Облигации российских регионов остаются хорошей инвестицией. Кому на Руси одолжить хорошо. Стоит ли покупать региональные облигации? Облигации регионального займа

Облигации российских регионов остаются хорошей инвестицией. Кому на Руси одолжить хорошо. Стоит ли покупать региональные облигации? Облигации регионального займа

Облигация - долговая ценная бумага с фиксированным доходом, по которой эмитент — компания или государство — обязуется выплатить инвестору определенную сумму и определенный процент в будущем.
— К основным параметрам облигации относятся: номинальная цена (номинал), выкупная цена в случае, если она отличается от номинальной, норма доходности и сроки выплаты процентов.
— Обычно облигация погашается по номинальной цене. Размер номинала указан в проспекте эмиссии. Большинство облигаций, обращающихся на российских биржах, имеют номинал 1000 рублей.
— Следует отличать номинальную стоимость от рыночной цены облигации. В течение срока существования облигации она может переходить от одного владельца к другому посредством торговли на бирже. При этом, в зависимости от соотношения спроса и предложения на рынке цена облигации может меняться, но номинал всегда будет оставаться постоянным.

Суть облигаций: определение, классификация, рейтинг

Классификация облигаций по эмитентам:

В зависимости от эмитента облигации делятся на:

Государственные – выпускаются правительством, в России государственные облигации называются ОФЗ (облигации федерального займа) и выпускаются министерством финансов, в США это казначейские облигации или «трежерис» (treasuries).

Субфедеральные и муниципальные – выпускаются местными (региональными) властями, например облигации Московской области.

Корпоративные выпускаются коммерческими компаниями, например облигации Сбербанка, Газпрома, РЖД и т.д.

Кредитный рейтинг эмитента:

Кредитный рейтинг - мера кредитоспособности частного лица, компании, региона или страны. Кредитные рейтинги рассчитываются на основе прошлой и текущей финансовой истории вышеперечисленных участников рынка, а также на основе оценок размера их собственности и взятых на себя финансовых обязательств (долгов). Кредитный рейтинг присваивается эмитенту облигации рейтинговым агентством.

Международные рейтинговые агентства: Standard & Poors, Moody’s и Fitch. Крупнейшими российскими рейтинговыми агентствами являются «Эксперт РА», «РусРейтинг», «Национальное Рейтинговое Агентство» и Рейтинговое агентство АК&M.
Кредитный рейтинг компании является финансовым показателем для потенциальных инвесторов в облигации. Все, что ниже, чем рейтинг BBB-, считается спекулятивными или мусорными облигациями (junk bonds).

Невыполнение долговых обязательств в определенный срок называется дефолтом . Ситуация, когда заёмщик нарушил договор займа, но физически он этот договор выполнять может, называется техническим дефолтом. Достаточно часто технический дефолт не заканчивается банкротством заёмщика.

Классификация по форме выплаты доходов:

В зависимости от формы выплаты дохода облигации делятся на:

Дисконтные – размещаются по цене ниже номинала, а погашаются по номиналу. Весь доход инвестора находится в дисконте. Например, компания продает облигацию номиналом 1000 рублей за 900. Доход инвестора – 100 рублей (11.11%). Дисконтными обычно бывают краткосрочные государственные облигации.

Купонные – размещаются по номиналу, и назначается дополнительный (купонный) доход в % от номинала, который выплачивается раз в год, раз в полугодие или раз в квартал (купонный период). Купонный доход начисляется каждый день, но выплачивается только в дату выплаты купона, которая известна заранее.
— Купон может быть фиксированным или переменным. Величина переменного купона привязывается к какой-нибудь базовой процентной ставке, например ставке LIBOR.
— Сумма купонного дохода, которая накопилась за купонный период, но еще не выплачена, называется накопленный купонный доход (НКД). После выплаты купона НКД обнуляется и начинает накапливаться заново. Если вы владели облигацией и продаете ее до выплаты купона, то покупатель должен вместе с ценой облигации уплатить вам еще и НКД, тем самым компенсируя недополученный доход. Если вы покупаете облигацию, то уплачиваете НКД продавцу.
Узнать номинал, рыночную цену, ставку купона, дату погашения и другие параметры облигаций, торгующихся на российском рынке, можно на сайтах Rusbonds.ru, Cbonds, РБК.

Доходность облигации:

Различают:

Купонную доходность – норму процента, которая указана на ценной бумаге и которую эмитент обязуется уплатить по каждому купону.

Текущую доходность , которая характеризует выплачиваемый годовой процент навложенный капитал, т.е. на сумму, уплаченную в момент приобретения облигации.
Показатель текущей доходности не учитывает курсовую разницу между ценой покупки и погашения. Поэтому он не пригоден для сравнения эффективности операций с различными исходными условиями.

Текущая доходность определяется по формуле: ?? = ? ∗ ?
? k - норма доходности по купонам (годовая ставка купона);
N - номинальная цена облигации;
P - рыночная цена (цена приобретения);

Доходность к погашению – используется в качестве меры общей эффективностиинвестиций, представляет собой внутреннюю доходность инвестиции.

Полную доходность – учитывает все источники дохода.

Облигации на Московской бирже:

На фондовой секции ОАО Московская биржа допущены к торгам следующие финансовые инструменты:

Государственные ценные бумаг и (ОФЗ, Еврооблигации МинФина РФ);

Региональные (Облигации Субъектов РФ, Муниципальные облигации);

Корпоративные (в т.ч. биржевые) облигации, еврооблигации. Облигации МФО.

Все облигации торгуются в Режиме основных торгов Т0 («стакан Т+0»), кроме ОФЗ. С 01.06.2015г. торги ОФЗ проводятся в Режиме основных торгов Т+ («стакан Т+1»). Облигации могут быть номинированы в рублях или другой валюте (доллары, евро). Облигации, выпущенные эмитентом в иностранной валюте, носят название еврооблигации .

Еврооблигации могут быть как государственными, так и корпоративными.На Московской бирже доступны для торговли корпоративные еврооблигации российских компаний и Еврооблигации Министерства финансов Российской Федерации. Минимальный лот от $1000, но ликвидность невысокая. Инвесторы могут приобретать еврооблигации на свои Индивидуальные инвестиционные счета (ИИС).

Облигации федерального займа (ОФЗ):

Облигации федерального займа (ОФЗ) - облигации, выпускаемые Министерством финансов Российской Федерации. Данные облигации являются купонными, то есть по ним предусмотрены процентные выплаты по купонам. Данные облигации попадают в категорию государственных облигаций. По срокам обращения ОФЗ могут быть краткосрочными, среднесрочными или долгосрочными. Номинал – 1000 рублей. ОФЗ бывают следующих видов:

1. ОФЗ-ПК (с переменным (или неизвестным) купоном) начали выпускать в 1995 г. Обычно выплаты производятся 2 или 4 раза в год. Размер ставки по купону определяется за некоторое время до начала следующего купонного периода и во многом зависит от доходности по ГКО (государственным краткосрочным облигациям). Срок обращения от 1 до 5 лет.

2. ОФЗ-ПД (с постоянным доходом) начали выпускаться в 1998. Купон выплачивается раз в год и фиксируется на весь срок обращения, который может варьироваться от одного года до тридцати лет.

3. ОФЗ-ФД (с фиксированным доходом) появились в 1999. Доход изменяется в зависимости от времени выплаты. Срок обращения данного типа ОФЗ составляет от четырех лет. Периоды выплаты по купону: 4 раза в год.

4. ОФЗ-АД (с амортизацией долга) периодическое погашение основной суммы долга.
Срок обращения может составлять от одного года до тридцати лет. Частота выплат по
купону 4 раза в год.

5. ОФЗ-ИН (индексируемые) выпускаются с 2015 года. При фиксированной ставке
купона номинал постоянно изменяется в соответствии с официально рассчитываемым
индексом потребительских цен. Номинал на дату начала размещения – 1000 Ᵽ.

Информация по рынку облигаций:

Посмотреть все параметры определенного выпуска или составить список облигаций,
удовлетворяющих определенным условиям, можно на сайте Rusbonds.ru.

1 . Старайтесь покупать и продавать только по «бидам» и «оферам». Ликвидность на долговом рынке оставляет желать лучшего, а «спрэды» даже в 0,5% уже существенно портят долгосрочную доходность.

2. Выставляя заявку, учитывайте то, что при покупке облигации придется платить НКД.

3. Чтобы не платить НКД, лучше покупать облигацию сразу после выплаты купона.

4. Будьте терпеливы, долговой рынок не любит спешки. Ставьте заявки «до отмены», не сегодня так завтра, а не завтра так через неделю вам обязательно дадут «хорошую» цену.

5. Не используйте «стоп-заявки».

6. Не гонитесь за большой доходностью в облигациях третьего эшелона. Лучше средняя доходность в качественных эмитентах, чем высокая доходность в эмитентах некачественных с риском потерять все.

7. Лучше не приобретать облигации с большим сроком до погашения (2-3 года и более), потому как при текущей нестабильности на рынке цена облигации и текущие процентные ставки за это время могут сильно меняться, сложно контролировать доходность.

Налогообложение сделок с облигациями:

Доход физических лиц по облигациям облагается налогом 13%.

Не облагаются налогом следующие доходы физических лиц по операциям с ценными
бумагами: купонный доход и доход от погашения государственных купонных и дисконтных облигаций (ГКО, ОФЗ), (доход от продажи ГКО и ОФЗ облагается налогом); купонный доход по купонным облигациям субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Налог уплачивается с купонного дохода и с дохода от продажи облигаций. Брокер, как налоговый агент, удерживает налог с купона, а также полученный доход от продажи облигаций, списывая деньги с вашего инвестиционного счета по окончании налогового периода или при выводе вами средств.

Налоговая база при продаже рассчитывается так:
(Цена продажи + НКД полученный) – (Цена покупки + НКД уплаченный)
Налоговая база при погашении:
(Номинал облигации) – (Цена покупки + НКД уплаченный)

Введение

1 Теоретические аспекты функционирования рынка региональных облигаций

1.1 Сущность понятия облигации

1.2 Виды и типы облигаций

1.3 Особенности функционирования рынка облигаций

2. Практическая оценка рынка региональных облигаций

2.1 Оценка рынка региональных облигаций субъектов Российской Федерации

2.2 Оценка регионального рынка корпоративных облигаций

2.3 Оценка регионального рынка муниципальных облигаций

3. Проблемы рынка региональных облигаций и пути их решения

3.1 Предложения по улучшению условий функционирования рынка региональных облигаций

3.2 Предложения по повышению привлекательности облигаций как вида ценных бумаг

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Рынок региональных облигаций является важным элементом фондового рынка и оказывает существенное влияние на эффективность экономической политики государства в целом. Необходимость развития регионального рынка облигаций в современных условиях определяется задачами привлечения инвестиционных ресурсов в регионы для преодоления промышленного спада, сокращения дифференциации российских регионов в уровне социально-экономического развития, повышения жизненного уровня населения. Именно через региональный рынок облигаций возможен приток капиталов в регионы, что позволит решить проблемы финансирования целевых инвестиционных программ, покрытия бюджетного дефицита и повышения контроля за местным финансовым рынком.

В условиях повышения финансовой самостоятельности регионов роль региональных органов власти в создании инфраструктуры и контроле за функционированием региональных рынков облигаций достаточно высока. В частности органы власти могут содействовать росту информационной открытости участников фондового рынка, уровню технологического развития торговых и расчетно-депозитарных систем. Одновременно региональные органы власти являются активными участниками фондового рынка, осуществляя эмиссию долговых ценных бумаг.

Облигационные займы являются традиционным и широко распространенным в мире способом заимствования для региональных органов власти. На международных фондовых рынках региональные облигации занимают одно из основных мест, получив особое развитие в федеративных государствах с высокой степенью экономической самостоятельности регионов. Большое значение при этом имеет правильная организация функционирования рынка, позволяющая повысить эффективность используемой системы заимствований и избежать дефолтов.

Под региональными органами власти мы понимаем субфедеральные и муниципальные (местные) органы власти, а именно - администрации субъектов Российской Федерации и органы исполнительной власти муниципальных образований.

Эмиссия региональных облигаций предоставляет возможность снижения стоимости обслуживания внутреннего долга; позволяет эффективно мобилизовать имеющиеся в регионе финансовые ресурсы, а также (при необходимости) привлечь дополнительные средства из других регионов и из-за рубежа; содействует трансформации сбережений населения в инвестиции. Эффективное использование системы облигационных заимствований позволяет региональным органам власти решать проблемы сбалансированности бюджета, финансировать развитие местной инфраструктуры, добиваться эффективного функционирования финансовой системы региона в целом.

Для России, в силу особенностей ее политического устройства и экономического положения, вопрос построения эффективно функционирующей системы региональных облигационных заимствований очень важен. Существующая ситуация обостряет необходимость изучения особенностей и тенденций развития данного сектора рынка ценных бумаг, поиска наиболее оптимальной для современной России формы его организации и построения на ее основе эффективно функционирующего механизма региональных облигационных заимствований.

Среди трудов отечественных авторов, затрагивающих проблематику развития рынка региональных облигаций в России и за рубежом следует выделить работы Алехина Б.И., Колесникова В.И., Рубцова В.В., Торкановского B.C., Шенаева В.Н. Задачи государства и инструменты проведения им экономической политики описаны в трудах таких авторов, как Драгилев М.С., Кузнецов В.И., Осадчая И.М., Рымалов В.В., Фаминский И.П. В работах Ауэрбаха А.Дж., Масгрейва Р., Михайлова М.Н., Романовского М.В., Хатунцева В.М., Тер-Минасяна Т., Шишкова Ю.В. анализируются распределение задач государства между уровнями власти в федеративных государствах, особенности региональных органов власти, региональные аспекты государственной экономической политики, ее инструментарий.

Анализ научной и научно-методической литературы по проблемам региональных облигационных заимствований указывает на дефицит исследований, системно и комплексно увязывающих особенности деятельности региональных органов власти в процессе формирования заемных отношений с учетом специфических российских условий. Эти обстоятельства подтверждают целесообразность и актуальность углубленных исследований в данной области.

Целью настоящей работы является выявление проблем и перспектив рынка региональных облигаций России.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие основные задачи, определившие логику исследования и структуру дипломной работы:

Определить экономическая сущность и способы классификации облигаций;

Провести анализ рынка региональных облигаций Российской Федерации;

Выявить перспективы развития рынка региональных облигаций РФ.

Объектом исследования выступает экономический механизм функционирования рынка региональных облигаций в Российской Федерации.

Предметом исследования являются экономические и организационно-правовые отношения, связанные с функционированием рынка региональных облигаций.

Теоретической, методологической и информационной базой исследования послужили теоретические труды и прикладные разработки российских и зарубежных ученых, статистические материалы Госкомстата, Министерства финансов, кредитно-финансовых институтов и ряда информационно-аналитических служб; законодательные и нормативные документы. В качестве источников данных для анализа моделей регулирования рынка и статистических данных по региональным облигациям различных стран использовались публикации в периодических изданиях «Рынок ценных бумаг», «Эксперт», материалы конференций, статистические данные из годовых и ежемесячных отчетов ЦБ РФ, Госкомстата РФ, Министерства финансов РФ, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, информация профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также исследования научных институтов, специализирующихся на проблематике финансового и фондового рынка.

В ходе исследования автором применялся диалектический метод, способствующий изучению экономических явлений в их развитии, с учетом существующих между ними взаимосвязей, использовались приемы логического и сравнительного анализа и синтеза, а также другие методы научного исследования.

Работа изложена на 65 страницах машинописного текста и состоит из введения, трех глав, заключения, приложений и списка использованной литературы, который содержит 40 источников. Построение глав дипломной работы обусловлено поставленными целями и задачами. Работа иллюстрирована 6 таблицами и 7 рисунками

1 Теоретические аспекты функционирования рынка региональных облигаций

1.1 Сущность понятия облигации

Одним из самых важных объектом торговли на рынке ценных бумаг являются облигации. Облигация - ценная бумага, удостоверяющая отношения займа между ее владельцем (кредитором) и лицом, выпустившим ее (заемщиком). Облигация, как эмиссионная ценная бумага закрепляет право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный ею срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента. Следовательно, облигация - это долговое свидетельство, которое непременно включает два главных элемента:

Обязательство эмитента вернуть держателю облигации по истечении оговоренного срока сумму, указанную на титуле (лицевой стороне) облигации;

Обязательство эмитента выплачивать держателю облигации фиксированный доход в виде процента от номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента.

Как отмечает Килячков А.А., принципиальная разница между акциями и облигациями заключается в следующем. Покупая акцию, инвестор становится одним из собственников компании-эмитента. Купив облигацию компании-эмитента, инвестор становится ее кредитором. Кроме того, в отличие от акций облигации имеют ограниченный срок обращения, по истечении которого гасятся. Облигации имеют преимущество перед акциями при реализации имущественных прав их владельцев: в первую очередь выплачиваются проценты по облигациям и лишь затем дивиденды; при делении имущества компании-эмитента в случае ее ликвидации акционеры могут рассчитывать лишь на ту часть имущества, которая останется после выплаты всех долгов, в том числе и по облигационным займам. Если акции, являясь титулом собственности, предоставляют их владельцам право на участие в управлении компанией-эмитентом, то облигации, будучи инструментом займа, такого права, не дают [Килячков, с.157].

Облигации выступают главным инструментом мобилизации средств правительствами, различными государственными органами и муниципалитетами. К организации и размещению облигационных займов прибегают и компании, когда у них возникает потребность в дополнительных финансовых средствах.

Выпуск облигаций содержит ряд привлекательных черт для компании-эмитента: посредством их размещения хозяйственная организация может мобилизовать дополнительные ресурсы без угрозы вмешательства их держателей-кредиторов в управление финансово-хозяйственной деятельностью заемщика. Однако облигационные займы компаний следует рассматривать как дополнение к заемным средствам, получаемым в виде банковских кредитов. Даже в странах с развитым фондовым рынком посредством выпуска облигаций компании покрывают далеко не всю потребность в заемных средствах. Поскольку облигационный займ выражает отношения по поводу возвратного движения ссуженной стоимости, то он по своей сути и назначению схож с банковской ссудой. В этой связи следует заметить, что право на эмиссию облигаций может быть предоставлено только таким компаниям, которые отвечают требованию кредитоспособности.

Порядок выпуска облигаций акционерными обществами регламентируется Федеральным законом "Об акционерных обществах". В соответствии с названным Законом при выпуске облигаций акционерными обществами должны быть соблюдены следующие дополнительные условия:

Номинальная стоимость всех выпущенных обществом облигаций не должна превышать размер уставного капитала общества либо величину обеспечения, предоставленного обществу третьими лицами для целей выпуска;

Выпуск облигаций допускается после полной оплаты уставного капитала;роль в ее хозяйственной жизни играли кня­зья. Мощным инструментом их воздействия на экономику ... облигации и выставляла их для продажи на европейском денежном рынке . По облигациям ...

  • Цикличность развития российского фондового рынка

    Курсовая работа >> Экономика

    Этого отечественный рынок не оказывает существенного регулирующего воздействия на экономику страны, ... роль объединении профессиональных участников рынка , депозитарно-регистрационная сеть рынка ликвидировала прежнюю раздробленность региональных рынков ...

  • Мировые рынки капитала

    Реферат >> Экономика

    Особенно велико их воздействие на экономику малых развитых стран... региональные и даже муниципалитеты). Кредиторами на этом рынке ...) – краткосрочные облигации , а также евроакции... их продано на несколько миллиардов долларов. На российском фондовом рынке роль ...

  • Поведение домашних хозяйств в национальной экономике России

    Дипломная работа >> Экономика

    ... на финансовых рынках фактически так и не преодолён. Рынок облигаций ... , но ключевую роль в экономике все еще играет... от хода процессов, происходящих на региональных рынках труда, и, естественно, ... мер, максимизация их воздействия на экономику возможны только при...

  • Государственные облигации — это не только облигации федерального займа. К государственным облигациям относятся еще и муниципальные облигации или иначе облигации субъектов Российской Федерации. Объединяет эти две формы облигаций то обстоятельство, что купонные выплаты по таким облигациям не облагаются подоходным налогом для физических лиц и это хороший способ уберечь свои деньги от инфляции и даже немного подзаработать.

    Однако, следует отметить, что доходность по муниципальным облигациям часто бывает выше облигаций федерального займа. Купон таких облигаций имеет более высокую доходность и выплачивается четыре раза в год, а у облигаций федерального займа всего два раза в год.

    Про муниципальные облигации дотационных регионов

    Хочется отметить, что не все муниципальные облигации одинаково надежны. Есть ряд регионов в нашей стране, облигации которых, я бы поостерегся покупать в надежде сохранить свои деньги. Таких регионов очень немного и из года в год их состав практически не меняется.

    Это регионы, бюджет которых на 40% состоит из дотаций государства. Узнать такие регионы лучше всего из первоисточника. Далее я дам на этот первоисточник активную ссылку.

    Есть приказ Министерства Финансов Российской Федерации №481 от 09.11.2016 года «Об утверждении перечней субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями пункта 5 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации»

    К этому приказу есть приложение 4, в котором есть «Перечень субъектов Российской Федерации, в бюджетах которых доля дотаций из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 40 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации» в котором перечислены регионы, облигации которых, я считаю рискованными для приобретения. Изучить текст приказа от 2016 года и приложения к нему можно по ссылке: приказ Министерства Финансов Российской Федерации №481 от 09.11.2016 года

    Для поиска более позднего (или более раннего) приказа воспользуйтесь поиском на сайте МинФина РФ, такой приказ издается ежегодно и название его не меняется – можно всегда найти «свеженький» по наименованию, которое я привел выше.

    Государственные облигации остальных субъектов Российской Федерации являются более надежными, чем АСВ (агентство страхования вкладов) и более доходными, чем банковские вклады. Но все-таки про принцип диверсификации рисков забывать не следует. Не кладем все яйца в одну корзину, иными словами – облигации лучше покупать нескольких разных эмитентов.

    Как узнать все про облигации от теории до практики?

    Вам может показаться, что для приобретения облигаций нужно обладать какими-то специфическими знаниями в огромном количестве. Это и верно и не верно – одновременно. Если как следует разобраться, то выяснится, что знаний требуется не так уж и много.

    Надо сказать, что очень долгое время я предпочитал облигациям обычные банковские вклады. Я, из-за недостатка финансовой грамотности, считал облигации менее выгодными, чем банковские вклады. Думаю, что упустил много возможностей приумножить свои деньги.

    Что изменило мою точку зрения? В 2016 году я случайно, блуждая по сети Интернет, натолкнулся на «Школу разумного инвестирования». Одному кандидату экономических наук надоело заниматься финансовыми потоками крупных компаний, где он работал по найму, и он решил заняться собственными финансовыми потоками.

    Такое занятие полностью его освободило от необходимости работать по найму, и он немного заскучал. Так родилась идея создать собственную школу разумного инвестирования, чтобы иметь возможность посвятить свой труд любимому делу.

    Виталий Кошин (так зовут основателя школы, кандидата экономических наук и частного инвестора), проводит платное обучение, что вполне объяснимо и понятно. Вокруг него сплотилась целая команда тружеников. Однако, как всякий увлеченный своим делом человек, Виталий Владимирович очень много полезной информации предоставляет бесплатно.

    В частности, он публикует много полезных статей на блоге школы и проводит бесплатные вебинары по азам инвестирования в ценные бумаги. Если вы думаете, что облигации – это слишком сложно для вашего понимания, то я рекомендую посетить один из его бесплатных вебинаров. Записаться на вебинар можно по ссылке:

    В этой школе можно найти ответы на вопросы, которые возникают как у абсолютных новичков на рынках ценных бумаг, так и у опытных частных инвесторов. Как настроить торговую программу и как сделать свою первую покупку ценной бумаги, как выбрать брокера для приобретения ценных бумаг и какие бумаги покупать, а какие не следует.

    Из обучающего курса школы я узнал, что валютой облигаций нашего государства может быть не только рубль, а, например, всеми узнаваемый доллар. И купоны по таким облигациям МинФина выплачивают в долларах и доходность облигаций, хоть и ниже рублевых, но в разы выше существующих ставок по банковским вкладам в валюте.

    В общем, рекомендую познакомиться с этой школой. Обучение в ней дало мне очень сильный толчок в увеличении прибыльности моих инвестиций, а я занимаюсь ценными бумагами с 2009 года. Особенно важным для меня оказалось то обстоятельство, что обучение можно проходить в любом удобном графике и сколь угодно долгое время.

    Задавать свои вопросы преподавателям школы можно каждую неделю. По понедельникам присылается на электронную почту расписание скайп-сессий с преподавателями школы. Кроме этого, всегда можно написать в школу письмо с вопросами или с домашним заданием на проверку.

    Как я использую облигации и их купоны?

    В общем и целом, в собственном инвестировании я использую крайне консервативную стратегию сберегая каждый рубль и каждый доллар своего капитала. Покупая государственные и корпоративные облигации, я сформировал стабильный ежемесячный денежный поток. Поток этот невелик, но стабилен. На купонные выплаты по облигациям я покупаю различные акции, которые кажутся рискованными, но могут принести хорошую прибыль. Если акции приносят убыток, то его восполняют выплаты по облигациям.

    Существенная часть моего портфеля государственных облигаций разбавлена корпоративными облигациями российских эмитентов. Хоть купон таких облигаций и подлежит налогообложению, но даже после удержания налога доходность облигаций корпоративных эмитентов часто превышает доходность облигаций государственных выпусков, так как корпоративные бумаги справедливо считаются более рискованными.

    В заключении я хочу сказать о том, что банки частенько пользуются отсутствием финансовой грамотности у населения и получая вклады от него – часть от них вкладывают в облигации зарабатывая на разнице в доходности. Что мешает населению самому вкладывать деньги в облигации и получать доходность повыше?

    1. недостаток финансовой грамотности;

    2. лень обыкновенная.

    Я поборол свою лень, рассуждая, что повышение уровня личной финансовой грамотности можно сравнить с получением водительских прав. Нужно один раз отмучаться и отучиться, а затем – можно всю оставшуюся жизнь этим пользоваться.

    В 2015 году государство сделало подарок своим труженикам, которые получают белую зарплату. Оно приняло закон об Индивидуальных Инвестиционных Счетах (ИИС) для физических лиц. Открытие такого счета позволяет не только покупать облигации, но и получать налоговый вычет, за деньги, которые вы на этот счет вносите.

    Подарок от государства имеет ограничения. Внести на такой счет можно не более 400 000 рублей в год, а значит и от налоговой можно получить не более 52 000 рублей. Но посудите сами:

    • 52 000 рублей можно получить из налоговой;
    • 36 000 рублей можно получить выплатами по облигациям (примерная доходность 9% от 400 000 р.);

    не такая уж и маленькая гарантированная доходность на вложенные деньги получается, не так ли?

    Да! Есть еще одно ограничение. Получить деньги с ИИС можно только тогда, когда счет закрывается. Если закрыть счет раньше, чем через три года со дня открытия – полученные налоговые льготы – следует вернуть.

    Но купонные выплаты по приобретенным с ИИС облигациям, например, у брокера ВТБ24, приходят на банковский счет и их можно снимать наличными без ограничений. У меня есть накопления в рублях, срок давности которых существенно превышает три года.

    Поэтому, в прошлом году я открыл себе такой ИИС и отправил туда 400 000 рублей и купил на эту сумму различных облигаций, а недавно получил от налоговой 52 000 рублей на банковский счет. С начала года, купонные выплаты по облигациям тоже порадовали меня на 20 000 рублей, а к концу года по этим облигациям ожидаю выплат еще около 20 000 рублей.

    В общем, не подумайте, что я вас агитирую в свою секту финансовой религии и призываю спасать каждый рубль. Вовсе нет. Я просто хочу, чтобы у желающих поднять уровень личной финансовой грамотности – была такая возможность.

    Буду рад вашим мнениям и личному опыту в области облигаций, когда вы поделитесь ими в комментариях к этой статье. Вопросам тоже буду рад и постараюсь найти на них ответы, а может они мне уже известны – задавайте вопросы в комментариях к статье, не стесняйтесь, отвечу всем.

    Вот и все на сегодня, дорогие мои читатели.

    Субфедеральные облигации (облигации регионов) – долговые ценные бумаги, выпущенные от имени региона Российской федерации. Порядок исполнения обязательств определяется в Условиях эмиссии и обращения облигаций. Как и с другими ценными бумагами, ответственным за осуществление прав держателей облигаций выступает эмитент облигаций.

    Эмитентом по региональным облигациям выступает Высший исполнительный орган власти региона (напр. администрация региона). В отдельных случаях, при наличии соответствующего регионального закона, право выпускать облигации может быть закреплено за финансовым органом региона РФ.

    Субфедеральные облигации номинируются в рублях Российской федерации. То есть выплата дохода и погашение облигаций происходить в рублях. Еще это называется – внутренним заимствованием.

    Законодательство также подразумевает возможность осуществление регионом внешнего заимствования, выраженного в иностранной валюте, но с учетом приоритета внешних заимствований правительства РФ.

    Для того, чтобы регион мог провести эмиссию облигаций должен быть принят региональный закон о бюджете, содержащий следующие значения:

    1) максимальный объем долга субъекта РФ;

    2) максимальный объем заемных средств, но не более 30 % доходов бюджета региона на текущий год.

    Условия эмиссии и обращения субфедеральных облигаций

    Перед выпуском облигаций принимаются три основных документа: Генеральные условия и Условия эмиссии и обращения облигаций, а также Решение об эмиссии выпуска. Как правило, это документы в форме постановления Администрации. Генеральные условия и Условия эмиссии и обращения облигаций могут распространяются на несколько выпусков облигаций этого региона. Первый из существующих выпусков облигаций – выпущенных на этих условиях — называют основным выпуском (или просто выпуском ), остальные дополнительными выпусками .

    Генеральные условия эмиссии и обращения должны содержать указания на:

    1) форму выпуска (документарную или бездокументарную, и именную или на предъявителя), но только одна форма выпуска; например, документарная на предъявителя для всех биржевых облигаций.

    2) срочность (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные);

    3) валюту исполнения обязательств;

    4) (если имеется) особенности исполнения обязательств, отличные от денежного (например, право на получение имущества);

    5) (если имеется) ограничение оборота;

    6) (если имеется) эмитент может предусмотреть страхование своей ответственности перед держателями облигаций.

    Условия эмиссии уточняют Генеральные условия:

    1) сроки обращения (минимальный и максимальный); подразумевается, что разные выпуски могут отличатся по срокам обращения;

    2) номинальную стоимость одной облигации;

    3) порядок размещения;

    5) порядок осуществления прав перед держателями облигациями;

    6) размер купона, если фиксированный или порядок расчета переменного купона;

    7) могут быть предусмотрены и другие дополнительные условия, такие как условия досрочного выкупа.

    Помимо этого, в Условиях эмиссии и обращения региональных облигаций включается информация о финансовом состояние региона об бюджете региона на текущий год, об исполнение бюджета за предыдущие годы и величине долга.

    И Генеральные и Условия, как и изменения в них регистрируются Министерством финансов РФ, в соответствии с правилами, установленными правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 01.12.2012 N 1238 «О государственной регистрации условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов <…>).

    В регистрации условий эмиссии может быть отказано по причинам нарушения эмитентом или утверждаемыми условиями требований бюджетного законодательства, законодательства о ценных бумагах и пр.

    Решение об эмиссии выпуска облигаций региона

    Третий документ, который принимает эмитент называется Решение об эмиссии выпуска, помимо повторения многих моментов, указанных в Условиях, этот документ содержит

    1) дата или период размещения облигаций;

    2) количество облигаций выпуска;

    3) дата погашения облигаций;

    4) наименование депозитария, осуществляющего хранение и учет прав держателей облигаций; в редких случаях указание регистратора, ведущего реестр держателей облигаций.

    Решение о выпуске имеет следующие обязательные, так сказать, свойства:

    а) подписывается руководителем эмитента,

    б) не подлежит государственной регистрации,

    г) не допускается внесение изменений, если облигации находятся в обращении.

    Надежность региональных облигаций

    Отмечу основные моменты положительные моменты. Регионы РФ сильно ограничены законодательно, чтобы нарастить большую долговую нагрузку, отсюда вряд ли возможны серьезные проблемы с исполнением обязательств.

    При этом, правительство также старается своевременно поддерживать регионы, предоставляя кредиты, которые не увеличивают долговую нагрузку. Бюджетные кредиты предоставляется на возвратной основе, но по ставке 0,1 % годовых.

    Также существует возможность предоставления государственных гарантий, по региональным облигациям. То есть гарантом будет выступать правительство РФ, что существенно уменьшает риски. О предоставлении такой гарантии обязательно будет указано в Решении об эмиссии.

    Как выбрать в QUIK субфедеральные облигации

    В окошке «Доступные инструменты» в графе поиска начнем писать «обли» увидим только нужные нам 4 раздела фондового рынка Московской биржи и выбираем Т0 Облигации (корпоративные и облигации субъектов РФ с расчетами сегодня). Теперь выберем нужные параметры (заголовки столбцов) и обязательно добавляем параметр Тип (по нему сделаем фильтр таблицы).

    Теперь выбираем фильтр по столбцу Тип, как показана на рисунке. И задаем Показывать только строки значение которых Равно суб.РФ.

    Все, теперь таблица содержит только субфедеральные облигации.

    Успешных вложений.

    Количество российских регионов, которые выйдут на рынок облигаций для займов, может увеличиться в 2017 году с 22 до 40, согласно ожиданиям министерства финансов. Такую оценку дает в презентации на сайте министерства директор департамента государственного долга и государственных финансовых активов Минфина Константин Вышковский: Также по итогам 2017 года планируется двукратный рост привлечения по ценным бумагам. Сейчас наибольшие объемы привлечения заемных средств регионам обеспечивают банковские и бюджетные кредиты.

    В общем и целом выход на рынок долга на любом уровне, от крупного бизнеса до муниципалитетов, хорошая идея, полагает старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова. Привлечение средств таким образом позволит не «кормить» банки лишними ставками и переплатами, видеть актуальные цены на займы и развиваться таким образом, чтобы размещения были интересны инвесторам.

    «Тонкое» место таких размещений для муниципалитетов - очень слабая картина перспективы и возможные перебои с обслуживанием такого долга, считает аналитик. Это можно нивелировать, разработав стратегию развития. Инвесторам нужно понимать, что муниципалитет выходит на рынок долга не за тем, чтобы потом «проесть» привлеченный капитал, а за импульсом для развития. Как только это будет хорошо видно, проблем с привлечением средств таким способом не будет.

    Так может и рост получиться

    Выпуск облигаций регионами это закономерный шаг, направленный на то, чтобы в целом приучить регионы брать заемные деньги не в виде кредитов, а с помощью эмиссии ценных бумаг, соглашается аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко. Существует некая негласная градация регионов по степени от наихудшего к наилучшему. Условно, самый слабый регион обладает долгом, который составляет около 100% от размера налоговых доходов за год, и весь этот долг номинирован в кредитах от федерального центра. Это плохо, такие деньги неэффективно расходуются, кредиты - постоянно рефинансируются, относятся к ним, скажем так, небрежно. Это деньги, которые достаются очень легко, и поэтому не ценятся.

    В качестве примера он приводит Мордовию, Хакасию, Костромскую и Астраханскую область, Калмыкию, Марий Эл и еще ряд регионов. У них отношение собственного госдолга к доходам собственного бюджета превышает 100%. Получается парадоксальная, демотивирующая управленцев ситуация: слабые регионы вовсю получают бюджетные кредиты, платят по ним невысокий процент, а сильные регионы, у которых мало долгов (Владимирская область, например), финансируют свои растущие расходы. В основном они делают это за счет коммерческих кредитов, платят более высокие проценты по этим долгам, и фактически - дотируют более слабые регионы, потому что слабые получают общие, бюджетные деньги.

    То есть, объясняет Кирилл Яковенко, задача минимум - остановить сваливание в долговую яму, а задача максимум - сделать так, чтобы регионы эмитировали облигации и через это финансировали свои расходные статьи. Это будет честный способ, так как покупатель облигаций на бирже считает свои деньги и не заинтересован вкладывать их в регион, который, с его точки зрения, не покажет экономического роста.

    Регионам, полагает аналитик, придется работать не только над финансовой, но и над имиджевой составляющей, убеждать инвесторов в том, что они собираются расти и развиваться, придется строить отношения с инвесторами, а не с госчиновниками. Биржа, как инструмент, очень полезна, поэтому Минфин и толкает регионы к самостоятельности, предлагая им занимать через прозрачный механизм эмиссии облигаций. Каждый регион при этом может превратиться в подобие отдельного бизнес-проекта, со своими сильными и слабыми сторонами, и это подтолкнет к экономическому росту страну в целом.