применения способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных частью 2 статьи 24 Федерального закона , у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также путем применения способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), устанавливаемого Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 111 Федерального закона.

Новая редакция пункта 13 Требований к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 554 (ПП РФ от 25.01.2017 N 73):

ПГЗ содержит приложения, содержащие обоснования в отношении каждого объекта закупки, подготовленные в порядке, установленном Правительством РФ в соответствии с ч.7 ст. 18 ФЗ 44, в том числе: обоснование НМЦК или цены контракта, заключаемого с ед. п, (п, и), определяемых в соответствии со ст. 22 ФЗ 44;

Обоснование способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с гл. 3 ФЗ-44, в том числе доп. требования к УЗ (при наличии таких требований), установленные в соответствии с ч. 2 ст. 31.

ПГЗ содержит приложения, содержащие обоснования в отношении каждого объекта закупки, подготовленные в порядке, установленном Правительством РФ в соответствии с ч. 7 ст. 18 ФЗ-44, в т. Ч.: обоснование НМЦК или цены контракта, заключаемого с ед. п. (п., и.), определяемых в соответствии со ст. 22 ФЗ, с указанием включенных в объект закупки количества и единиц измерения товаров, работ, услуг (при наличии);

Обоснование способа определения п. (п.и.) в соответствии с гл. 3 ФЗ, в том числе доп. требования к УЗ (при наличии таких требований), установленные в соответствии с частью 2 статьи 31.

«Региональным и муниципальным заказчикам и нужно скорректировать планы закупок в части ПО» - такая задача содержится в Методических рекомендациях Минкомсвязи по переходу на российское программное обеспечение. Планы закупок нужно проанализировать и скорректировать, чтобы составить план мероприятий по переходу на российское ПО к 2020 году.

Приказ Минкомсвязи России от 04.07.2018 N 335

С 01 января 2018 года вступили в силу изменения в постановление Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». С 1 января 2018 года запрет не распространяется на программное обеспечение, включенное в реестр Евразийского ПО, за исключением РФ. До внесения изменений запрет на допуск не касался исключительно российского программного обеспечения, включенного в реестр российского ПО.

Изменения в описании объекта закупки

В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент»;

Либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком,

Либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

Нарушение при описании объекта закупки. (135 ФЗ).

  • Установления незаконных требований, ограничивающих доступ к участию
  • Объединения в предмет закупки ТРУ технологически и функционально не связанных между собой
  • Укрупнение предмета закупки для ограничения числа участников, в том числе путем необходимости выполнения работ, оказания услуг на большой территории в один временной интервал.

Предусмотрена административная ответственность ч. 4.1 ст. 7.30 - Включение в описание объекта закупки требований и указаний, влекущих за собой ограничение количества участников или объединение в 1 лот технологически и функционально не связанных между собой ТРУ предполагает административный штраф в размере 1% НМЦ, но не менее 10 тыс. руб. и не более 50тыс. руб.

Каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Под каталогом товаров, работ, услуг понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.

Заказчик обязан указывать достоверную информацию о закупаемом товаре в соответствии с ОКПД2.

С 01 января 2018 года вступили в силу подпункт «д» пункта 10 и подпункт «б» пункта 13 Правил формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, пункт 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145.

В Каталоге товаров работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, ведущемся в ЕИС появилась справочная информация:

Коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии);

Информация о типовых контрактах, типовых условиях контрактов, подлежащих применению при закупке товара, работы, услуги (при наличии).

В случае, если в Каталоге содержится описание товара, работы, услуг в данное описание должная включаться в том числе и информация о распространяющихся на товары, работы, услуги технических регламентах и национальных стандартах.

Если заказчик при описании объекта закупки указывает в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены позицией Каталога, то с 01.01.2018 на него возлагается дополнительная обязанность:

В случае предоставления иной и дополнительной информации заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

  • соль пищевая йодированная;
  • яйца куриные в скорлупе свежие;
  • джем;
  • желе;
  • масло подсолнечное рафинированное;
  • какао-порошок;
  • чай черный (ферментированный);
  • ваниль обработанная;
  • горох, консервированный без уксуса или уксусной кислоты (кроме готовых блюд из овощей).

Требования к участникам закупок

Появилось новое требование к участникам «отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации». Оно подлежит декларированию только в электронном конкурсе согласно пункту 11 части 1 статьи 31, и увы, не содержит подробной информации об ограничениях, чтобы применять его в работе.

Изменение правил предоставления преимуществ организациям инвалидов

ПП РФ от 22 июня 2018 г.№ 716 внесены изменения в правила предоставления преимуществ организациям инвалидов утвержденные ПП РФ от 15 апреля 2014 г.№ 341, теперь определено, что предметом одной закупки не могут быть товары, работы, услуги, включенные и не включенные в перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов, утвержденный Постановлением № 341.

В соответствии с ч. 3 ст. 29 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупок, за исключением закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15% в порядке, установленном Постановлением № 341. Информация о предоставлении

таких преимуществ должна быть указана заказчиком в извещении и в документации о закупке.

Изменение требований к субъектам малого и среднего предпринимательства

В 2018 году было скорректировано понятие «субъекты МСП»), под субъектами МСП понимаются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с установленными условиями к малым предприятиям, в том числе к микро предприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Статус субъектов МСП с 1 декабря 2018 г. присваивается также хозяйственным товариществам, соответствующим установленным в Законе № 209ФЗ требованиям. Малые или средние предприятия, в уставном капитал которых доля иностранного юридического лица, относящегося к субъектам МСП, превысит 49 %, сохранят статус субъекта МСП. Иностранное юридическое лицо в заявительной форме подтверждает свой статус в качестве субъекта МСП на основе заключения аудиторской организации.

АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» наделено правом оказывать услуги в целях развития малого и среднего предпринимательства не только действующим субъектам МСП, но и физическим лицам, которые планируют начать осуществлять предпринимательскую деятельность.

В целях проведения закупок, в том числе закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, в электронной форме утверждены перечни операторов электронных площадок и специализированных электронных площадок. В перечни включены восемь операторов электронных площадок и один оператор специализированной электронной площадки, которые соответствуют установленным требованиям.

В перечень банков для открытия спецсчетов правительство внесет кредитные организации, которые соответствуют таким требованиям:

  • имеют универсальную лицензию;
  • располагают не менее 100 млрд руб. собственных средств либо не менее 25 млрд руб. собственных средств и кредитным рейтингом не ниже "A-(RU)" по шкале АКРА и не ниже "ruA-" по шкале "Эксперт РА";
  • участвуют в системе обязательного страхования вкладов физических лиц;
  • не имеют просроченной задолженности по банковским депозитам, на которых были размещены средства федерального бюджета;
  • заключили соглашения с каждым оператором электронных площадок из перечня, утвержденного правительством (с 1 сентября).

П. 6 - Наличие в соответствии с частью 13 статьи 44 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" соглашений о взаимодействии с каждым из операторов электронных площадок, включенных в перечень, предусмотренный частью 3 статьи 24.1 указанного Федерального закона, вступил в силу 01.09.2018 г.

Антидемпинг

В случае проведения открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, предоставляется участником закупки в составе заявки на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе, закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе. Комиссия по осуществлению закупок отклоняет такую заявку в случае признания этой информации недостоверной. Решение об отклонении такой заявки фиксируется в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с указанием причин отклонения такой заявки, доводится до сведения участника закупки, направившего заявку, не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола. Если участником закупки в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, в составе заявки на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе, закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе не предоставлена информация, подтверждающая его добросовестность в соответствии с частью 3 настоящей статьи, контракт с данным участником заключается после предоставления им обеспечения исполнения контракта в размере, в полтора раза превышающем размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о закупке, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

В случае проведения открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, аукциона информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, предоставляется участником закупки при направлении заказчику подписанного проекта контракта. При невыполнении таким участником, признанным победителем конкурса или аукциона, данного требования или признании комиссией по осуществлению закупок информации, предусмотренной частью 3 настоящей статьи, недостоверной контракт с таким участником не заключается и он признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае решение комиссии по осуществлению закупок оформляется протоколом, который размещается заказчиком в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола (ранее было: размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников аукциона не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола).

Ответы на вопросы

Вопрос: если эксперт по приемке - сотрудник учреждения: к нему есть какие-либо требования?

Ответ: Случаи проведения независимой экспертизы определены в Ст. 94. Ч. 4

Заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев:

1) предусмотренных пунктами 1 - 9, 14, 15, 17 - 23, пунктом 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), пунктами 25, 26, 28 - 30, 32, 33, 36, 40, 41, 42, 44, 45,

46, 47 - 48, 50 - 54 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;

2) осуществления закупок услуг экспертов, экспертных организаций;

3) если результатом предусмотренной контрактом выполненной работы являются проектная документация объекта капитального строительства и (или) результаты инженерных изысканий, прошедшие государственную или негосударственную экспертизу, проведение которой обязательно в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации.

4.1. Правительство Российской Федерации вправе определить иные случаи обязательного проведения экспертами, экспертными организациями экспертизы предусмотренных контрактом поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

Статьей 41 определены требования к экспертам:

К проведению экспертизы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, не могут быть допущены:

1) физические лица:

А) являющиеся либо в течение менее чем двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, являвшиеся должностными лицами или работниками заказчика, осуществляющего проведение экспертизы, либо поставщика (подрядчика, исполнителя);

Б) имеющие имущественные интересы в заключении контракта, в отношении которого проводится экспертиза;

В) являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и не полнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными с руководителем заказчика, членами комиссии по осуществлению закупок, руководителем контрактной службы, контрактным управляющим, должностными лицами или работниками поставщика (подрядчика, исполнителя) либо состоящие с ними в браке;

2) юридические лица, в которых заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) имеет право распоряжаться более чем двадцатью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, либо более чем двадцатью процентами вкладов, долей, составляющих уставный или складочный капитал юридических лиц;

3) физические лица или юридические лица в случае, если заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) прямо и (или) косвенно (через третье лицо) может оказывать влияние на результат проводимой такими лицом или лицами экспертизы.

3. Эксперт, экспертная организация обязаны уведомить в письменной форме заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) о допустимости своего участия в проведении экспертизы (в том числе об отсутствии оснований для недопуска к проведению экспертизы в соответствии с частью 2 настоящей статьи).

4. В случае выявления в составе экспертов, экспертных организаций лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, заказчик должен принять незамедлительные меры, направленные на привлечение для проведения экспертизы иного эксперта, иной экспертной организации.

5. Дополнительные требования к экспертам, экспертным организациям, привлекаемым для проведения экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги по государственному оборонному заказу, а также особенности проведения такой экспертизы могут быть установлены Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".

Вопрос: Можно ли привлечь подведомственное учреждения в качестве эксперта сотрудника министерства? Ответ: Считаю, что не может, так как это противоречит ч.1 п.3. ст. 41 (выделено красным в тексте), возможно косвенное влияние. Вопрос: Могут ли быть оказаны на безвозмездной основе, или должен быть гражданско-правой договор с внешним экспертом? Ответ: Закон нам ничего об этом не говорит, считаю, что можно на безвозмездной основе привлекать эксперта, главное, что бы он соответствовал требованиям законодательства и итогом было соответствующее экспертное заключение. Вопрос: Какие критерии для выбора эксперта? Должна это быть организация, обладающая лицензией или сертификатом, или это может быть лицо обладающая опытом и профессиональными знания в данной сфере?

Ответ: Критерии поименованы в 44-ФЗ (п 15 ст. 3), и при отборе эксперта (экспертной организации) конкурентным способом, мы можем только установить требования к исполнителю в соответствии со ст. 31.

П. 15 ст. 3 44-ФЗ: эксперт, экспертная организация - обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, либо юридическое лицо (работники юридического лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла), которые осуществляют на основе договора деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам в случаях, предусмотренных настоящим

Результатом оказания услуг по договорам (контрактам) с экспертами является экспертное заключение.

Обратите внимание: ч. 8 ст. 7.32. КоАП РФ «Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок о проведении экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги или отдельных этапов исполнения контракта в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок к проведению такой экспертизы заказчик обязан привлечь экспертов, экспертные организации, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей.»

Вопрос: Подскажите пожалуйста, как правильно закрывать контракты с единым поставщиком по теплоснабжению срок оказания услуг 31.12, акты поступают в следующем году. И невозможно точно просчитать Гкал. В любом случае будет либо дебиторка либо кредиторка.

Ответ: Существует несколько вариантов.

Вариант правильный: контракт можно (это не противоречит законодательству) закрыть в январе 2019 года (акты получаем от поставщика 9-10 января 2019, далее приемка 10-20 дней (тут зависит от условий контракта и регламента работы приемочной комиссии, если она есть), не забываем, что заказчик обязан провести экспертизу для проверки представленных исполнителем результатов оказанных услуг, предусмотренных контрактом - экспертиза заказчика (ч.3 ст. 94 ФЗ-44), т.е. подписываем акт с нашей стороны не ранее середины-конца января 2019 г., соответственно будет оплата в январе 2019 за декабрь 2018 из лимитов 2019 года. Это стандартная ситуация.

Тут нужно понимать, что позиция бухгалтерии (нужно потратить лимиты 2018 года) противоречит требованиям законодательства о закупках.

С предпочитаю следующую практику заключения контрактов по данному пункту:

Заключаем контракты ежегодно на оказание услуг с 01.12. по 30.11 (следующего года): плюсы этого контракта - задействованы лимиты одного года (оплачивать начинаем в январе за декабрь).

Вариант наиболее часто используемый заказчиками, при приемке товаров он еще как - то "проходит" в конце года:

Подписать акты 25 декабря, до 30 попробовать их оплатить, НО (срок оказания услуги до 31.12.2018!) при оплате по счетчикам, не возможно точно рассчитать 25.12,2018 то количество Гкал, которое точно будет на 31.12.2018 (а вы уже акты подписали!), следовательно, может быть переплата. Вопрос, какими документами ее потом обосновать?

Такую схему заказчики часто применяют исходя из того, что необходимо потратить лимиты текущего года. Обращаю внимание, что ч. 10 ст. 7.35 КоАП РФ предусмотрено - Приемка поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельного этапа исполнения контракта в случае несоответствия этих товара, работы, услуги либо результатов выполненных работ условиям контракта, если выявленное несоответствие не устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привело к дополнительному расходованию средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.»

Сегодня все вопросы, связанные с размещением государственного заказа, регламентирует Закон о контрактной системе — 44-ФЗ.

Участником размещения государственного заказа может быть любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. К закупкам не допустят только тех, кто зарегистрирован в офшорных зонах. Перечень этих зон регулярно обновляется Минфином. На начало 2019 года в этот список входило 42 государства.

Разберем подробнее, какие варианты размещения заказа предусмотрены для заказчика в контрактной системе, а также в каких он сам может принять участие.

Способы размещения заказов по 44 ФЗ

Для бюджетного учреждения доступны:

  • конкурентные (например, конкурс);
  • неконкурентные (например, закупки у единственного поставщика);
  • дистанционные (электронный аукцион);
  • для ограниченного круга (закрытый конкурс)

процедуры определения поставщика.

Все эти способы выбора победителя более 12 лет назад ввел закон о размещении заказов № 94-ФЗ. Однако в настоящее время они скорректированы 44-ФЗ.

Все варианты размещения государственного заказа (они же способы выбора поставщика) можно представить такой схемой.

Неконкурентный способ выбора исполнителя

Из перечисленных выше способов размещения заказа только закупка у единственного поставщика является неконкурентным способом отбора исполнителя. В законе 94-ФЗ он разрешался в 37 случаях. По правилам, действующим на начало 2019 года, таких случаев 54.

К услугам единственного поставщика прибегают, когда закупают товары и услуги у субъектов естественных монополий, работы у авторов художественных произведений или правообладателей, заключают контракты по распоряжениям правительства или президента. Полный перечень представлен в ст. 93 закона 44-ФЗ.

Закупка у единственного поставщика требует меньше организационных, временных и материальных затрат по сравнению с конкурентными способами. Поэтому контролирующие органы следят за тем, чтобы заказчики не злоупотребляли такой возможностью.

Конкурентные способы выбора исполнителя

Наиболее распространенный конкурентный способ закупки — электронный аукцион. Такой вид отбора является дистанционным (проводится на электронных площадках), не ограничен по цене и проводится в соответствии со ст. 59 закона «О контрактной системе». Он является обязательным, если для нужд государства закупают услуги, работы или товары, перечисленные в Распоряжении Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р. В их числе:

  • продукты и напитки;
  • табачные изделия;
  • текстиль и одежда;
  • кожа и изделия из кожи;
  • древесина и изделия из нее (кроме мебели);
  • бумага и изделия из нее;
  • нефтепродукты;
  • уголь;
  • химические продукты и вещества.

Также возможно размещение заказа путем проведения конкурса. Это еще один конкурентный метод выбора поставщика. Он может быть открытым или с ограниченным участием, а также двухэтапным. Самым распространенным из них можно считать открытый конкурс. Сейчас в документации обязательно устанавливать требование об обеспечении заявки. Принимать его надо как в форме банковской гарантии, так и в виде реальных денежных средств. Кроме того, по сравнению с 94-ФЗ, отличаются:

  • минимальные сроки подачи заявок (не тридцать дней, а двадцать);
  • сроки, на которые возможно продление периода приема предложений (не менее 10 дней, вместо не менее 20);
  • порядок заключения контракта, если была подана или осталась одна заявка (требуется согласование).

При проведении запроса котировок важным моментом является начальная максимальная цена контракта (НМЦК). Когда она превышает полмиллиона рублей, заказчику запрещен выбор поставщика таким методом. Это правило могут нарушать только заказчики, которые работают на территории иностранного государства.

Что касается запроса котировок, то после вступления в силу 44-ФЗ у заказчика появилась возможность вносить изменения в извещение. Главное ограничение — эти корректировки не должны быть связаны с объектом закупки. Кроме того, теперь вскрытие заявок проходит публично.

Наглядно особенности каждого варианта выбора исполнителя покажем на схеме.

Михаил Чернышов: Опыт показывает, что подавляющее число работников, ответственных за проведение закупок, до сих пор плохо "ориентируются" в положениях Федерального закона от 5 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - 44-ФЗ).

Михаил Чернышов: Опыт показывает, что подавляющее число работников, ответственных за проведение закупок, до сих пор плохо "ориентируются" в положениях Федерального закона от 5 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - 44-ФЗ). Поэтому в данной статье будет приведён определённый, если так можно выразиться, путеводитель по этому закону, чтобы количество ошибок у тех, кто только начинает заниматься закупками, было как можно меньше.

В тексте 44-ФЗ много ссылок, большинство из которых оправданы, иначе просто нельзя было стройно изложить его положения. Но у всех есть такой инструмент, как компьютер. Если вы встретили ссылку и не можете удержать в своей памяти те или иные положения, тогда вставьте ссылку в электронной версии теста закона в нужное место (а если необходимо, то и несколько раз), чтобы получить общую картину.

Практика показывает, что методически неправильно читаются изменения в законе. Все, как правило, "загружают" в свой компьютер новую редакцию 44-ФЗ и считают это достаточным. А надо поступить по-другому. Советую отпечатать положения того закона, которым вносятся изменения в 44-ФЗ, а потом "пройти" по тесту 44-ФЗ, сличая отпечатанный текст с внесенными изменениями в 44-ФЗ.

Приведу два примера. В последнее время часто обращаются с вопросом о порядке толкования совокупного годового объема закупок. Это положение внесено в статью 3, часть 16 закона. Но почему-то пропускают еще одно изменение. Оно внесено в статью 112, часть 30, в которой совершенно чётко записано, что в совокупный годовой объём закупок не включаются закупки, извещения о которых размещены до даты вступления в силу 44-ФЗ. Всегда советую читать положения статьи до конца и обязательно читать главу 8 "Заключительные положения".

С чего же начинать закупку? Представьте себе, что вы решили купить себе квартиру через риэлтерское агентство. Кто будет определять требования к квартире? Конечно, вы, как заказчик. Вы же определите, по какой цене вы хотите купить квартиру. Следовательно, на первом этапе закупок необходимо определиться с требованиями к закупаемым товарам, работам или услугам. Основные положения по этому вопросу отражены в статье 33 закона. Но толковать положения статьи надо шире. Надо помнить, всё, что мы покупаем, должно отвечать национальным стандартам и национальной системе лицензирования РФ.

Обратите внимание, в статье 33, часть 1 есть такие положения: "1) описание объекта закупки должно носить объективный характер", "2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании".

За понятием "объективный характер" стоит очень много. Обеспечить выполнение этого требования можно только в одном случае, если при описании требований к товарам, работам и услугам руководствоваться положениями национальной системы стандартизации РФ.

Во втором же абзаце первой части статьи речь напрямую идет о новой системе стандартизации РФ: "в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании".

В связи со сказанным, надо изучить систему стандартизации РФ. Базовым по этому вопросу является Федеральный закон 27 декабря 2002 года N184-ФЗ "О техническом регулировании".

Основные положения национальной системы стандартизации заключаются в следующем.

1. Отменено обязательное изготовление продукции в соответствии с ГОСТами. Теперь производитель может изготавливать продукцию в соответствии с ГОСТР добровольно. Госстандарт РФ Постановлением от 30 января 2004 г. N4 "О национальных стандартах Российской Федерации", признал национальными стандартами действующие государственные и межгосударственные стандарты, введённые в действие до 1 июля 2003 г. для применения в Российской Федерации. Таким образом, если продукция изготавливается по ГОСТу, вступившему в силу до 1 июля 2003 г., то её можно купить, только по наименованию ГОСТР без дополнительных обоснований.

2. На смену ГОСТР (ГОСТ) постепенно приходят технические регламенты. Во исполнение требований технических регламентов теперь производитель должен зарегистрировать свою продукцию и получить сертификат или декларацию на право производства в специальном органе по сертификации. Перечень продукции, подлежащей обязательному декларированию или сертифицированию, определён Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. N982. Требования постановления распространяются и на товары иностранного производства. Если в переходный период технического регламента нет, то продукция проверяется на соответствие нескольким российским ГОСТР. Подлинность деклараций и сертификатов можно проверить на сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии: http://www.gost.ru

3. При разработке проектно-сметной документации необходимо руководствоваться положениями Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". Строительные нормативы федерального значения разрабатывает и устанавливает только ФГУ Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов (ФЦЦС), региональные строительные нормативы разрабатывают региональные центры ценообразования в строительстве (РЦЦС). Сайт федерального центра: http://www.faufccs.ru/

Разработка технического задания должна закончиться определением начальной (максимальной) цены контракта. Порядок определения цены контракта регламентируется в дополнение к статье 22 44-ФЗ Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N567.

На втором этапе следует составить проект контракта. В соответствии с требованиями 44-ФЗ на сайте госзакупок должна быть составлена библиотека проектов контрактов. До готовности такой библиотеки можно пользоваться библиотеками проектов контрактов субъектов РФ.

Из указанных библиотек необходимо выбрать приемлемый для конкретной закупки вариант и актуализировать его в соответствии с условиями предстоящей закупки. Но делать это надо осмысленно и опираясь на положения Гражданского кодекса РФ. Всегда советую обучаемым сверить содержание проекта контракта со следующими статьями: поставка товаров - статьи 506-534; выполнение работ - статьи 702-729; оказание услуг - статьи 779-783.

Гражданской кодекс юристы называют экономической конституцией России. Именно Гражданский кодекс регламентирует отношения между заказчиком и поставщиком, хотя некоторые положения и отражены в 44-ФЗ. Это, прежде всего, статьи 34 и 94, 95, 96, в которых приводятся основные требования к содержанию контакта, а также порядок его исполнения, изменения, расторжения.

У заказчиков часто возникают вопросы о порядке оплаты по цене запасной части к технике, оборудованию, единицы работы или услуги исходя из объёма фактически поставленных запасных частей, выполненной работы или оказанной услуги. Эти положения отражены в статье 42 закона "Извещение об осуществлении закупки".

Разработанное техническое задание и проект контракта необходимо согласовать с должностными лицами организации, после чего получить разрешение от руководителя на разработку закупочной документации.

Важно согласовать порядок платежей с финансовой службой и бухгалтерией организации. Надо знать, что бухгалтерский учёт в казённых и бюджетных учреждениях осуществляется по статьям КОСГУ (кодов операций сектора государственного управления). Поэтому оплата может быть только по статьям, по которым есть бюджетные ассигнования.

Часто задают вопрос о том, что финансовый орган настаивает, чтобы в контракте по итогам закупок оставался размер налога на добавленную стоимость (НДС) в размере 18%. Такое требование является незаконным. Многие участники закупок работают по упрощённой системе налогообложения. Такое право юридическим лицам (как правило, субъекты малого предпринимательства) предоставлено государством. Да, они получат дополнительный доход, но, повторяю, такая льгота предоставлена государством. Платит налог не заказчик, а получатель денежных средств и цена контракта для него не меняется.

На третьем этапе заказчик выбирает способ определения поставщика. Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 N2019-р установлен перечень товаров работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме. Подчеркиваю, что этот перечень является обязательным, но 44-ФЗ разрешает проводить аукцион в электронной форме и по товарам, работа и услугам, которые не входят в указанный перечень (статья 59).

Если же требуется определить победителя по нескольким критериям, то необходимо проводить конкурс. Законом расширены способы открытого и закрытого конкурсов. Если необходимо проверить квалификацию поставщика, исполнителя, то заказчик может провести конкурс с ограниченным участием. Дополнительные требования к таким участникам регламентируются статьей 31 закона и Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N1089. Правила определения победителя при проведении открытого конкурса регламентируется статьей 32 закона и Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N1085. Причиной проведения двухэтапного конкурса, как правило, является отсутствие у заказчика чёткого представления о предмете закупок.

При небольших ценах (не выше 500 000 руб.) закупки могут осуществляться способом запроса котировок (статьи 72-82). Хочется обратить внимание читателей на несколько особенностей при применении такого способа определения поставщика.

В законе записано, что "заказчик ВПРАВЕ осуществлять закупки путём проведения запроса котировок...>>. Этот означает, что если необходимо определить поставщика по нескольким критериям, то заказчик вправе провести конкурс, а если убедиться в надежности поставщика - то аукцион в электронной форме и на меньшую, чем 500000 руб. цену. Если цена не выше 500000 руб., а товары, работы, услуги входят в перечень закупок по электронному аукциону, то можно провести запрос котировок. При запросе котировок, как и при аукционе в электронной форме, единственным критерием оценки является цена.

Применение такого способа определения поставщика, как запрос предложений, для многих заказчиков ограничено. Он применяется только при признании повторного конкурса или электронного аукциона не состоявшимися в соответствии с частью 4 статьи 55 и частью 4 статьи 71 закона.

Четвертый этап сводится к разработке закупочной документации: конкурсной, аукционной, извещения о запросе котировок, запроса предложений.

Всегда советую провести классификацию содержания документации: сколько составных частей она условно включает, какие требования к заказчикам являются общими и какие частными в зависимости от избранного способа определения поставщика, что требует заказчик представить в составе заявки участнику и как будет оцениваться его заявка, какие цели необходимо ставить перед комиссией во время заседаний.

В закупках участвует две стороны: заказчик и участник закупок. Следовательно, документация должна включать:

1. Условия проведения закупки и требования, которые предъявляет заказчик к закупаемым товарам, работам, услугам и поставщикам и исполнителям таких товаров, работ, услуг.

2. Формы документов заявки участника закупки.

Требования к закупаемым товарам и услугам, как уже отмечалось, излагаются в техническом задании и проекте контракта.

Общие требования к поставщикам при всех способах определения поставщика (исполнителя) приведены в статье 31 закона. Частные требования приведены в соответствующих статьях по каждому способу определения поставщика: конкурс - статьи 50, 51; аукцион в электронной форме - статьи 64, 66; запрос котировок - статьи 42, 73; запрос предложений - статья 83.

Хочу обратить особое внимание на формы документов, который представляет в составе заявки участник закупки. Заказчику надо помнить два условия. Первое - формы документов заявки участника (кроме аукциона в электронной форме) разрабатывает заказчик. Второе - правильно разработанные документы заявки участника являются главным условием получения конкретной, а неоднозначно составленной заявки участника.

Обращаю внимание, что если при описании требований к закупаемым новым машинам и оборудованию применяются понятия "Товарный знак" и "Эквивалент", то в форме заявки участника надо дать две формы согласия участника. Причём, при поставке эквивалента участник обязан указать конкретные характеристики машин, оборудования. Если же понятия "Товарный знак" и "Эквивалент" заказчиком не применяются, то участник обязан указать конкретные показатели поставляемых товаров. На практике же бывает так, что участники повторяют техническое задание заказчика. Такие заявки следует отклонять.

При запросе котировок участник при закупке товаров во всех случаях обязан указать конкретные характеристики товаров, а при закупке работ и услуг указывает только своё согласие выполнить работы или услуги.

Заказчик, после размещения информации о проведении закупки, имеет право вносить изменения в извещение и документацию. Закон не регламентирует количество таких изменений, ограничение есть только одно: запрещается менять объект закупки. Теперь и при запросе котировок можно отменить закупку в установленные сроки, что регламентируется статьей 36 закона.

Пятый этап сводится к вскрытию конвертов поступивших заявок (открытию доступа к поданным в виде электронных документов заявкам), рассмотрению и оценке заявок при проведении конкурса, запроса котировок, запроса предложений. При проведении аукциона в электронной форме этот этап включает рассмотрение первых частей заявок, проведение аукциона на электронной площадке, оценку вторых частей заявок участников.

Всегда обращаю внимание на то, что к каждому заседанию комиссии члены комиссии, и особенно председатель комиссии, должны готовиться. Председателю комиссии советую писать конспект с указанием тех положений закона, которые он обязан назвать перед тем, как приступить к вскрытию первого конверта.

Каждый раз важно понимать, какую цель должна достичь комиссия в результате заседания по вскрытию конвертов. Конечно, в законе так вопрос не ставится, но из положений закона можно однозначно сделать выводы, что комиссия обязана обеспечить публичность вскрытия конвертов, огласить состав поступивших в заявке документов, огласить предложение каждого участника по объекту закупки. По результату вскрытия конвертов участники не отстраняются, в протокол вносятся все подавшие заявки участники.

Если подана одна заявка или в результате промежуточных этапов конкурса, аукциона в электронной форме в итоговом протоколе осталась одна заявка, заказчик обязан обратиться в контрольный орган для согласования возможности заключения контракта с единственным поставщиком (исполнителем). Но обращаться в контрольный орган надо только после того, как комиссия проведёт все процедуры и оформит протоколы по рассмотрению документов единственного участника закупки.

В заключение советую всех закупщикам вести базу данных нормативных правовых актов, которые приняты в дополнение к 44-ФЗ.

Государственные закупки осуществляются следующими методами:

торги с неограниченным участием;

торги с ограниченным участием;

двухэтапные торги;

запрос котировок;

закупки из одного источника;

электронные государственные закупки;

электронный обратный аукцион.

Основным методом государственных закупок являются торги с неограниченным участием . При проведении торгов на сумму, равную или свыше максимальной пороговой суммы, применяется только метод торгов с неограниченным участием.

При закупке товаров, работ, услуг и консультационных услуг, стоимость которых ниже максимальной пороговой суммы, выбор метода закупок (кроме метода из одного источника) осуществляется закупающей организацией без согласования с Государственным органом.Выбор метода закупок из одного источника, стоимость которых равна или выше минимальной пороговой суммы, осуществляется закупающей организацией только по согласованию с Государственным органом.При проведении закупок на сумму, равную или выше максимальной пороговой, объявление о торгах публикуется в средствах массовой информации и в Бюллетене государственных закупок;

при закупках на сумму ниже максимальной пороговой - в Бюллетене государственных закупок. При закупках ниже минимальной пороговой суммы объявление не публикуется.

Торги с неограниченным и ограниченным участием

  • 1. При проведении торгов с неограниченным участием количество поставщиков (подрядчиков), желающих участвовать в процедурах закупок, не ограничивается.
  • 2. Торги с ограниченным участием проводятся в случае если:

расходы, необходимые для рассмотрения и оценки большого количества тендерных заявок, будут несоизмеримы со стоимостью закупаемых товаров, работ или услуг;

товары, работы или услуги в силу уровня своей технической сложности или специализированного характера имеются в наличии только у ограниченного круга поставщиков (подрядчиков).

  • 3. При проведении торгов с ограниченным участием закупающая организация привлекает тендерные заявки достаточного числа поставщиков (подрядчиков) для обеспечения конкуренции, но не менее трех.
  • 4. Закупающая организация при проведении торгов с ограниченным участием публикует извещение о закупках в средствах массовой информации и Бюллетене государственных закупок.

Процедура двухэтапных торгов проводится в два этапа, при этом:

  • - на первом этапе процедуры двухэтапных торгов всем поставщикам (подрядчикам) предлагается подавать первоначальные тендерные заявки без указания цены. Закупающая организация привлекает предложения, касающиеся технических, качественных и иных характеристик товаров, работ или услуг; договорные условия их поставки, а в необходимых случаях - профессиональной и технической компетентности и квалификационных данных поставщиков (подрядчиков). На этом этапе процедуры двухэтапных торгов закупающая организация вправе проводить переговоры с любым поставщиком (подрядчиком), тендерная заявка которого не была отклонена. На первом этапе гарантийное обеспечение тендерной заявки не предоставляется;
  • - на втором этапе процедуры двухэтапных торгов закупающая организация предлагает подать окончательные тендерные заявки с указанием цен претендентам, принявшим участие в первом этапе, тендерные заявки которых не были отклонены. При этом закупающая организация может исключить или изменить любой первоначально установленный в тендерной документации аспект технических или качественных характеристик закупаемых товаров, работ или услуг, а также любой первоначально установленный в этой документации критерий для оценки и сопоставления тендерных заявок, определения выигравшей тендерной заявки и (или) добавить новые характеристики или критерии, которые соответствуют настоящему Закону. О любом таком исключении, изменении или добавлении сообщается поставщикам (подрядчикам), тендерные заявки которых не были отклонены, в приглашении представить окончательные тендерные заявки.
  • 2. Если иное не предусмотрено настоящей главой, при проведении процедуры двухэтапных торгов используются те же процедуры, что и при проведении торгов с неограниченным участием.
  • 1. Запрос котировок - это процедура государственных закупок, при которой закупающая организация запрашивает котировки товаров у такого числа поставщиков, которое обеспечит конкуренцию и эффективный отбор лучшего предложения, но не менее у трех.Метод запроса котировок используется в случае осуществления закупок товаров с установленными стандартами качества и на сумму менее максимальной пороговой суммы.2. Каждому поставщику, у которого запрашивается котировка, сообщается дополнительно, включаются ли в цену какие-либо элементы помимо расходов на сами товары, расходы на транспортировку, страхование, уплату таможенных пошлин и налогов.

Закупки из одного источника и условия их применения

  • 1. Закупки из одного источника - это процедура государственных закупок, при которой закупающая организация подписывает договор о закупках после проведения переговоров только с одним поставщиком (подрядчиком).
  • 2. Закупающая организация, уведомив уполномоченный государственный орган, вправе самостоятельно провести закупки из одного источника в следующих случаях:
    • - осуществление дополнительных заказов в течение 6 месяцев с момента заключения договора, не превышающих 10 процентов стоимости предыдущей закупки по прежним нормам, параметрам и стандартам;
    • - проведение исследований, экспериментов или подготовки научного заключения на сумму, не превышающую максимальную пороговую сумму;
    • - приобретение товаров, работ и услуг по каждой статье расходов в течение года до минимальной пороговой суммы;
    • - закупка товаров у предприятий и учреждений (пенитенциарной) уголовно-исполнительной системы;
    • - приобретение товаров согласно перечню внутренних поставщиков, определяемому Правительством Кыргызской Республики;
    • - осуществление закупок для выполнения творческого проекта либо творческой деятельности в области искусства или культуры;
    • - приобретение услуг по лечению граждан Кыргызской Республики за рубежом, а также услуг по их транспортировке и сопровождению;
    • - приобретение услуг, связанных с осуществлением командировочных расходов;
    • - приобретение товаров, работ и услуг для локализации последствий форс-мажорных обстоятельств, требующих незамедлительного восстановления;
    • - приобретение товаров, работ и услуг у субъектов естественной монополии по ценам, установленным уполномоченным органом по антимонопольному регулированию;
    • - закупка, связанная с обеспечением дипломатического протокола;
    • - возникновение срочной необходимости в проведении закупок ежедневно потребляемых товаров. Закупающая организация в связи с обстоятельствами, которые не могла предвидеть, вправе приобрести закупки методом из одного источника с обязательным проведением тендера в течение месяца с момента возникновения указанных обстоятельств. Закупающая организация, по согласованию с уполномоченным государственным органом, может провести закупки из одного источника при возникновении срочной необходимости в проведении закупок в связи с обстоятельствами, которые закупающая организация не могла предвидеть.

Электронные закупки и электронный обратный аукцион

Электронные государственные закупки - это государственные закупки, осуществляемые с использованием информационных систем и электронных информационных ресурсов, обеспечивающие приобретение товаров, работ, услуг в режиме реального времени в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики. Электронный обратный аукцион - это процедура государственных закупок, при которой закупающая организация осуществляет закупку товаров, спецификация которых не имеет существенного значения, при этом решающим условием является цена.

Закупающая организация устанавливает начальную цену, которую готова заплатить за товар, и поставщики делают ей свои предложения, постепенно снижая ценовую планку.Победителем обратного аукциона является аукционер, предложивший наименьшую стоимость за выполнение им заказа. В случае если наименьшее ценовое предложение представлено несколькими поставщиками, победителем признается поставщик, предложение которого поступило ранее предложений других поставщиков.

6. Государственные закупки путем электронного обратного аукциона осуществляются через системы электронной торговли, обеспечивающие приобретение товаров в режиме реального времени и на сумму менее максимальной пороговой суммы.

Способы закупок - это механизм выбора поставщика для исполнения госконтракта. Этот выбор как конкурентный, так и без конкуренции. Разберемся, чем они отличаются друг от друга и как выбрать правильный.

Способы закупок по 44-ФЗ

Для начала разберем способы закупок по 44-ФЗ, таблица наглядно показывает все возможные варианты.

Конкурентные способы закупок по 44-ФЗ

Вид Подвид Описание Победитель
Конкурс Открытый

Как и все другие конкурсы, проводится в «живом» виде, ограничения по цене отсутствуют. Самый распространенный вариант. Предъявляются единые требования ко всем участникам. Адресуется неопределенному кругу лиц. Извещение публикуется в ЕИС.

Тот, кто предложит лучшие условия.
С ограниченным участием Используется при заказах сложных и инновационных товаров и услуг. Победитель проходит предквалификационный отбор. Адресаты — неограниченный круг лиц, требования ко всем едины.
Двухэтапный Кроме основных требований, могут добавляться дополнительные. Побеждает тот, кто предложит лучшие условия по итогам второго этапа. Проводится для заключения контракта на проведение научных исследований, экспериментов, изысканий и т. д., а также если необходимо обсудить с участниками характеристики объекта. Адресован для неопределенного круга лиц.

Закрытый

Отличаются тем, что предложение направляется ограниченному кругу лиц, которые соответствуют определенным требованиям. Применяется, когда есть государственная тайна или необходимо транспортировать средства госфонда, или в случае поиска водителей и обслуживающего персонала для судей, судебных приставов.

С 01.07.2018 список дополнился закупками федеральных органов исполнительной власти, которые составляют и реализуют государственную политику в области обороны, управления и обеспечения безопасности, а также подведомственных им гос. учреждений и ГУП. Перечень таких органов, учреждений и предприятий утвержден

Закрытый с ограниченным участием
Закрытый двухэтапный
Электронные конкурсные процедуры Аналогичны «бумажным»

Аналогично «бумажным» процедурам. Заказчик вправе использовать этот способ с 01.07.2018. А в обязательном порядке госзаказчики начнут проводить электронные конкурсные процедуры с 01.01.2019.

Аукцион Открытый в электронной форме Самая популярная процедура. Критерий выбора победителя — предложенная цена. Проводится без ограничения по сумме. При этом перечень закупок, которые заказчик обязан провести в форме аукциона, устанавливается Правительством. Проводится . В настоящее время их восемь. Тот, кто предложит наименьшую цену в ходе торгов с пошаговым снижением.
Закрытый Может устанавливаться плата за получение документации о таком аукционе. Плату устанавливает заказчик, также информация о ней указывается в приглашении принять участие в процедуре. Распоряжением Правительства № 1447-р от 12.07.2018 утверждена специализированная торговая площадка для проведения торгов — АСТ «ГОЗ».
Запрос котировок Используется при условии, что НМЦК менее 500 000 рублей. Проводится путем непосредственной передачи конвертов с ценой заказчику. Участники — неопределенный круг лиц. Извещение размещается в ЕИС. Тот, кто предложит самую низкую цену.
Электронный запрос котировок

С 01.07.2018 госзаказчики вправе проводить электронный запрос котировок, а с 01.01.2019 их обязаны проводить в цифровой форме.
Основания выбора электронного запроса котировок аналогичны «бумажному».

При этом в текущем году годовой объем закупок «бумажного», электронного запроса котировок или того и другого одновременно не должен в совокупности превышать 10 % и не должен составлять более ста миллионов рублей ().

Запрос предложений

Используется для закупки лекарств для пациентов по медицинским показаниям, спортивного инвентаря и экипировки для Олимпийских и Паралимпийских игр при признании повторного конкурса несостоявшимся.

Участники — неопределенный круг лиц. Извещение размещается в ЕИС. Запрос предложений еще называют мини-конкурс. Также это единственный сценарий отбора исполнителя по контракту, при котором допускается (возможность изменить предложение, например, цену, после вскрытия конвертов).

14.08.2018 вступил в силу Федеральный закон № 311-ФЗ от 03.08.2018. Он изменил порядок рассмотрения заявок в процессе проведения запроса предложений. Заказчику запретили устанавливать свои критерии и признали ч. 2 ст. 32 утратившей силу.

01.01.2019 начал действовать Федеральный закон № 267-ФЗ от 29.07.2018. Он пополнил список оснований для запроса предложений в электронной форме: проведение госзакупок жилых помещений для детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей, у физических лиц. При этом физлица должны владеть этими жилыми помещениями на праве собственности

Тот, чье окончательное предложение будет отражать самые идеальные условия.
Электронный запрос предложений

Начиная с июля 2019 года, госзаказчики могут проводить, а с 01.01.2018 должен произойти окончательный переход на дистанционный способ определения победителя.

Проводится по основаниям, закрепленным для бумажного запроса. При этом, наряду с несостоявшимся конкурсом, электронный запрос предложений можно выбрать также после признания:

  • электронного аукциона несостоявшимся, согласно ч. 4 ст. 71 44-ФЗ;
    • открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, которые проводились в цифровой форме, несостоявшимися, согласно ч. 4 ст. 55.1 Закона о контрактной системе.

Неконкурентные способы закупок

Есть только один подвид — закупка у единственного поставщика. В этом случае контракт заключается без проведения процедуры выбора победителя, согласно ст. 93 Закона о контрактной системе. Перечень случаев закрытый, по состоянию на 2019 год есть 55 оснований.

Примерами могут служить:

  • приобретения услуг в компаниях-монополиях;
  • «прямые» контракты;
  • ликвидации аварий;
  • покупки лекарств;
  • признания конкурентных процедур не состоявшимися.

Способы определения поставщика по 223-ФЗ

При этом заказчик имеет право установить в положении иные способы выбора исполнителя. Примерами могут быть (аукцион на повышение), многолотовые аукционы и другие. При этом заказчик прописывает все условия для проведения процедуры, от оснований до вариантов развития событий в случае признания ее несостоявшейся.

Что касается неконкурентных способов, то, в отличие от 44-ФЗ, какого-либо перечня не существует. Отдельные виды юридических лиц самостоятельно определяют такой способ. Заказчика ограничивают только нормы о защите конкуренции.