Промышленный центр в городе построена. Промышленный центр. Прямые иностранные инвестиции

Промышленный центр в городе построена. Промышленный центр. Прямые иностранные инвестиции

Подробнее о ходе этого процесса, а также о том, каким видит город развитие новых промышленных зон, в интервью журналу рассказывает председатель Комитета по экономическому развитию, промышленной политике и торговле Алексей Иванович СЕРГЕЕВ.

– Какими темпами происходит сегодня вывод промышленности за пределы центра? Какие предприятия решились на переезд?
– Процесс перевода промышленных предприятий за пределы исторического центра города идет уже много лет. Параллельно меняется функциональное назначение территорий, ранее занимаемых промышленностью. Среди наиболее крупных проектов можно отметить перебазирование завода ОАО «Петмол» и строительство нового цеха по производству детских молочных продуктов в нежилой зоне «Парнас». Также это переезд ОАО «Красное Знамя» в промзону «Восточная» и ОАО «НПП «Буревестник» в Рыбацкое. Среди пионеров оказались также Завод «Вулкан», Первая мебельная фабрика. В завершающей стадии находится перемещение терминально-логистического комплекса ООО «Модуль» с территории Варшавского вокзала.

В близкой перспективе ожидается переезд ОАО «Сестрорецкий инструментальный завод» из Сестрорецка в зону Конная Лахта. В Конную Лахту переводит производство ЗАО «Спейс-Мотор» из района Северная Долина. Также ОАО «Ленполиграфмаш» с набережной реки Карповки готово переехать в нежилую зону «Северо-Западная».
Профильные комитеты Санкт-Петербурга поддержали идею изменить функциональное назначение ряда территорий, дав им статус зон жилой застройки.
В частности, это производственные площадки филиала ОАО «Силовые машины» – завод «Электросила», ОАО «Оптимед-инвест» и ОАО «КЛИМОВ».

В общественно-деловую зону были переведены территории, занимаемые ОАО «Компрессор», ФГУП «Завод им. Калинина», ЗАО «Завод «Измерон», ОАО «Сталепрокатный завод», ОАО «Невская мануфактура». Такие изменения – зеленая улица для инвесторов, которые захотят выкупить у предприятий права на территорию с целью редевелопмента.
Согласно недавним поправкам, внесенным в Генеральный план Санкт-Петербурга, площадь промышленных территорий теперь составляет 18 тыс. га – 13% от площади всего города.

– Какие из существующих промышленных зон осваиваются наиболее активно?
– Конная Лахта, Металлострой, Рыбацкое, Ижорские заводы, Ново-Орловская, где будут размещаться очередные резиденты ОЭЗ.

Среди перспективных территорий следует выделить Предпортовую-3, которая будет отведена под предприятия IT-кластера, и Белоостров.

– Как ведется землеустроительная и инженерная подготовка новых промышленных зон?
– В 2007–2010 гг. на строительство объектов инженерной инфраструктуры КЭРППиТ как государственному заказчику выделяется около 1,1 млрд руб. В 2007 г. на эти цели было потрачено 200 млн руб.
В 2008 г. ассигнуется 350 млн руб. В 2009 г. – 350 млн руб. В 2010 г. – 200 млн рублей.
В прошлом году были утверждены проекты планировок и проекты межевания зон «Красносельская» и «Шушары-2», а также ОЭЗ «Нойдорф» и «Ново-Орловская». Есть проекты планировки и межевания территории для производственных зон «Рыбацкое», «Ручьи», «Обухово», «Ржевка», «Предпортовая-3», частично – для территорий «Юго-Западная», «Белоостров», «Пушкинская», «Коломяги», «Парнас», площадки ИТ-парка.
В ближайшие два-три года планируется проведение инженерной подготовки промзон «Металлострой», «Предпортовая-3», «Конная Лахта», «Парнас». Этот процесс продолжится в «Каменке», «Шушарах-2», «Рыбацком». Началось проектирование объединенных санитарно-защитных зон для промышленных территорий.

– Удается ли замотивировать владельцев и руководителей предприятий к более активному выводу мощностей за пределы центра? Какой эффект дают применяемые экономические рычаги?
– Никакого диктата со стороны исполнительной власти города нет. Исходя из экономической выгоды, бизнес сам решает, насколько ему целесообразно переводить производственные мощности из центра города в промзоны.
Сегодня ставки аренды земли в центре города значительно выше, чем в промзонах, поэтому содержать промплощадку в центре города становится неэффективно. Промышленники начинают считать упущенную выгоду. Жилой дом или бизнес-центр в большинстве подобных случаев показывают большую доходность. К тому же старые предприятия нуждаются в обновлении станочного парка и технологий. Техническое перевооружение позволяет тот же объем и номенклатуру продукции выпускать на меньших площадях.
Законами Санкт-Петербурга «О налоговых льготах», «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Санкт-Петербурга» предусмотрены также определенные налоговые льготы.

Для инвесторов, которые в течение одного календарного года сделали вложения в основные средства, которые ранее не были в эксплуатации на территории Санкт-Петербурга, на сумму свыше 150 млн руб., вдвое снижается ставка налога на имущество организаций сроком на 3 года.
Если вложения составляют 150–300 млн руб, ставка налога на прибыль уменьшается с 24% до 22% на тот же срок. Если свыше 300 млн руб., ставка снижается до 20% в той части, которая попадает в региональный бюджет.
Если сумма вложений в основные средства в течение 3 календарных лет вложения составила не менее 3 млрд рублей, то город предоставляет инвестору льготы сроком на 5 лет. В частности, предприятие освобождается от налога на имущество, ставка налога на прибыль также снижается до 20%.

Город также помогает найти удобную для будущего производства площадку на отведенных территориях. Все заявления о предоставлении земельных участков для промпредприятий поступают в Санкт-Петербургское управление инвестиций.
Управление передает заявку в Городское агентство по промышленным инвестициям. Агентство фактически занимается индивидуальным сопровождением проектов. Размер капитальных вложений, масштаб проекта, его социально-экономическая значимость для города являются критериями, по которым тот или иной проект признается важным или стратегическим.

– Имеет ли градостроительный и экономический смысл комплексное освоение территорий под промышленное строительство?
– Подход города к системе развития промышленных территорий зафиксирован в Отраслевой (кластерной) схеме развития и специализации промышленных зон Санкт-Петербурга. Документ разработан КЭРППиТ и КГА.

Основной причиной появления кластерной схемы стал дефицит крупных свободных участков (более 10 га) под размещение промышленных объектов. Также необходимость в таком документе возникла в связи с ограничениями логистического и экологического характера, а также с разными объемами земельных резервов внутри промышленных зон.

В процессе формирования отраслевой специализации будет определена основная и резервная функции каждой промышленной зоны. Также будут предварительно обозначены места для объектов инженерной инфраструктуры.

Подготовила Наталья Андропова

В советский период промышленные города возникали, как правило, на базе планомерно развивающейся индустрии. Так, в свое время быстро развивались Магнитогорск, Новокузнецк, Норильск, Липецк на основе металлургии, Харьков, Челябинск, Минск на базе тракторостроения, Березники, Соликамск на базе химии. Возникли многие новые города, в том числе на основе развития химической промышленности (Нижнекамск, Навои, Тобольск), автомобилестроения (Тольятти, Жодино, Набережные Челны), металлургии (Новолипецк, Костомукша, Старый Оскол), нефтедобывающей промышленности (Тюмень, Сургут, Нижневартовск), гидроэнергетики, алюминиевой, лесной и деревообрабатывающей промышленности (Братск, Усть-Илимск). На базе атомной энергетики возникли новые города вблизи Костромы, Смоленска, на Южном Буге и др. Основными градообразующими объектами становились крупные предприятия черной и цветной металлургии, химии, энергетики, машиностроения, лесопромышленные комплексы и т. п.

Промышленные города часто возникают на базе:

  • одного предприятия или производства;
  • промышленного комплекса предприятий одной ведущей отрасли, где ведущее предприятие дополняется сопутствующими;
  • нескольких производственных комплексов различных отраслей, непосредственно не связанных между собой.

При проектировании города всегда предусматривают возможность его развития, так как возникший город сам по себе служит местом притяжения других производств. Стало обычным явление, когда в городе с предприятием, где преобладает мужской труд (металлургия, химия), размещают производства легкой и пищевой промышленности, приборостроения и т. п., на которых преимущественно работают женщины.

Так же в советский период возникли города - научные центры с научно-исследовательскими институтами, высшими учебными заведениями и экспериментально-опытными производствами. В числе таких городов приобрели известность Новосибирский академгородок, подмосковные города Пущино, Красная Пахра, Дубна, Черноголовка и др.

В промышленных городах до 80% работающих занято в градообразующих отраслях промышленности.

Во многих городах наряду с предприятиями I и II класса по санитарной характеристике размещается и относительно безвредная промышленность, требующая большого числа квалифицированных кадров. К ним относятся машиностроительные и приборостроительные заводы, часовые заводы и предприятия станкоинструментальной, текстильной и легкой промышленности и т. п.

С возникновением градообразующей промышленности и ростом на этой основе самого города создается сопутствующая или, как принято называть, обслуживающая промышленность. К ней относятся предприятия легкой, пищевой и мясомолочной промышленности, холодильники, продовольственные и промтоварные склады, учреждения торговли, коммунального и бытового обслуживания, городского транспорта и др. Такие предприятия тесно связаны с селитебной частью города. Примеры размещения промышленных предприятий показаны на рис. 2 .

Рис 2. Примеры размещения промышленных предприятий в городе: а - промышленная зона расположена вдоль железнодорожной магистрали, проходящей через центр города, б - предприятия расположены вдоль железнодорожной магистрали, проходящей по окраине города, и занимают в нем центральное положение: в - предприятия расположены вдоль реки и железнодорожной магистрали; г - предприятия сосредоточены в двух крупных промышленных зонах города; д - предприятия рассредоточены по территории города; е - предприятия сосредоточены в трех крупных зонах вдоль железнодорожных магистралей; ж - предприятия расположены в центральной части города и образуют несколько промышленных узлов; и - предприятия сосредоточены в одном промышленном узде на окраине города вдоль железнодорожной магистрали

При размещении предприятий необходима их градостроительная дифференциация. Только на такой основе можно достигнуть гармоничного включения промышленности в организм города. По такому принципу в Советском Союзе реализовывался Генеральный план Москвы, в котором, в частности, был заложен принцип создания восьми планировочных зон города. Согласно этому плану, жилые районы и места приложения труда населения столицы распределены равномерно, что способствует приближению жилья к местам приложения труда.

Однако в современном градостроительстве имеется много сложных и трудно поддающихся решению функционально-технических, социальных, экономических, транспортных, архитектурно-эстетических и других проблем. Почти все они тесно связаны с развитием промышленности.

Характерная особенность современного градостроительства, развивающегося в условиях научно-технического прогресса, - интенсивность осуществления намеченных замыслов.Например, в ряде вновь создаваемых городов первоначальная численность населения намечалась 80-100 тыс. жителей. Однако многие из этих городов уже в процессе строительства первых промышленных предприятий росли на базе расширения индустриальной основы смежных или новых отраслей промышленности быстрее, чем было определено плановыми показателями.

Промышленные города – города с резко выраженным пре­обладанием промышленных функций межрайонного значения.

Промышленные города – города, где основная доля работающего населения занята в промышленной сфере.

Типы промышленных городов очень разнооб­разны. Наибольшее распространение имеют города, в которых объединяются различные отрасли промышленности, образующие иногда законченные произ­водственные циклы, а иногда слабо свя­занные друг с другом. Они возникают главным образом в развитых индустри­альных районах с многоотраслевой струк­турой промышленности, растут очень быстро и отличаются сложной территориальной структурой.

Многие промыш­ленные города имеют узкую производ­ственную специализацию, например города-центры: металлургической про­мышленности, машиностроения, хими­ческой индустрии, лесной и лесоперерабатывающей промышленности. Количест­во типов специализированных городов очень велико;

Характерные особенности промышленных городов.

В основном, такие города нередко представляют собой скопление срастающихся по­сёлков, каждый из которых вырос возле шахты, рудника или завода. Канатные дороги с непре­рывно движущимися вагонетками, железнодорож­ные пути, пересекающие территорию в разных направлениях, грузовые станции с составами товарных поездов, хранилища и склады, отвалы пустой породы в самом городе и его окрестнос­тях – таковы приметы этих центров, которым намного труднее, чем другим городам, стать красивыми, экологически чистыми и удобными для жизни людей.

Особенно много среди промышленных городов таких, которые заняты только каким-либо одним делом – добычей угля или руды, выпуском тканей или цемента, машин или целлюлозы. Иногда это даже не города в полном смысле слова, а посёлки при одном предприятии – руднике или текстильной фабри­ке. Причин существования таких однопрофильных городов несколько. Иногда суровые природные условия удерживают город в узких рамках одного производства, т.к. увеличивать население здесь крайне нежелательно. При расположении города где-нибудь в горном ущелье для развития несколь­ких видов деятельности оказывается недоста­точной площадь.

Промышленные города России:

Подольск – это один из крупнейших промышленных центров Московской области.

В Подольске выпускается свыше 2 тысяч различных видов продукции, среди которых оборудование для атомных и тепловых электростанций, аккумуляторы, кабели, микропровода, цемент, огнеупоры, швейные машины, текстильные изделия, продукция пищевой и перерабатывающей промышленности.

Промышленность составляет основу экономики Подольска. На неё приходится не только около 25 % объёма отгруженных товаров собственного производства, но и наибольший удельный вес в налоговых поступлениях в бюджет города. В 2011 году индекс промышленного производства составил 119,1 %, а доля подольских производителей в объёме промышленной продукции по Московской области - 5,4 %. При этом сумма прибыли крупных и средних промышленных предприятий выросла в 2011 году по сравнению с прошлым годом на 43 % и составила 6,4 млрд рублей

Новокузнецк

Основные виды: металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, химическое производство, производство машин и оборудования, пищевая промышленность.

В 2011 г. отгружено товаров собственного производства видов деятельности обрабатывающие производства составил 215,4 млрд рублей, в том числе:

металлургическое производство и производство готовых металлических изделий − 175,7 млрд рублей; химическое производство − 3,8 млрд рублей; производство машин и оборудования − 16,6 млрд рублей; пищевая промышленность − 6,3 млрд рублей;

Oтгружено товаров собственного производства 2011 г. видов деятельности угольная промышленность составил 45,9 млрд рублей.

ЗСМК и НКМК - крупные российские производители проката, железнодорожных, трамвайных рельсов.

Тольятти - крупный промышленный и экономический центр, играющий существенную роль в экономике как региона, так и страны.

По оценке портала RBC.ru Тольятти находится в верхней части списка самых привлекательных для бизнеса городов России.

Градообразующим предприятием является ОАО «АВТОВАЗ». Также в городе расположен автомобильный завод компании «GM-АВТОВАЗ» и множество предприятий по производству автокомпонентов и материалов, таких, как «„ДСК“ - Детальстройконструкция», «Группа ПОЛАД», завод по пошиву автомобильных чехлов «Джонсон Контрол Тольятти», а также «АвтоВАЗагрегат» и «ВазИнтерСервис», являющиеся крупнейшими в своей отрасли.

Также в городе расположены заводы «Тольяттинский Трансформатор», цементного машиностроения ОАО «Волгоцеммаш», Тольяттинский судоремонтный завод.

Набережные Челны - крупный промышленный центр на Каме. Основные отрасли - машиностроение, электроэнергетика, строительная индустрия, пищевая и перерабатывающая промышленность. Ключевым (градообразующим) предприятием города является Камский автомобильный завод, на долю которого приходится почти три четверти объёма промышленной продукции, произведенной в Челнах. Исходя из этих показателей, Набережные Челны является моногородом.

Лёгкая промышленность представлена, прежде всего, Набережночелнинским картонно-бумажным комбинатом, являющимся единственным производителем бумаги в Татарстане. Набережные Челны - исторически один из крупнейших центров пищевой промышленности. В промышленной зоне города находятся Набережночелнинский мясокомбинат и Набережночелнинский молочный комбинат. А продукция птицефабрики «Тукаевская», шампиньонного комплекса в совхозе «Весенний» и хладокомбината вывозится за пределы города и республики

Объём промышленной продукции предприятий города составляет около 20 % от общего объёма выпуска Татарстана. Объём отгруженных товаров собственного производства и выполненных собственными силами работ и услуг в 2011 году составил 181,66 млрд руб. (2009 − 95,9 млрд руб., в том числе, производство транспортных средств и оборудования - 95,3 млрд руб). В структуре промышленного производства города на 1 января 2010 года машиностроение и металлообработка занимали 89 % (в 1995 - 62,69 %)[источник не указан 161 день].

Промышленные города Иркутской области.

Свирск – основу экономики города составляют промышленные предприятия:

российско-японское предприятие ООО «ТМ Байкал - лесопиление и деревообработка, производство высококачественных сухих и антисептированных строганных пиломатериалов широкого ассортимента для японского деревянного домостроения.

ЗАО «Актех-Байкал» - единственное предприятие в Иркутской области по производству свинцово-кислотных стартерных аккумуляторных батарей для всех типов легковых и грузовых автомобилей.

ООО фирма «Автоспецдеталь» - не имеющее аналогов предприятие, специализирующееся на производстве коммунальной техники: вакуум-машины, подъемное гидрооборудование; специального оборудования для автомобилей ЗИЛ, ГАЗ, «Газель», УАЗ: изотермические автофургоны и автофургоны для перевозки пищевых продуктов, производство средних автодорожных мостов.

ОАО ВСРП «Свирский речной порт» - доставка и перевалка грузов, паромная переправа.

Основу промышленного производства в городе составляет обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки (77,7 %). Производство машин и оборудования занимает 8,1 %, автомобилей, прицепов и полуприцепов - 4,3 %, производство, передача и распределение пара и горячей воды - 5,4 %, производство аккумуляторов - 4,5 %.

Черемхово -один из промышленных центров Иркутской области.

Заводы: тяжёлого машиностроения, механический, «Химик». Фабрики: мебельная, нетканых материалов. Предприятия по производству стройматериалов.

Пищевая промышленность: хлебокомбинат.Лёгкая промышленность: швейная фабрика.

Ангарск – город, в котором находятся предприятия химической промышленности, машиностроения, нефтепереработки и переработки (обогащения) урана для получения ядерного топлива.

Градообразующими предприятиями являются:

Ангарская нефтехимическая компания (АНХК), Ангарский электролизный химический комбинат (АЭХК, выпускает гексафторид урана, обогащение урана)

Кроме этого в городе действуют: ОАО «Ангарский завод полимеров»; ЗАО «Ангарский керамический завод»; ООО «Иркутский трубный завод» (в составе группы «Полипластик»); Восточно-сибирский машиностроительный завод (ОАО «ВостСибМаш», бывш. РМЗ АНХК); Цементно-горный комбинат (ОАО «Ангарскцемент»); ЦУП «Восточная Сибирь - Тихий Океан» (Транснефть); Иркутское РНУ Востокнефтепровод» (Транснефть); Азотно-туковый завод (ААТЗ, принадлежит СИБУР); Завод низковольтных комплектных устройств (АЗНКУ); Завод бытовой химии (Филиал «Невская косметика»).

Саянск - самый молодой город в Иркутской области. Начало его строительства в 1970 году связано с возведением одного из главных отечественных центров химической промышленности.

Основа экономики города строится на деятельности наиболее крупных предприятий Саянска, представляющих различные отрасли. Основным предприятием промышленности является ОАО «Саянскхимпласт» - крупнейший в России производитель суспензионного поливинилхлорида (смола ПВХ). Предприятие производит продукцию, которая является сырьем для производства полимерных товаров и поставляется как на российские, так и на зарубежные рынки.

Из промышленных предприятий необходимо также отметить Ново-Зиминскую ТЭЦ, входящую в состав ОАО «Иркутскэнерго»

Пищевая промышленность.Известен Саянск не только в Иркутской области, но и за её пределами достижениями агропромышленного комплекса. ООО «Саянский бройлер» (первоначальное название - Восточно-Сибирская птицефабрика проектной мощностью 10 млн бройлеров в год)- крупнейший производитель диетического мяса. В пищевой промышленности успешно развивается ОАО «Молочный комбинат „Саянский“».

Доклад на тему “Промышленные города” обновлено: 3 сентября, 2018 автором: Научные Статьи.Ру

Россия - самая большая страна в мире. Ее просторы можно назвать бескрайними, так как растянулись они более чем на 17 млн кв. км, а это составляет почти 12 % от всей поверхности Земли.

Россия - промышленно развитое государство с богатыми залежами газа, нефти и других полезных ископаемых. Именно это помогло ей занять лидирующие позиции среди других стран, которые практически на 100 % зависят от добываемого топлива. Промышленные (список будет приведен ниже) составляют основу экономического развития государства. Таких центров насчитывается около 300. Располагаются они на Дальнем Востоке, Урале, в северной части Кавказа. Некоторые из городов находятся в центре России.

Классификация

Итак, в чем особенность промышленных центров и какие их них самые-самые? Промышленные города России можно разделить на несколько групп, ориентируясь на определенные признаки:

  • Первая группа объединяет центры, которые были построены еще во времена Советского Союза. После перестройки заводы и фабрики были приватизированы и переведены на новые стандарты. Конечно же, модернизация потребовала немало времени и финансов, однако сейчас эти производства соответствуют европейским стандартам. В этой группе около 150 городов, это Сургут, Томск, Красноярск и др.
  • Вторая группа включает в себя часть центров, которые являются так называемыми индустриальными потребителями. Возглавляет ее Московская область.
  • Третья группа - промышленные центры России. Города имеют выгодное географическое положение, однако по определенным причинам еще не прошли модернизацию. Для того чтобы в полной мере восстановить их потенциал, необходимо вливание больших денег. А пока данные города развиваются за счет других сфер, таких как крупные порты, транспортные узлы, туризм.
  • Четвертая группа - инновационная. Промышленность в этих городах работает с применением новейших технологий. Именно их можно назвать основой государства, которая позволяет ему полноценно развиваться.
  • К пятой группе можно отнести два самых главных города России. Москва и Санкт-Петербург имеют большое влияние на всю промышленную отрасль страны.

Рассмотрим подробней промышленные города России. Список самых крупных из них представлен ниже.

Первое место - г. Москва

Столица Российской Федерации имеет годовой оборот в 1900 млрд рублей. Здесь наиболее развиты такие отрасли, как машиностроение, газо- и нефтепереработка. Также достаточно стремительно растет фармацевтическая и пищевая промышленность. На территории Москвы работают крупные заводы и фабрики, есть множество гаражей, складов и различных баз, инженерные и научные центры. Стоит отметить, что столица является крупнейшим который в полной мере влияет на развитие железнодорожной, автомобильной и авиационной отрасли.

Санкт-Петербург - вторая позиция в списке

Его годовой оборот составляет около 1300 млрд рублей. Основной вклад вносят следующие отрасли: черная металлургия, пищевая, машиностроение, судостроение и др. Санкт-Петербург по праву занимает лидирующую позицию в списке «Крупные промышленные города России». Здесь успешно работают мировые корпорации, такие как Nissan, Intel, Toyota. Все они производят продукцию, соответствующую европейским стандартам. Отдельного внимания заслуживает химическая промышленность. Достижения в этой сфере вывели Россию на мировой уровень.

Третье место - Сургут

Располагаясь на севере страны, Сургут является одним их крупнейших промышленных центров России. Его оборот - более 800 млрд рублей. Благодаря и нефти и ее последующей переработке, экономическое благосостояние города стремительно растет. В сравнении с подобными центрами Сургут является безупречным лидером. Практически все предприятия числятся на балансе ОАО «Сургутнефтегаз». Также здесь достаточно хорошо развита электроэнергетика.

Нижневартовск в пятерке лидеров

Город располагается на Урале. Богатство региона в основном обусловлено крупнейшим месторождением нефти. Также здесь добывают и перерабатывают газ, который потом экспортируют во многие страны Европы. На севере находятся России, благодаря которым улучшается благосостояние всей страны. К примеру, Нижневартовск вносит в общую казну почти 500 млрд рублей, что позволяет ему занимать 4-е место в рейтинге. Нефтегазовый комплекс возглавляет НК «Роснефть», туда входят такие крупные предприятия, как «ННП», «Самотлорнефтегаз» и др. Также стоит отметить и компанию «РуссНефть», которая была создана благодаря финансовой поддержке крупного швейцарского концерна Glencore.

Пятое место - Омск

Миллионный город Омск является административным центром. Прежде всего это крупнейший транспортный узел. Его оборот достигает 400 млрд рублей. Здесь хорошо развита пищевая и легкая промышленность, авиакосмическая и химическая, а также нефтеперерабатывающая. находятся в собственности "Газпрома". Еще во время Великой Отечественно войны сюда были эвакуированы крупнейшие фабрики и заводы, основные специализации которых - машиностроение и нефтехимическая индустрия.

Шестое место - Пермь

Многоотраслевая промышленность Перми занимает важное значение в экономическом развитии страны. Годовой доход составляет 350 млрд рублей. В основном здесь развита тяжелая машиностроительная, газо- и нефтеперерабатывающая. Немалый вклад вносят и такие отрасли, как химическая, электроэнергетическая, а также пищевая и полиграфическая. Средняя зарплата по на 2013 год составляла почти 25 тыс. рублей. Благодаря этому Пермь вошла в список «Крупные промышленные города России», имея достаточно высокие показатели.

Столица республики Башкортостан - Уфа

Седьмую позицию в рейтинге промышленных городов России занимает Уфа. На ее территории наблюдается большое скопление различной индустрии. Самыми важными отраслями являются дерево- и металлообрабатывающая, нефтеперерабатывающая, машиностроение. Также не последнюю роль в экономическом развитии играют тепловые электростанции. Здесь было начато строительство АЭС, однако после Чернобыльской аварии все работы приостановили. В настоящее время согласно федеральной программе возведение атомной станции все же планируется.

Восьмое место - Норильск

Самый северный город Норильск находится в Красноярском крае. Количество населения в нем составляет около 150 тыс. человек. Условия проживания здесь достаточно сложные в основном из-за климатических условий. Наиболее развита горно-металлургическая промышленность и индустрия цветных металлов. Находясь на восьмом месте в рейтинге «Крупные промышленные города России», Норильск имеет оборот в 300 млрд рублей. Основную часть дохода составляет палладия, платины и других драгоценных металлов.

Девятое место - Челябинск

Единственный город в России с новой схемой самоуправления. Челябинск располагается на восточном склоне Уральских гор. Это достаточно крупный центр с оборотом в 300 млрд рублей. От всей производимой продукции почти 50 % составляет черная металлургия. Также стоит отметить и такие отрасли, как приборостроение, обработка металлов, машиностроение. Неплохо здесь развита и легкая индустрия. Промышленные города России, в частности Челябинск, славятся высококачественными сплавами. Именно здесь перерабатывается большая часть руды, изготавливаются рельсы, трубы, а также тракторы, краны, погрузчики.

Завершает десятку лидеров Новокузнецк

Расположился Новокузнецк в Западной Сибири. Объем промышленного дохода составляет 260 млрд рублей. В нем хорошо развита угледобывающая отрасль, которая является одной из самых крупных в стране. Также большую роль в экономике играет металлургия и металлообработка. Здесь расположены достаточно весомые предприятия, занимающиеся энергетикой. На территории города работает более 50 заводов и фабрик, что позволяет ему занимать десятое место в топ-10 «Самые крупные промышленные города России». К сожалению, с 2013 года наблюдаются массовые сокращения в некоторых отраслях.

Социально-экономические эффекты ВСМ 1 для общества

Положительные эффекты от реализации проектов ВСМ не ограничиваются прямыми эффектами от развития национальной транспортной системы. Реализации проектов ВСМ также приведет к возникновению общих экономических эффектов ввиду положительного влияния на занятость, производительность труда и темпы регионального развития. Данные эффекты не учитываются при проведении стандартного расчета выгод для пользователей. Реализация проектов ВСМ предположительно приведет к возникновению следующих экономических эффектов:

  • Эффект агломерации;
  • Рост занятости населения;
  • Эффекты регионального развития;
  • Эффект от занятости в строительстве;
  • Увеличение инвестиционной привлекательности России с точки зрения прямых иностранных инвестиций;
  • Развитие туризма.

Эффект агломерации

Масштабные инвестиции в транспортную инфраструктуру, подобные инвестициям в строительство ВСМ, как правило, приводят к улучшению сообщения между административными центрами и периферийными районами, что приводит к централизации рынка труда и концентрации трудовых ресурсов. Известно, что существует тесная взаимосвязь между концентрацией трудовых ресурсов, уровнем производительности и последующим экономическим ростом, объясняемая следующими основными факторами:

  • Увеличение размера и глубины рынка труда. Больший выбор работников для работодателя и возможность снижения расходов на заработную плату за счет конкуренции между работниками;
  • Увеличение числа конкурентов и потенциальных контрагентов. Создание дополнительных стимулов для развития инноваций и повышения эффективности, развитие специализации в обслуживающих отраслях;
  • Огромные возможности для обмена связями и знаниями (например, в области научных исследований).

Таким образом, ВСМ является важным фактором, способствующим укреплению рынков за счет улучшения доступа к финансовым, земельным и трудовым ресурсам, что ведет к увеличению производительности, положительным эффектам масштаба и росту региональной экономики.

Данные выгоды дополняют прямые выгоды для пользователей ВСМ и, как правило, не учитываются при расчете обобщенных транспортных затрат (в силу того, что пользователи не осознают подобные последствия использования ВСМ).

Комплексное исследование, проведенное Всемирным Банком в 2007 году, показало, что в середине 2000-х годов экономика многих отсталых регионов России демонстрировала более быстрые темпы роста, в то время как экономика некоторых богатых природными ресурсами регионов росла существенно медленнее. Статистический анализ поддерживает гипотезу о том, что экономическому росту в Центральном, Северо-Западном и Южном регионах по сравнению с остальными частями страны способствует сильный эффект городских и региональных агломераций. Улучшение транспортной инфраструктуры, как ожидается, усилит рассматриваемый эффект для отсталых регионов страны, в том числе и расположенных вне зоны прохождения линий ВСМ.

Рост занятости населения

Спрос на транспортные услуги является производным спросом, то есть люди пользуются услугами транспорта только с целью удовлетворения другой потребности (например, проведение деловой встречи или поездка на работу). Следовательно, пассажиры осуществляют поездки только в том случае, если транспортные затраты не превышают выгод от деятельности в месте назначения. До введения в эксплуатацию ВСМ ряд экономических зон мог быть недоступным для многих работников и организаций, так как транспортные затраты (в денежном и временном выражении) являлись слишком высокими и превышали выгоды от деятельности в месте назначения.

Ввод в эксплуатацию ВСМ сблизит зоны проживания трудовых ресурсов и зоны занятости путем снижения обобщенных транспортных затрат. Как следствие, ранее безработные станут участниками рынка труда, а также возрастет мобильность среди работающего населения, которое сможет работать в более отдаленных от места проживания зонах. Это будет способствовать повышению эффективности рынка труда и уровня экономической активности населения.

Например, станет возможным строительство станции ВСМ на расстоянии 50-100 км от Москвы и создание поблизости от нее нового городского поселения, которое снизит напряженность на московском рынке жилья за счет увеличения предложения недвижимости. Пассажиры ВСМ будут доезжать от такого городского поселения до центра Москвы не более чем за 30 минут — быстрее, чем при поездке на автомобиле с окраин Москвы.

В 1950-х годах недалеко от Лондона, вдоль основных железнодорожных магистралей, был построен ряд «новых городов». На сегодняшний день ежедневные поездки на работу из этих городов в столицу являются широко распространенным явлением. Запуск проекта HS1 в Великобритании включил в лондонский рынок труда те города, которые ранее считались чересчур удаленными от столицы для ежедневных поездок на работу.

Эффект регионального развития

Строительство ВСМ приведет к присоединению обширных территорий к зонам трудовой занятости, повышению трудовой мобильности населения и, как следствие, увеличению производительности труда. С другой стороны, строительство ВСМ также с высокой вероятностью приведет к повышению привлекательности ранее удаленных регионов, слабо включенных в экономическую активность административных центров, что приведет к их экономическому развитию и росту стоимости земли и недвижимости.

Чистый эффект подобных процессов является неопределенным. Необходимо осуществление точного анализа в отношении того, снизится ли экономическая активность в основных экономических центрах, произойдет ли перераспределение спроса на жилую недвижимость на новые регионы, вовлекаемые в экономическую активность, каким будет соотношение положительных эффектов в зонах новой активности и возможных обратных эффектов в основных экономических центрах.

Эффекты регионального развития могут быть очень существенными, и перед принятием какого-либо инвестиционного решения в отношении проектов ВСМ необходимо проведение более детального анализа.

Примером может служить город Лилль на севере Франции, который находится на пересечении маршрутов ВСМ Лондон — Париж и Лондон — Брюссель. В прошлом этот город являлся угасающим промышленным и угледобывающим центром с высокими показателями безработицы. В результате строительства ВСМ Лилль к настоящему времени стал третьим по значимости торговым и финансовым центром Франции. Рост экономических выгод в данном городе с большой вероятностью привел к спаду экономики в других центрах. Тем не менее в подобной ситуации наиболее вероятно рациональное перераспределение экономической активности из наиболее экономически благополучных центров, таких как Париж, что также следует рассматривать в качестве положительного эффекта.

Прямые иностранные инвестиции

В России существует ряд городов, обладающих высокой привлекательностью для прямых иностранных инвестиций. Иностранные инвесторы зачастую предпочитают развивать бизнес именно в таких городах, а не в Москве и Санкт- Петербурге, где стоимость проживания и ведения бизнеса очень высока. Основным недостатком региональных городов, с точки зрения инвесторов, является ограниченное предложение молодых специалистов и руководителей высшего звена на рынке труда. Развитие ВСМ и сокращение времени поездки до 1-1,5 часов позволит региональным городам быть менее зависимыми от местного рынка труда и местных университетов и преодолеть этот барьер.

Осуществление прямых иностранных инвестиций окажет существенное положительное воздействие на экономику РФ.

Развитие туризма

Туристическая отрасль в РФ характеризуется существенно более низкой степенью развития по сравнению с большинством европейских государств. Подобная ситуация связана с влиянием ряда факторов, включая исторически сложившуюся закрытость, сложный визовый режим и большие территориальные размеры страны, заставляющие туристов преодолевать огромные по европейским меркам расстояния.

Проекты ВСМ соединят в единую систему значительное число городов, обладающих существенным потенциалом развития туристической отрасли и до сих пор слабо известных за пределами РФ (например, исторический центр Нижнего Новгорода). Соответственно, оператор ВСМ будет иметь значительные возможности по развитию туристических перевозок. В процессе настоящего анализа количественный потенциал развития туристической отрасли не рассматривался. Однако, следует отметить, что большинство зарубежных линий ВСМ уделяют значительное внимание этому сегменту рынка. Так, туристический поток в Малагу возрос на 25% после ввода в эксплуатацию высокоскоростной магистрали.

В соответствии с заявлениями представителей Правительства РФ визовый режим для въезда в РФ будет существенно упрощен в ходе проведения Чемпионата мира по футболу 2018 г. В случае проведения активной маркетинговой компании по развитию туризма в РФ с использованием железных дорог, проведение спортивных мероприятий в рамках Чемпионата мира может привести к общему росту популярности отдыха в РФ.

Влияние Проекта ВСМ 1 на интересы общества:

  • Удовлетворение растущего спроса на транспортные услуги в коридоре Москва-Санкт-Петербург;
  • Создание новых рабочих мест как на самой ВСМ, так и в смежных отраслях;
  • Повышение надежности транспортных пассажирских перевозок;
  • Экономия времени в пути на маршруте Москва-Санкт-Петербург;
  • Высвобождение транспортных мощностей на ОКТЖД.

Влияние Проекта ВСМ 1 на интересы бизнеса:

  • Возможности локализации технологий и производства;
  • Рост загрузки производственных мощностей промышленных предприятий;
  • Повышение квалификации российских строительных и проектных компаний, загрузка и модернизация производств для выпуска продукции, необходимой для строительства ВСЖМ 1 на уровне мировых стандартов;
  • Рост инвестиционной привлекательности регионов, прилегающих к магистрали.