«Ростех» под американским колпаком. «Ростех» под американским колпаком Генеральный директор оао концерн пво алмаз антей

Ян Валентинович, недавно стало известно о том, что компания «Рособоронэкспорт» заключила контракт с КНР на поставку ЗРС С-400. Если принято решение разрешить экспорт этой системы, поставки которой ВС РФ еще не завершены, значит у Концерна ПВО «Алмаз – Антей» есть в резерве еще более совершенные разработки?

Да, договоренность о поставке С-400 в Китай является признаком того, что это не последнее слово в наших разработках. Но вместе с тем я хочу отметить, что это современная система с большим ресурсом. По аналогии с системой С-300 «Фаворит» можно предположить, что она верой и правдой прослужит не одно десятилетие. Говорить более конкретно о новых разработках я не могу по понятным причинам.

- «Алмаз – Антей» традиционно очень активно участвует в выставках вооружения, приводящихся в Индии: Aero India и Defexpo. Каковы перспективы концерна на этом рынке сегодня?

Индия действительно является одним из самых крупных и приоритетных партнеров России в области ВТС.

Во-первых, большая часть средств ПВО, стоящих на вооружении ВС Индии, – российского или советского производств. В той или иной степени им требуется ремонт или модернизация с продлением срока эксплуатации на 5-12 лет. Этому направлению деятельности обе страны придают очень большое значение, так как оно предоставляет возможность взаимовыгодного сотрудничества российского ОПК с индийской промышленностью в рамках выдвинутой индийским руководством программой развития экономики страны с конкретно поставленной задачей – «производи в Индии».

Во-вторых, Россия готова поставлять в Индию новейшие средства ПВО, включая созданные в рамках делового сотрудничества с индийскими компаниями. К примеру, на международной выставке Defexpo 2014 Концерн представил натурный образец ЗРК малой дальности «Тор-М2КМ», установленный на автомобильном шасси индийской компании ТАТА Motors.

На авиасалоне Aero India 2015 на стенде Концерна презентовались ЗРС большой дальности «Антей-2500» и С-400 «Триумф». Экспозиции Концерна на этих двух выставках вызвали нескрываемый интерес индийских военных. Следует отметить, что Концерн готов оказать ВС Индии всестороннюю практическую помощь и содействие в укреплении обороноспособности страны, в частности и путем построения эффективной системы ПВО-ПРО.

Украинский кризис стал причиной существенного охлаждения отношений между Россией и Западом, в первую очередь – США. Одним из символов «похолодания» стала война санкций. В санкционный список попал и Концерн ПВО «Алмаз – Антей». Санкции, введенные против оборонной промышленности РФ, заставили ее работать лучше?

Санкции сработали, как гром в известной поговорке про русского мужика. Особенно обострилась проблема импортозамещения. О ней и раньше было много разговоров, но при этом использование импортной элементной базы только расширялось. Создать точные по всем параметрам отечественные аналоги интегральных схем практически не представляется возможным, а любое отклонение сразу потребует изменения конструкции радиотехнических устройств. Отсюда большие сложности. Но поскольку вопрос встал ребром, то решить его придется. Путь один – согласованные действия микроэлектронных предприятий и разработчиков финальной продукции. В этом смысле можно сказать, что работать придется лучше. В первую очередь должна повыситься унификация технических решений, чтобы сократить до минимума используемую элементную базу. Здесь тоже предстоит перейти от слов к делу.

Можно предположить, что на федеральном уровне в ближайшее время будут приняты решения по ужесточению контроля за использованием предприятиями бюджетных средств по линии государственного оборонного заказа. При этом очень важно избежать перегибов, чтобы не парализовать работу вовсе. Иначе о повышении эффективности говорить не придется.

Сегодня выдвигаются идеи создания Евразийской системы воздушно-космической обороны. Разделяете ли вы мнение о том, что в основе процесса евразийской интеграции должны лежать, прежде всего, интересы совместной безопасности?

Вопросы политической и военной безопасности сейчас очень тесно переплетены. Мир вступил в фазу серьезных геополитических преобразований, последствия которых трудно спрогнозировать, но несомненно, что евразийская интеграция должна распространяться и на систему военной безопасности. Я не думаю, что создание единой ВКО является главным направлением этого союза, но с учетом опыта современных войн я уверен, что условие это необходимое.

Работы по созданию систем ВКО активно ведутся с переменной эффективностью в США и у нас уже полвека. Сейчас имеется устойчивое мнение, что создать всеобъемлющую систему защиты территории от массированного ядерного удара не представляется возможным. Но в условиях войн с применением обычного оружия система ВКО способна противостоять воздушным и космическим средствам поражения. На это и нацелена работа всего многотысячного коллектива Концерна.

Давайте перейдем к гражданской продукции, изготавливающейся на предприятиях Концерна. Каковы приоритетные направления развития в этом сегменте?

Успех в деле создания и производства гражданской продукции на предприятиях оборонной ориентации приходит, главным образом, тогда, когда это изделия высокого технологического уровня, близкие по своему предназначению основной продукции. В нашем случае это система управления воздушным движением, в которой центральное место занимают радиолокационные средства и система АСУ.

Наиболее актуальными на современном этапе являются направления укрупнения центров управления воздушным движением (УВД) и внедрения перспективных технологий связи, навигации, наблюдения/организации воздушного движения (концепция СNS/АТМ Международной организации по гражданской авиации).

Из-за протяженности границ Российской Федерации и прилегающих морских акваторий международные воздушные трассы имеют разрывы в радиолокационном поле, достигающие 500 км и более. В этих условиях при неразвитой наземной инфраструктуре в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока особую актуальность приобретает технология автоматического зависимого наблюдения, реализующая сбор координатной информации по данным бортовых приемников сигналов глобальных навигационных систем (GPS и ГЛОНАСС) летательных аппаратов, ее обработку и передачу летящим вблизи воздушным судам и в центры УВД. В настоящее время создается современная разветвленная сеть авиационной фиксированной электросвязи и ретрансляции данных, в том числе через каналы спутниковой связи.

Вторым показательным примером продукции гражданского назначения являются метеолокаторы, разработанные и выпускаемые Лианозовским электромеханическим заводом. Они выполнены на таком высоком научно-техническом уровне, что с успехом конкурируют на мировом рынке, что с высокотехнологичной продукцией гражданского назначения бывает нечасто.

Почти на всех предприятиях концерна присутствует гражданская тематика, но пробиться с ней на массовый внутренний рынок бывает непросто даже в тех случаях, когда по совокупности параметров она превосходит зарубежные аналоги. Возможно, в современных условиях ситуация изменится к лучшему.

Вы сказали, что одним из основных направлений в сегменте гражданской продукции для Концерна является работа по созданию центров управления воздушным движением, среди которых – и московский центр, являющийся одним из крупнейших в Европе. Сейчас идет опытная эксплуатация этого центра. По своим характеристикам он соответствует европейским требованиям?

Концерн определен головным исполнителем ФЦП по совершенствованию системы управления воздушным движением в нашей стране. При решении данной задачи Концерн очень тесно взаимодействует с Росавиацией и другими государственными структурами.

Изначально заданные Росавиацией требования к функциональным возможностям комплексов средств автоматизации организации воздушного движения нового центра значительно превышают аналогичные требования, сформулированные Евроконтролем (европейская авиационная власть) для своих передовых центров управления воздушным движением. Новый центр должен в значительной степени снизить экономические издержки в условиях прогнозируемого роста авиаперевозок за счет внедрения новых технологий организации воздушного движения и постепенного наращивания их потенциала, в том числе путем интеграции этих технологий. Так, применение автоматизированного обмена данными по каналам «диспетчер-пилот» позволит сократить речевой радиообмен и снизить загрузку диспетчеров. Более совершенные компьютерные средства автоматизации обеспечат кратко- и среднесрочный прогноз потенциальных конфликтов между воздушными судами и их своевременное разрешение диспетчерами, что значительно повысит безопасность полетов. Средства поддержки упорядочения потоков прилетающих и вылетающих судов помогут сократить время ожидания ими с включенными двигателями команд на взлет, сократить очереди на посадку и более точно выдерживать установленное расписание вылетов и прилетов. Автоматическая передача пилотам информации о местоположении летательных аппаратов в локальных зонах вокруг точек их местоположения будет способствовать обеспечению более высокой безопасности полетов за счет достижения осведомленности пилотов о воздушной обстановке вблизи их воздушных судов.

В последние годы в России началось масштабное строительство новых промышленных площадок. Концерн ПВО «Алмаз – Антей» является одним из лидеров этого процесса. Как развивается эта программа?

Действительно, в этом деле наш Концерн занимает лидирующие позиции. Уже введена в эксплуатацию большая часть вновь построенного в Санкт-Петербурге Северо-Западного регионального центра (СЗРЦ). Здесь на промышленную площадку с единой инфраструктурой сводятся пять питерских дочерних обществ Концерна. Замечу, что этот грандиозный по масштабам проект стоимостью 22,5 миллиарда рублей реализован на заемные средства банка ВТБ. В результате его реализации все пять предприятий выходят на новый уровень технологий и организации труда, что позволит существенно повысить качество продукции и радикально – производительность труда. Не случайно в СЗРЦ побывали все высшие должностные лица руководства страны, представители отрасли и заказчиков.

Еще два крупных машиностроительных завода мы строим в Нижнем Новгороде и в Кирове, на территориях существующих предприятий. По плану продукцию они будут давать с 2016 года. По нашим оценкам, более рациональным является путь строительства новых предприятий, нежели коренная модернизация существующих столетней давности.

Одной из главных проблем новых предприятий является кадровое обеспечение. К ее решению мы приступили заранее, создав колледж для подготовки рабочих и согласовав программы подготовки инженерных кадров с региональными вузами.

Ян Валентинович, работая в Концерне ПВО «Алмаз – Антей» с момента его создания вы, безусловно, накопили обширный управленческий опыт. Какие из инструментов корпоративного строительства вы считаете наиболее эффективными в современных условиях?

В прежние годы заботы руководителя оборонного предприятия сводились к неукоснительному выполнению плановых заданий, прежде всего по линии государственного оборонного заказа. Теперь генеральный директор вдобавок к этому должен обеспечить экономическую устойчивость предприятия.

При работе с акционерными обществами главным инструментом управления являются, как известно, советы директоров. Однако в тех случаях, когда головная компания владеет полным пакетом акций, такой механизм во многом теряет свою значимость. На первое место выходит непосредственное общение с руководителями дочерних обществ. Ежедневно я встречаюсь с несколькими директорами, кроме этого действует система отчетов директоров дочерних обществ и проведения ежегодных сборов. Недавно был создан Корпоративный совет директоров, задачей которого является выработка решений стратегического и тактического уровней. Это механизмы прямого действия. Периодическая отчетность дочерних обществ подвергается в головной компании тщательному анализу, по результатам которого также принимаются управленческие решения.

Нами были разработана и выполнена программа технического перевооружения дочерних обществ, создан и успешно функционирует Корпоративный фонд НИОКР. Сегодня предприятия укомплектованы руководящими кадрами высокого уровня, и замена директоров осуществляется системно в рамках кадровой ротации. Решением правления формируется кадровый резерв руководителей. Для повышения квалификации и переподготовки сотрудников мы создали Научно-образовательный центр ВКО «Алмаз – Антей».

Сейчас в центре внимания головной компании – программа стратегического развития и входящая в нее программа инновационного развития. Все это вкупе обеспечивает действенную систему контроля и управления.

Оборонное предприятие не справляется с выпуском зенитно-ракетных комплексов и, как опасаются наблюдатели, оказалось в ситуации бесповоротной деградации.

Правительство определилось требованиям к руководителям ключевых промышленных предприятий, сформулировало их в директиве № 4440п-П7 от 18.06.2018 и разослало заинтересованным лицам. "Письмо счастья" получили в том числе Концерн ВКО "Алмаз-Антей", корпорация "Тактическое ракетное вооружение", "Ростех", "Роскосмос", "Росатом" и т.д.

Отдельной строчкой есть требования для руководителей предприятий оборонной промышленности, среди которых: профильное высшее образование, необходимый опыт руководящей работы в отрасли, знание специфики производства, отсутствие препятствий к получению допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, исключительное наличие российского гражданства (в том числе отсутствие двойного гражданства) и др.

Много раз отмечалось, в том числе и в прессе, что руководящие должности в ОПК зачастую занимают лица, не отвечающие необходимым требованиям, не имеющие образования и опыта работы, а назначаются лица, исходя из местечкового принципа, клана, цель которых выжать все и обогатиться любой ценой. Наглядных примеров по нашей необъятной стране масса. Но мы расскажем факты от источников, владеющих информацией о делах в Концерне ВКО "Алмаз-Антей".

Эффект Новикова

"Герой" нашего дня - генеральный директор ВКО "Алмаз-Антей" Ян Новиков. Он не имеет профильного образования, как поговаривают в окружении, не знает специфики производства. Как же так получилось, что он получил эту должность? Все случилось после того, как в июне 2003 года был убит руководитель холдинга ПВО "Алмаз-Антей" Игоря Климова. Зато Новиков, как это принято говорить, является "эффективным менеджером".

За годы его "эффективного" управления большинство предприятий концерна пришли. Поговаривают, что случаются и срывы гособоронзаказа.

АО «Ижевский электромеханический завод "Купол"» по итогам 2017 года показало выручку 8, 85 млрд. руб., которая по сравнению с прошлым годом сократилась на 24, 3 млрд. руб.

Негативная динамика показывает снижение уровня выручки от продаж готовой продукции с 30,71 млрд руб. до 7,26 млрд. руб., а также снижение выручки от продажи товаров и покупных изделий: с 2,17 млрд. до 840 млн. рублей. Валовая прибыль за 2017 год составила 950 млн. рублей, в то время за 2016 год она составляла 7,62 млрд. рублей, падение прибыли с 4,6 млрд. до 171 млн. рублей.

Дебиторская задолженность увеличилась с 2,84 млрд. и составила 8,73 млрд. рублей; кредиторская - на 11,54 млрд. и составила 14,19 млрд. рублей.

Данное предприятие входит в состав Концерна ВКО "Алмаз-Антей". Что-то это не похоже на последствие эффективного управления.

В среде рядовых сотрудников концерна принято жаловаться, что руководство экономит средства на развитие предприятия: не производит ремонт производственных помещений, закупку необходимого оборудования, охрану и безопасность рабочих.

Согласно официально опубликованной информации, планом технического перевооружения АО «ММЗ "Авангард"», в 2015 году предусматривалось приобретение нового оборудования, модернизация и капитальный ремонт существующего оборудования на сумму 1,451 млрд рублей, в том числе по проекту технического перевооружения производственных мощностей. Однако найти информацию о выделении средств на проведение модернизации ни в 2015, ни в 2016, ни в 2017 годах Концерном не удалось. Не этим ли объясняются неудачные изготовления и пуски новейших ракет?

Как известно, на должность ген.директора АО «ММЗ "Авангард"», единственного в России и в мире предприятия по изготовлению зенитных управляемых ракет по указанию Яна Новикова был назначен Ведров А.А., который не имеет ни профильного образования, ни опыта работы по производству ЗУР.

Претенлдующие на эту должность тут же распустили слух, что якобы Ведров свой заветный диплом финансиста получил на 4-м десятке жизни "без отрыва от производства".

Не литературные дела "Авангард-ЛИТ"

Некоторые эксперты обращают внимание, что концерн активно "расстается" с "непрофильными активами" предприятия: продаются цеха, объекты социальной инфраструктуры и все прочее.

Так же, поговаривают, что на арендованных площадках предприятия происходят не совсем законные дела. Так, якобы, на арендованной площади цеха АО «ММЗ "Авангард"» частное предприятие "Авангард-ЛИТ" производит литье из магния без наличия соответствующих лицензий, без согласования Департамента природопользования и окружающей среды г. Москвы.

Производство изделий магниевого литья относится к взрывопожароопасному и химически опасному, в том числе токсичному, производственному объекту, получить лицензию на данный вид деятельности, расположенный в центре мегаполиса, невозможно. Должностные лица АО «ММЗ "Авангард"» выкупили часть акций ООО "Авангард-ЛИТ" за 7500 руб. и приобретают продукцию исключительно у них на много миллионов рублей. Может быть, поэтому руководство предприятия может закрывать дела на то, что происходить на арендованных площадях? Есть шанс, что через эти закупки "выводятся" бюджетные средства?

Кроме этого на рынке ходят слухи, что ООО "Авангард-ЛИТ" осуществляет перечисление денежных сумм в особо крупных размерах фирмам НП "Факел" и НП "Авангард-Факел", одним из учредителей которых является Сазанов С.В.. Он часто выступает в качестве ответчика АО «ММЗ "Авангард"». Отдуваться за всех, как самого умного, руководство завода отправляет именно его. Он занимает должность его советника Ведрова.

Невероятно, но согласно официальным данным указанные фирмы Сазанова располагаются на территории оборонного предприятия в режимной зоне (корпус «ХХL» АО «ММЗ "Авангард"» является особорежимной зоной и пропуск на его территорию осуществляется только при наличии допуска к гостайне). Сомнительно, что услуги оказываемые Сазановым могут быть в научной деятельности в производстве магниевого литья и изготовления изделий с его использованием, так как учредитель и руководитель ООО «Авангард-Лит» Моисеев является доктором технических наук, профессором, заведующим кафедрой литья МАИ-МАТИ, как и Бобрышев, которые не нуждаются в сомнительных услугах и много миллионных платных консультациях. Из чего можно сделать предположение, что данная схема придумана для того, чтобы избежать проведения конкурсов на приобретение изделий из магния под видом аффилированного лица.

Многие помнят скандал с незаконным увольнением, порочащим честь и достоинство, деловую репутацию бывшего ген. директора АО «ММЗ "Авангард"» Мухаметова А.А.-Х. За восстановлением своего права Мухаметов А.А.-Х. обратился в суд и дело было прекращено за примирением сторон, т.к. Концерн принес свои извинения Мухаметову, изменил формулировку увольнения "по соглашению сторон" и выплатил компенсацию за свои действия.

Но есть и другие случаи. Работники рассказывают, что обращение в суд среди сотрудников не редкость. Также бывает, что суд выступает на стороне сотрудника, а завод вынужден выплачивать бюджетные средства на компенсации. Но условия простых работяг - это отдельная история.

Юра, прости, мы все про…

Кроме всего прочего сотрудники в разговоре "не под запись" жалуются на отсутствие достойной оплаты труда и плохой уровень охраны их здоровья и жизни.

К примеру, днем в 2016 году на заводе имени Калинина (завод "ЗиК", г. Екатеринбург), входящего в состав Концерна произошло ЧП: обрушение перекрытий кровли цеха, в результате чего 4 человека погибли и 14 получили травмы. Мало того, что у завода "ЗиК" вырос объем дебиторской задолженности более чем на 5 млрд рублей, но согласно бухгалтерской отчетности валовая прибыль в 2017 году снизилась на 9,24 млрд рублей.

Другим примером может служить изготовление одного-единственного транспортно-пусковой контейнера (ТПК), изготовленного на КМП без надлежащей разрешительной, технической и приемной документации, который был неоднократно признан комиссией несоответствующим требованиям, а его приемка и эксплуатация, на которой настаивало руководство Концерна, могла повлечь взрыв ракеты на старте при пуске, а значит человеческие жертвы.

В 2019 году производство более 500 ЗУР планировалось передать в АО "Кировское машиностроительное предприятие" (г. Киров, КМП), установочную партию которых КМП должно изготовить в 2018 году. Согласно информации с сайта Концерна. КМП введено в 2016 году, на строительство было затрачено 6 лет и более 26 миллиардов бюджетных средств. Особо отличившимся вручены государственные награды и почетные звания.

По сообщению китайских СМИ: "В 2015 г. Россия согласилась продать Китаю шесть новых ракетных систем противоракетной обороны С-400. Каждый ракетный батальон будет стоить 500 миллионов долларов, включая плату за обучение и запасные части и дополнительные ракеты. Каждый ракетный батальон С-400 имеет восемь пусковых установок, каждый из которых оснащен двумя ракетами, плюс центр управления, радар и 16 ракет, которые будут запущены. Все оборудование мобильное и ожидается, что оно будет доставлено к концу 2016 года."

В 2016 году контракт выполнен не был, в конце 2017 года появилась сомнительная версия о том, что «часть отправленных из России в Китай по договорам ВТС ЗРК С-400 была повреждена в результате 9-ти бального шторма в морях у пролива Ла-Манш», из-за чего судно вернулось в порт Усть-Луга для разгрузки.

Видимо, решили "впарить" китайцам "форс-мажор". Однако специалисты утверждают, что подобное количество снаряженных боезарядом ракет никогда не транспортируют подобным образом, так как дешевле и безопаснее отправить их в соседний Китай по железной дороге.

По сообщению все тех же китайских СМИ, до настоящего времени контракт в полном объеме не выполнен, а на дворе середина 2018 г.!

Очевидно, за такую работу должен отвечать непосредственно руководитель предприятия. Особенно когда речь и дет о срыве стратегически важного договора военно-технического сотрудничества, "нелетающую" ракету 40Н6, мертворожденное Кировское машиностроительное предприятие (КМП), махинации и многомиллиардные расходы бюджетных средств, неразборчивую политику в кадрах.

И половины перечисленного должно было хватить для того, чтобы уйти в отставку.

Ян Новиков рассказал, над какими задачами концерн работает в настоящее время

Генеральный директор концерна "Алмаз-Антей" Ян Новиков

Москва. 23 мая. сайт - Пятнадцать лет назад руководством страны было принято решение о создании концерна ВКО "Алмаз-Антей". Согласно указу президента РФ в его состав вошли 46 предприятий: НИИ, КБ, заводы финишной сборки и верхних уровней кооперации. Несколько из этих предприятий официально были на тот период банкротами и около двадцати находились в предбанкротном состоянии. После образования концерна ситуация начала кардинально меняться к лучшему. Сегодня концерн ВКО "Алмаз-Антей" лидирует среди российских компаний в мировом рейтинге крупнейших производителей оружия.

О том, как удалось добиться таких результатов, над какими задачами концерн работает в настоящее время, рассказал "Интерфаксу" генеральный директор концерна ВКО "Алмаз-Антей" Ян Новиков.

Ян Валентинович, что если бы разработчики и производители средств ПВО не объединились бы тогда в единую интегрированную структуру, а все осталось как есть?

Однозначно - у России не было бы компетенций в разработке и производстве комплексов противовоздушной обороны. Такими возможностями обладают буквально несколько стран в мире. Это сложнейшие системы. В производстве зенитных ракетных систем, допустим, дальнего действия С-300 или С-400 задействованы несколько сотен предприятий, большинство из которых имеют монопольные компетенции.

Многие стали забывать, что экономика России в начале 2000-х годов была в очень плачевном состоянии, в особенности военно-промышленный комплекс. Перед нами стояла задача даже не восстановить, а сохранить производство средств противовоздушной обороны страны. А для этого необходимо было провести серьезную реструктуризацию предприятий, сконцентрировать имеющиеся ресурсы и заделы на приоритетных проектах, довести их до серийного производства.

О каких проектах идет речь, сколько потребовалось времени, чтобы в полном объеме восстановить производство систем и комплексов ПВО?

Хотел бы отметить, что большие наработки оставались еще с советского периода. Была поставлена задача их завершить, точнее, сначала провести инвентаризацию возможностей и наработок.

После образования концерна были завершены ОКР и запущены в серийное производство зенитные ракетные комплексы "Тор-М2", "Бук-М2" и "Бук-М3", зенитные ракетные системы С-300В4 и ЗРС С-400.

Крупный контракт на поставку Китаю ЗРС "С-300" собирался из имевшихся заделов, а уже в рамках реализации вьетнамского контракта мы полностью восстановили производство данных систем. Это было в 2007-2008 гг.

Крылатые ракеты семейства "Калибр", применявшиеся для уничтожения объектов террористов в Сирии, - это разработка концерна?

Да, разработчик и производитель крылатых ракет "Калибр" (по классификации НАТО – SS-N-27 "Sizzler") - ОКБ "Новатор", входящее в концерн ВКО "Алмаз-Антей". Ракеты в ходе боевого применения в Сирии зарекомендовали себя хорошо.

- Насколько конкурентоспособны российские разработки в области ПВО на мировой арене?

Наши ЗРК и ЗРС реально конкурентоспособны на мировом рынке. Это сложнейшие системы. Наши западные партнеры применяют ряд других технических решений.

Когда речь идет о системах ПВО дальнего действия, то для оценки их работы необходимо учитывать множество – порядка сотни – параметров. И повышение одного параметра часто достигается снижением другого. Важно найти соответствующий баланс. Только по совокупности параметров возможно сравнивать комплексы. Могу сказать, что по боевой эффективности российские разработки как минимум ни в чем не уступают западным.

Ни для кого не секрет, что сегодня существует угроза так называемого разоружающего удара с применением различных средств нападения, в том числе ударных беспилотных летательных аппаратов. Что мы можем этому противопоставить?

Крылатая ракета – это ведь по сути тоже БЛА. Однозначно можно сказать, что развитие военной техники идет в направлении беспилотного вооружения. Идет постоянное совершенствование ударной мощи средств нападения, увеличиваются дальности и точность нанесения удара, снижается себестоимость изделий.

В настоящее время наша система ВКО способна противостоять нынешнему уровню наступательного вооружения. Однако в условиях всё более набирающей обороты научно-технической революции, когда средства нападения не просто совершенствуются, а иногда и кардинально меняют картину военных угроз, необходимо постоянно идти в ногу с вызовами, а лучше – опережать их на шаг.

Например, с ростом дальности действия крылатых ракет противника и с появлением в недалеком будущем возможности наносить синхронизированный по времени удар по нашим жизненно важным объектам практически из любой точки земного шара, количество крылатых ракет в одном ударе будет ограничено только носителями с пусковыми установками, количество которых наши оппоненты постоянно наращивают. В таких условиях традиционные подходы ВКО будут недостаточно эффективны.

- И у вас есть решения, позволяющие защититься от массированного удара крылатыми ракетами?

У нас есть видение и варианты решения данной проблемы. Создан научно-технический центр концерна, функционирует подразделение перспективных разработок, которое и занимается этими вопросами.

Как продвигаются работы по созданию перспективных систем противовоздушной обороны, в частности, С-350 "Витязь" и С-500?

Сейчас концерн ведет работы по созданию ряда средств воздушно-космической обороны. В ближайшее время мы должны завершить государственные испытания трех новых зенитных управляемых ракет с активными головками самонаведения для оснащения систем С-350 "Витязь" и морских комплексов ПВО.

Идут испытания зенитной управляемой противоракеты для комплекса С-500, ведутся работы по созданию других новейших средств ПВО и ПРО.

В западных СМИ появилась информация о том, что ЗРС С-300В4 и С-400 не контролируют ситуацию в сирийском воздушном пространстве. Как вы можете это прокомментировать?

Мы предполагаем, что ведется кампания по дискредитации российских зенитных ракетных систем, развернутых в Сирии. Другого объяснения данным публикациям нет. Идет явное искажение существующих фактов: например, понятия "видеть" и "сбивать" - разные вещи. Кроме того, есть элементарные законы физики, которые необходимо учитывать в оценке эффективности таких систем. Специалисты не могут этого не понимать.

Учитывая, что российские ЗРС пользуются большой популярностью в мире, вполне возможно, что тиражирование недостоверной информации - это происки конкурентов, что еще раз подтверждает эффективность наших систем ПВО.

- Как идет работа над новой автоматизированной системой управления воздушным движением?

Система управления воздушным движением в особый период является в том числе и системой боевого управления. Поэтому в применяемых западных системах существует вероятность наличия различных "закладок", которые в нужное время могут вмешиваться в их корректную работу.

Для исключения такой вероятности президентом России была поставлена задача полностью освоить компетенции по управлению воздушным движением в стране, начиная от создания оборудования и заканчивая разработкой современных алгоритмов для контроля безопасности полетов. Реализация данных планов была поручена концерну ВКО "Алмаз – Антей".

На сегодняшний день задача нами полностью выполнена. Организовано 15 центров управления воздушным движением. Все они работают эффективно. Недавно, к проведению зимних Олимпийских игр 2014 года, построен комплекс в Сочи. Завершено строительство московского центра. Система соответствует всем требованиям для обеспечения безопасности, по некоторым возможностям она не имеет аналогов в мире.

Какие перспективные задачи стоят перед многотысячным коллективов концерна? Насколько уверенно вы смотрите в будущее?

На сегодняшний день в концерн входят 65 дочерних обществ, около 120 предприятий с контрольным пакетом акций. В общей сложности на предприятиях концерна трудятся 127 тысяч человек, из которых 67 тысяч -рабочие, 28 тысяч - инженерный состав, 17 тысяч - ученые и 15 тысяч - административно-управленческий персонал.

80 процентов рабочих на Кировском заводе концерна "Алмаз – Антей" имеют высшее образование. На предприятиях концерна работают 1067 кандидатов наук, больше 175 докторов наук, а средний возраст сотрудников - 45 лет, и имеется тенденция к омоложению. Среди молодежи нет потухших взглядов, характерных для 1990-х годов. Молодые люди видят свое будущее в стенах концерна. Ежегодно каждый пятый работник проходит повышение квалификации. У нас отличный кадровый потенциал.

Известно, что концерн в последние годы уделяет также большое внимание развитию производственного потенциала.

Да это действительно так. За последние пять лет с учетом финансирования в рамках федеральных целевых программ все собственные заработанные средства мы вкладывали в модернизацию производственного потенциала. Введены в эксплуатацию два новых завода, в Кирове и в Нижнем Новгороде. Президент России Владимир Путин во время посещения Нижегородского завода отметил, что Россия восстановила компетенции в создании сложнейших производств. Это очень непросто. В текущем году окончательно завершим масштабный проект по созданию Северо-Западного регионального центра концерна ВКО "Алмаз – Антей" в Санкт-Петербурге.

Это позволит консолидировать интеллектуальный, конструкторский и производственный потенциал всех организаций, входящих в интегрированную структуру концерна, и обеспечить последовательный и неразрывный процесс: от создания идеи до разработки перспективного опытного образца и выпуска готового конкурентоспособного изделия специального или гражданского назначения.

Ясно одно – сегодня в условиях нестабильного мира концерн ВКО вносит существенный вклад в обеспечение обороноспособности нашей страны.

Распоряжением Федерального агентства по управлению госимуществом назначен генеральный директор крупнейшего в мире оборонного комплекса - "Концерна ПВО "Алмаз-Антей".

Им стал Ян Валентинович Новиков, занимавший до этого должность первого заместителя гендиректора концерна. Он сменил на посту , который указом президента РФ назначен начальником Главного управления специальных программ президента.

Напомним, что это оборонное объединение было создано в 2002 году. В него вошли 46 предприятий - заводов, научно-производственных объединений, конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов. Все они были причастны к разработке и производству зенитных ракетных комплексов малой, средней и большой дальности, а также радарных систем и автоматизированных систем управления, но работали сами по себе. В 2007 году произошло укрупнение, в настоящее время в составе объединения более шестидесяти предприятий из семнадцати регионов страны.

Благодаря грамотной консолидации и оптимизации производства удалось не только сохранить все отечественные достижения в области создания зенитно-ракетных систем, но и за короткий срок поднять их на новый уровень.

Впервые в истории современной России началось масштабное строительство новых промышленных площадок. На части территории Обуховского завода сейчас завершается создание Северо-Западного регионального центра. Это фактически спасло марку старейшего оборонного предприятия России и позволило внедрить поистине революционные промышленные технологии.

В состав Северо-Западного регионального центра, это не военная тайна, вошли: Российский институт радионавигации и времени, Всероссийский институт радиоаппаратуры, КБ специального машиностроения, завод радиотехнического оборудования и собственно Обуховский завод. Здесь производят сложные антенные комплексы для систем С-300, С-400 и будут выпускать различные антенны и радары для С-500. Также развернуты работы в интересах ВМФ, РВСН, космической и атомной промышленности. Значительную долю займет выпуск гражданской продукции.

Самой известной продукцией концерна, наверное, можно считать зенитно-ракетную систему С-300. Их вообще-то было две модификации - 300П и 300В: для защиты стационарных объектов и мобильных групп Сухопутных войск. Сегодня лучшим считается С-300В4. Именно он стал основой для разработок С-400 и С-500.

С-300В4 может брать на сопровождение и уничтожать тактические ракеты меньшей и средней дальности, пущенные с расстояния 2500 км. Одна система С-300В4, начиная с дальности 300 километров, в состоянии одновременно обстреливать 24 аэродинамические цели, включая малозаметные объекты, или 16 баллистических ракет, летящих со скоростями до 4500 м/сек. В НАТО система получила грозное имя "Гигант-Гладиатор" (С-300В назывался просто "Гладиатором"). Министерство обороны подписало контракт на закупку С-300В4 в интересах Сухопутных войск. Кстати, именно "Гигант-Гладиатор" прикрывал небо Сочи во время проведения там зимних Олимпийских игр. А войска ПВО получают сейчас С-400. Характеристики систем схожи.

На аэрокосмическом была впервые показана зенитно-ракетная система средней дальности нового поколения С-350Е "Витязь". В мире аналогов нет. Если "трехсотки" должны уничтожать самые грозные воздушные цели на дальности свыше 200 км, то С-350Е обеспечивает защиту в радиусе 60 км. А это очень важный рубеж обороны.

Пусковая установка включает 12 ракет. Система способна одновременно поражать 16 аэродинамических и 12 баллистических целей, то есть оперативно-тактических ракет на дальности до 60 км и высоте от 10 м до 30 км. Обработка информации построена на цифровых технологиях. Планируется, что со следующего года "Витязи" начнут производить серийно, они займут свое место в арсеналах Российской армии и выйдут на мировой рынок вооружений.

На том же МАКС-2013 впервые показывался широкий комплекс зенитно-ракетного вооружения на колесном шасси. В частности, известный ЗРК "Тор" был смонтирован на базе индийских тяжелых грузовиков "ТАТА" и на базе шасси Минского завода колесных тягачей. И тот и другой варианты вызвали большой интерес у военных из разных стран мира.

Так что у нового руководителя концерна ПВО большой фронт работ, и главное - не утратить набранных темпов и достигнутых высот.

Визитная карточка

Ян Валентинович Новиков родился 3 октября 1959 года в Ленинграде. В 1981 году окончил Ярославское высшее военное финансовое училище, в 1991 году - военный финансово-экономический факультет при Государственной финансовой академии.

С 1977 по 1995 год служил в Вооруженных силах СССР и РФ, позднее работал в администрации Ленинградской области. В ОАО "Концерн ПВО "Алмаз - Антей" работает с момента его создания в 2002 году в должности заместителя, а с 2013 года - первого заместителя генерального директора. Кандидат экономических наук, заслуженный экономист РФ. Имеет государственные награды.