Будущие муниципальные депутаты: кто они такие? Выборы в органы местного самоуправления Выборы в муниципальные депутаты

Местное самоуправление – деятельность местных сообществ по вопросам местного значения. Органы местного самоуправления могут принимать самостоятельные решения в вопросах владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Местное самоуправление

Основу местного самоуправления составляют муниципальные образования. В ходе муниципальной реформы (2003–2005 годы) были установлены границы и статус муниципальных образований.

В России приняты пять видов муниципальных образований:

  • городское поселение – город или поселок городского типа с прилегающими населенными пунктами сельского или городского типа
  • сельское поселение – один или несколько сельских населенных пунктов
  • муниципальный район – несколько городских и/или сельских поселений
  • городской округ – городское поселение, не входящее в состав муниципального района
  • внутригородская территория города федерального значения – часть территории города федерального значения (Москва и Санкт–Петербург)

Структура местного самоуправления

Структуру органов местного самоуправления составляют:

  • представительный орган муниципального образования
  • глава муниципального образования
  • местная администрация
  • контрольный орган муниципального образования
  • другие органы местного самоуправления

Выборы в органы местного самоуправления

Выборы в органы местного самоуправления осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Порядок и процедура выборов в органы местного самоуправления определяется Федеральным законом РФ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также региональными законами.

Выборы представительных органов местного самоуправления

Представительный орган местного самоуправления является главным в структуре органов местного самоуправления любого муниципального образования и обладает правами юридического лица.

Выборы в представительные органы местного самоуправления проходят в рамках муниципальных выборов.

Порядок формирования представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального образования. В уставе или избирательном кодексе муниципального образования указывается количество депутатов, вид избирательной системы (мажоритарная, пропорциональная или смешанная), пороговый процент, если выборы проводятся по пропорциональной или смешанной системе.

Например, согласно уставу города Пскова, представительный орган местного самоуправления – Городская дума, состоящая из 25 депутатов со сроком полномочия 5 лет. До 2012 года все 25 депутатов избирались по одномандатным избирательным . В 2012 году были внесены изменения в устав Пскова, и выборы в Гордуму теперь проходят по – 12 депутатов избираются по одномандатным округам по мажоритарной системе, а 13 депутатов – по единому избирательному округу по пропорциональной системе (партийным спискам).

Количество депутатов представительного органа

Общее количество депутатов, выбираемых в представительные органы местного самоуправления, определяется уставом муниципального образования, но не может быть меньше:

  • 7 человек – при численности населения менее 1000 человек;
  • 10 человек – при численности населения от 1000 до 10 000 человек;
  • 15 человек – при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;
  • 20 человек – при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;
  • 25 человек – при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;
  • 35 человек – при численности населения свыше 500 000 человек.

Количество депутатов районного представительного органа не должно быть меньше 15 человек.

Количество депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения не может быть меньше 10 человек.

Например, представительный орган местного самоуправления города Тольятти &ndash Городская дума, состоящая из 35 депутатов при населении 719 600 человек. А представительный орган местного самоуправления города Ярославля - муниципалитет, состоящий из 38 депутатов при населении 595 155 человек.

Московская школа кандидатов – это учебная программа Открытой России, в рамках которой кандидаты в муниципальные собрания Москвы изучают, как построить стратегию и план избирательной кампании, общаться с избирателями, издавать районную газету, собирать деньги, агитировать от двери к двери и готовить документы для выдвижения. Мы можем ответить на многие вопросы наших студентов, но один из них каждый раз оставляет нас в смятении: где узнать границы избирательного округа, в котором предстоит вести кампанию?

Образовательный центр «Открытые выборы» провел исследование сайтов и уставов 124 московских муниципальных округов и выяснил, что за последние 4 месяца:

1. В 41 районе Москвы изменилась уставная численность муниципальных собраний. В 39 из них уставная численность была округлена до 10, 15 или 20 депутатов. Ранее в Москве было 53 таких района, теперь их 92.

2. Общая численность мандатов, которые будут распределяться на муниципальных выборах в сентябре, сократилась на 56, с 1543 до 1487. При этом городское население Москвы за 2016-й год по оценке Росстата выросло с 12,2 до 12,4 млн человек, то есть оснований для такого снижения не было.

3. Количество районов, о которых известно, что в них выборы пройдут по пятимандатным избирательным округам, за зиму выросло с 34 до 38.

4. Для 39 районов с числом депутатов, кратным пяти, новая схема избирательных округов пока неизвестна. В некоторых из них уже нарушены сроки ее публикации. В любом из этих районов весной тоже могут быть введены пятимандатные округа – решение об этом уполномочены принять территориальные избирательные комиссии.

5. Во многих районах повторяется ситуация, имевшая место на выборах Мосгордумы три года назад: в декабре была утверждена новая схема избирательных округов, а затем в течение короткого времени произошли правовые изменения, сделавшие схему неактуальной. Это вводит в заблуждение независимых кандидатов и создает преимущества для кандидатов-инсайдеров.

По результатам исследования мы можем констатировать, что в Москве незаметно для населения проводится реформа муниципального представительства:

· там, где ранее выбирались депутаты-одномандатники, округа сделали многомандатными (произошло со 100% таких районов);

· там, где ранее численность депутатов не была кратной пяти, ее приводят к значению, кратному пяти (произошло с 55% таких районов);

· там, где численность депутатов была кратной пяти, но не было пятимандатных округов, округа делают пятимандатными (произошло с 21% таких районов);

· в 1 ⁄ 4 районов Москвы численность депутатов за зиму сократили до минимального возможной.

Мы не видим в этих действиях целенаправленного наступления на оппозицию. Скорее власть унифицирует структуру местного самоуправления, повышает его управляемость и предсказуемость. Это прямо противоречит первому пункту 131-й статьи Конституции России, но, к сожалению, укладывается в долгосрочную политику и логику московских властей.

Негативными последствиями реформы для как минимум трети районов Москвы в сентябре станут:

· увеличение нормы представительства (один депутат будет вынужден представлять еще больше избирателей, чем сейчас);

· искусственное изменение соотношения политических сил в пользу кандидатов-инсайдеров (тех, кто сегодня обладает актуальной информацией о будущей схеме избирательных округов);

· искусственное изменение соотношения политических сил в пользу кандидатов, лояльных властям, в случае, если управы станут влиять на демаркацию избирательных округов.

В этой ситуации мы рекомендуем независимым кандидатам обращаться в избирательные комиссии своих муниципальных образований и в Московскую городскую избирательную комиссию с просьбой прояснить ситуацию со схемой избирательных округов в их районе. Мы продолжим мониторинг ситуации и будем держать наших студентов в курсе утверждения новых схем.

Справка: чем плохи большие пятимандатные округа?

Московские муниципальные выборы 10 сентября не совпадают с федеральными, и явка на них по самым оптимистичным прогнозам не превысит 15%. Для прохождения в муниципальное собрание большинству кандидатов хватит 700-800 голосов.

В условиях малой явки в больших округах решающим фактором окажется административный ресурс. В Петербурге в 2014 году технологи «Единой России» активно выступали за ликвидацию одномандатников и укрупнение многомандатных округов: в пятимандатном округе можно привести на один избирательный участок 500 административно зависимых избирателей, и все они проголосуют сразу за пятерых административных кандидатов по списку. В случае с маленькими округами административный ресурс властям нужно распределять равномерно, причем велик шанс поражения административных кандидатов и победы лидеров небольших инициативных групп.

Происходящая реформа снижает шансы таких независимых общественных лидеров на избрание: в маленьком округе их сторонников хватило бы для победы, в большом – победят те, кого управа включит в список для голосования административно зависимых избирателей.

Важный фактор, которые независимые лидеры могут использовать для противодействия административному ресурсу – время. Зная свой избирательный округ, можно работать с избирателями задолго до выборов и нарастить достаточную узнаваемость и доверие к началу кампании. Однако происходящая реформа лишает независимых кандидатов знания своего избирательного округа и вынуждает тянуть с началом кампании.

Справка о терминах

Если вы хотите ознакомиться с результатами нашего исследования, но далеки от реалий местного самоуправления в Москве, вот справочная информация, которая может вам понадобиться:

1) Физически «районы» и «муниципальные округа» в Москве – это одно и то же. «Районный совет» – уместный в просторечии аналог термина «муниципальное собрание».

2) Юридически «район» в Москве – это единица административного деления, а «муниципальный округ» – единица деления с точки зрения местного самоуправления. В районах действует административная вертикаль государственной власти, а местное самоуправление к государственной власти не относится. Поэтому юридически «районных советов» не бывает.

3) Таких районов-муниципальных округов в Москве 125, в 124 из них в сентябре пройдут выборы. Количество избирателей – более 7 миллионов человек, как в небольшой европейской стране.

4) В каждом муниципальном собрании от 10 до 20 депутатов, они осуществляют представительские функции. Их избирают по многомандатным избирательным округам: район делят на 3/4/5 равных частей, в каждой части выбирают 3/4/5 человек, победители в сумме составляют муниципальное собрание.

5) Получается, что Москва делится на старую и новую, старая – на 10 административных округов, каждый из этих административных округов – на несколько районов, эти районы физически совпадают с муниципальными округами, а муниципальные округа делятся на многомандатные избирательные округа. Матрёшка.

Подробнее о результатах исследования

1. Изменение системы выборов

Во всех 11 районах Москвы, где в 2012 году выборы проходили по одномандатным округам, система выборов заменена на многомандатную (раньше ставили галочку за 1 кандидата-соседа, теперь ставим 5 галочек за 5 кандидатов, большинство из которых не знаем).

Изменение системы выборов означает неизбежное изменение схемы избирательных округов: вместе 10 округов с 2000 избирателей образуются, например, 2 округа с 10000 избирателей в каждом. Из всех 11 районов, где изменилась система выборов, схема избирательных округов сейчас опубликована лишь в Бутырском : там остается 10 депутатов, их будут избирать по 2 пятимандатным округам. Для остальных районов схема неизвестна.

В 7 районах из 11 вслед за сменой системы выборов была изменена и численность муниципального собрания: исчезают муниципальные образования с численностью 11, 13, 14, 21 депутат – их везде округляют до 10, 15 или 20.

Таблица №1. Отмена выборов по одномандатным округам

Адм. округ

Мун. образование

Старое
количество депутатов

Новое
количество депутатов

Богородское

Можайское

Бутырское

Лосиноостровское

Свиблово

Ярославское

Кузьминки

Нижегородское

Нагатинский затон

Не до конца ясна судьба муниципальных собраний с 12 депутатами: часть из них «округляют» до 10, но те, что расположены в СВАО и СЗАО, пока не трогают. Здесь порой возникают правовые коллизии: например, в Нижегородском совете депутатов (ЮВАО) в начале зимы в один день приняли схему округов, рассчитанную на 12 депутатов, но снизили численность совета до 10 депутатов.

Это происходит и в других районах Москвы. В Ломоносовском районе (ЮЗАО) то же самое произошло с разницей в неделю: 13 декабря приняли схему избирательных округов, рассчитанную на 12 депутатов, а 20 декабря снизили численность совета до 10 человек. В Бибиреве (СВАО) совет в ноябре утвердил схему с 4 четырехмандатными округами для выборов 16 депутатов, а перед Новым годом сменил количество депутатов с 16 до 15. В Выхине-Жулебине 22 ноября была утверждена схема с 6 трехмандатными округами, а спустя месяц численность совета увеличена с 18 до 20 человек.

Во всех этих случаях схему избирательных округов поменяют в последний момент под актуальную численность депутатов, и в выигрыше останется тот, кто заранее знал финальный вариант (то есть кандидаты управы).

2. Изменение численности муниципальных собраний

Общая картина реформы, начавшейся зимой, такова:
1) в 2 раза выросло количество собраний с минимальной допустимой по закону численностью 10 депутатов;
2) в 1,3 раза выросло количество собраний с численностью 15 депутатов;
3) в 3 раза выросло количество собраний с численностью 20 депутатов;
4) в 2 раза сократилось количество собраний с численностью 12 депутатов;
5) в 4 раза сократилось количество собраний с любой другой численностью.

Таблица №2. Изменение численности депутатов муниципальных собраний

Уставная численность депутатов

Количество собраний с такой численностью в начале ноября

Количество собраний с такой численностью в начале марта

Динамика количества собраний

Количество депутатов до реформы

Количество депутатов после реформы

Одиннадцать

Двенадцать

Тринадцать

Четырнадцать

Пятнадцать

Шестнадцать

Восемнадцать

Двадцать

Двадцать один

Насколько незаметно проходит изменение уставной численности, можно оценить на примере решения Совета депутатов Бибирево:

1) Об изменении численности совета в проекте решения вообще ничего не говорится: «В целях оптимизации и совершенствовании деятельности представительного органа местного самоуправления Совет депутатов решил внести в статью 5 Устава муниципального округа Бибирево изменения, заменив в пункте 3 цифры «16» на цифры «15»» (орфография сохранена). В Ломоносовском это было сформулировано так: «Внести изменения и дополнения в Устав муниципального округа Ломоносовский изложив его в редакции согласно приложению к настоящему решению» (пунктуация сохранена).

2) Затем публичные слушания по изменениям не проводят или назначают и проводят так, чтобы про них узнало как можно меньше людей: «определить, что прием предложений граждан по проекту решения осуществляется по адресу: 127549, г. Москва, ул. Пришвина, д. 12, корп. 2, 2 этаж, с 30 декабря по 20 января 2017 года (до 17 ч. 00 мин). Назначить на 20 января 2017 года с 17 ч. 00 мин до 17 ч. 30 мин в конференц-зале, расположенном по адресу: 127549, г. Москва, ул. Пришвина, д. 12, корп. 2, публичные слушания по проекту решения».

3) На городском уровне мэрия подобный процесс умножают на 50 и растягивают по времени на полгода. Отслеживать и освещать его очень тяжело: единой системы сайтов муниципальных образований нет, а районов так много, что для любого утверждения можно найти контрпример или ошибку. Если вы нашли ошибку у нас, напишите о ней через форму обратной связи . Если готовы помогать со сбором и анализом подобной информации, заполните анкету Московской школы кандидатов, и укажите, что хотите участвовать в выборах как сотрудник штаба.

3. Тенденции отдельных административных округов

Таблица №3. Ход реформы муниципального представительства по административным округам старой Москвы

Адм. округ

Кол-во МО, где будут выборы

Кол-во МО, где идет реформа

Примечания

В Богородском и Вешняках число депутатов повысили (округлили) до 15, в Восточном Измайлове и Преображенском снизили (округлили) до 10. В Богородском отменили одномандатные округа.

В Крылатском, Кунцеве, Можайском, Ново-Переделкине, Солнцеве, Филевском парке и Фили-Давыдкове количество депутатов снизили (округлили) до 10; в районе Проспект Вернадского вместо двухмандатных округов ввели пятимандатные. В Можайском отменили одномандатные округа.

В Бибиреве (15), Марьиной Роще (10) и Южном Медведкове (10) число депутатов снизили до кратного пяти. В Медведкове и Лианозове вместо трехмандатных ввели пятимандатные округа, в Алтуфьево вместо трехмандатных ввели четырехмандатные. В Бутырском, Лосиноостровском, Ярославском и Свиблове отменили одномандатные округа, при этом в Бутырском ввели пятимандатные округа.

В Выхине-Жулебине (20), Капотне (10), Лефортове (15), Марьине (20), Нижегородском (10), Рязанском (10), Текстильщиках (10), Южнопортовом (10) число депутатов округлили до кратного пяти, при этом в Выхине-Жулебине и Лефортове число депутатов увеличилось, в остальных снизилось. В Некрасовке количество депутатов увеличилось с 10 до 15. В Кузьминках, Марьине, Нижегородском отменили одномандатные округа.

В Котловке (10), Ломоносовском (10) и Ясеневе (15) число депутатов снизили (округлили) до кратного пяти.

В 8 из 10 районов ЦАО число депутатов уже кратно пяти, при этом в 7 из 10 уже введены пятимандатные округа.

В Матушкине, Савёлках, Крюкове, Старом Крюкове, Силине число депутатов снизили (округлили) с 12 до 10.

В Бескудниковском, Восточном Дегунине и Дмитровском число депутатов снизили (округлили) с 12 до 10, в Коптеве повысили (округлили) с 12 до 15.

В Западном Бирюлеве, Братееве, Нагатинском Затоне, Северном Чертанове, Центральном Чертанове количество депутатов снизили (округлили) до 10. В Восточном Бирюлеве вместо трехмандатных округов сначала ввели пятимандатные, затем избирательная комиссия отменила собственное решение, схема округов не утверждена. В Нагатинском Затоне отменили одномандатные округа.

В Митино отменили одномандатные округа.

Итого

Дата публикации: 2017-06-04 21:10:59

Выдвигаться в депутаты может гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет

Не могут избираться граждане, осужденные к лишению свободы за совершение тяжких, особо тяжких преступлений или экстремистскую деятельность, имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления.

Также не могут избираться граждане, имеющие гражданство иностранного государства или вид на жительство.

Выборы будут назначены 11 — 21 июня

Не ранее, чем за 90 дней и не позднее, чем за 80 дней до дня голосования.

Официальное выдвижение начнётся 11 — 26 июня

Выдвижения осуществляются в течение 30 дней со дня публикации решения о назначении выборов (в течение 5 дней после назначения). Документы, уведомляющие о выдвижении кандидатов, могут быть представлены в соответствующую комиссию до 18 часов последнего дня выдвижения. На выборах в каждом районе при назначении будет опубликован точный календарь со всеми датами.

От кого можно выдвигаться в депутаты?

Можно выдвигаться от политических партий (лучше всего бы от «Яблока»), также от общественных движений (возможно выдвижение от движения Союз Правых Сил). Можно пойти самовыдвиженцем, но это плохая затея. От кого выдвигаться. Плюсы и минусы

Обязательно ли вступать в партию для выдвижения в депутаты?

Вступать в саму партию не обязательно, но нельзя быть членом другой партии — это повлечет автоматическое снятие с выборов. Самовыдвиженцы могут быть членами любых партий.

Документы, необходимые для выдвижения

Обязательные документы для всех:
— Заявление о согласии
— Копия всех страниц паспорта
— Документ об образовании (с вкладышем)
— Справка с места работы или учебы Если кандидат менял фамилию, имя или отчество
— копии соответствующих документов. Если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена
— сведения о дате снятия или погашения судимости. Если в избирательных округах средняя норма представительства превышает 5000 избирателей кандидаты в депутаты также предоставляют сведения о размере и источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. После избрания в любом округе нужно будет подать декларацию о доходах за прошлый год, имуществе (транспорт, недвижимость) и долгах. Десятистраничная справка на себя, супруга/супругу и на каждого несовершеннолетнего ребёнка.

Недостоверность сведений о доходах и имуществе, других сведений биографического характера не является основанием для отказа в регистрации кандидата

В случае выявления недостоверности комиссии обязаны довести эти факты до сведения избирателей через СМИ и в информационных плакатах, размещенных в помещениях для голосования (в прошлом году такое несоответствие выявили, например, у кандидата Геннадия Онищенко).

Какие документы стоит начать готовить уже сейчас?

Если документ об образовании сейчас в ВУЗе или другом городе, то стоит пойти и взять его для снятия копии. Если в вашем районе более 5000 избирателей на мандат, то уже можно подсчитать свой точный доход за 2016 год, который включает в себя официальную зарплату, пенсию, стипендию и т.д. Если в разных банках открыто много счетов с незначительными суммами, то легче будет их закрыть. Также очень полезно для каждого кандидата самостоятельно изучать Избирательный кодекс города Москвы.

Обязательно ли нужно будет собирать подписи для регистрации?

Полностью от сбора подписей освобождены только кандидаты партий, прошедших по списку в Госдуму. Партия «Яблоко» имеет такое право только в 17 районах Москвы, где их кандидаты в 2012 году стали депутатами: Гагаринский, Дорогомилово, Коптевo, Куркино, Ломоносовский, Новогиреево, Ново-Переделкино, Обручевский, Очаково-Матвеевское, Пресненский, Солнцево, Строгино Тверской, Филёвский парк, Хорошевский, Черёмушки, Южное Бутово. Всем остальным подписи собирать будет нужно.

Сколько всего нужно подписей?

Необходимо 0,5% от числа избирателей многомандатного округа, поделенного на число депутатских мандатов. При этом количество подписей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты, не может быть менее 10. В крупных округах это количество может доходить до 60. Каждый кандидат должен будет собирать подписи с запасом и сдавать в комиссию на 10% больше минимума, но не менее четырёх подписей. В вашем районе для регистрации потребуется примерно 28 подписей. Подробные данные о нарезке округов и количестве избирателей можно узнать по ссылке ниже.

Кто может осуществлять сбор подписей?

Сборщиком может быть сам кандидат, а также волонтеры и работники по договору, оплата которых происходит из средств избирательного фонда кандидата. При этом сборщиком должен быть совершеннолетний гражданин России, имеющий постоянную регистрацию и действительный паспорт гражданина РФ. Не могут быть сборщиками члены избирательных комиссий. Нотариальное заверение сборщиков не требуется.

Избиратели могут ставить подписи сразу за несколько кандидатов в своем округе

Подпись можно ставить только по постоянной регистрации, которая указана в последнем штампе паспорта. По временной прописке — нельзя

Когда можно будет напечатать подписные листы и начать сбор подписей?

После назначения выборов и опубликования решения, собрания регионального (местного) отделения партии по выдвижению, сдачи документов на выдвижение и открытия избирательного счета. Если собрать подписи раньше, то придется их выбросить и собирать потом заново.

Подписи должны быть собраны и сданы за 30 дней

То есть не позднее, чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов, до 18 часов последнего дня. В зависимости от дня назначения и с учетом публикации — это будет примерно с 13 июня по 27 июля.

Официальный бюджет кандидата в депутаты — 400 000 Р

Это предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда кандидата в депутаты, баллотирующегося по многомандатному избирательному округу.

Какие пределы пожертвований для кандидатов в депутаты?

Собственные средства 40 000 Р
Для физических лиц 2 000 Р
Для юридических лиц 12 000 Р

Сколько голосов нужно набрать для избрания в депутаты?

Это зависит от величины округа, количества мандатов в нем, конкурентов, явки на выборах и много другого. В одном районе может хватить 500 голосов, а другом не хватить и 2500.

Как сделать, чтобы мои голоса не украли?

Для этого необходимо организовать в своём округе наблюдение на всех участках, включая досрочное голосование за 10 дней до выборов.

Ко мне начинают поступать вопросы на тему «как стать муниципальным депутатом» в преддверии выборов, которые состоятся в сентябре 2017 года. Самое время задуматься - а может, и вам пойти в депутаты? Я горячо приветствую москвичей, которые желают стать муниципальными депутатами. Более того - я хочу сагитировать вас стать муниципальным депутатом. Для этого я решил написать серию статей о нашей работе.

Чем ближе выборы, тем больше вопросов будет поступать от потенциальных кандидатов. Чтобы не повторяться каждый раз, лучше я напишу статьи. Их прочтут москвичи, и надеюсь, эти статьи подтолкнут многих участвовать в выборах. Пусть это будет мой маленький вклад в повышение гражданской активности в районах столицы.

Я планирую 6 статей:

1. Зачем вам идти в муниципальные депутаты.
2. Что делают муниципальные депутаты.
(Полномочия. Работа без полномочий. Работа с жалобами жителей.)
3. Как устроена местная власть.
(Совет депутатов. Аппарат совета депутатов. Управа. Префектура. Бюджет, деньги в районе.)
4. Участие в собраниях Совета депутатов.
(Регламент. Повестка. Голосования. Протокол. Депутатский запрос.)
5. Как стать муниципальным депутатом.
(Выдвижение. Расходы. Стратегия и тактика избирательной кампании)
6. Ответы на вопросы.

Сейчас, прежде чем я начну первую часть, хочу обратиться к действующим муниципальным депутатам. Коллеги! Присоединяйтесь! Давайте вместе начнем агитировать людей пойти в муниципальные депутаты. Глядишь, во многих районах появится настоящее, независимое от власти местное самоуправление.

Что мы можем:


  • Собрать в каждом районе группу независимых от власти кандидатов - людей живых, активных, заинтересованных в решении вопросов своего района.

  • Помочь избирателям узнать об этих людях.

  • Подготовить будущих депутатов, поделившись своим, уже 5-летним опытом.

Если вы поддерживаете мою идею, размещайте у себя в блогах и социальных сетях аналогичные призывы с предложением выдвигаться в муниципальные депутаты. (Можете брать мои статьи или использовать фрагменты из них).

Со своей стороны я обещаю информационную поддержку для кандидатов трех измайловских районов и Гольянова. Надеюсь, что в других районах действующие муниципальные депутаты поступят аналогичным образом. Все это будет способствовать повышению интереса к муниципальным выборам.

Итак, приступим к первой статье.

Часть 1. Зачем вам идти в муниципальные депутаты

В муниципальные депутаты идут те, кто хочет сам, непосредственно принимать участие в решении вопросов местного значения в своем районе. Если вам нравится общественная деятельность и вы неравнодушны к тому, что происходит за пределами вашего дома, то вам дорога в муниципальные депутаты.

Да, у нас, муниципальных депутатов, сегодня крайне мало полномочий (так уж устроено местное самоуправление в Москве). Все полномочия и финансы сосредоточены в управах. Но вас не должно это останавливать, если ваша задача - участие в жизни своего района. Тут главное активность. Скажу честно, даже статус депутата не самое главное в решении проблем. Однако в статусе депутата вы будете уже совсем по-другому относиться к происходящему вокруг, появится ответственность. И круг решаемых вопросов становится намного шире.

Что это даст лично вам? Поговорим о «пряниках»:
- Бесплатный единый проездной на общественный транспорт;
- Денежная компенсация в среднем 17500 рублей в месяц (может варьироваться в зависимости от принципов распределения средств между депутатами);
- «Корочка» и гордый статус депутата (бу-га-га);

Как видите, пряники невелики, но главное, моральное удовлетворение от общественно полезной работы, не правда ли? Плюс отличная школа жизни. Много чему приходится учиться: с людьми общаться, отстаивать свою точку зрения, бороться с нерадивыми чиновниками, говорить на публику, писать обращения, учить законодательство и т.д. и т.п. Такое саморазвитие.

Минусы:
- Свое личное время вы тратите не на себя и свою семью или свой бизнес, а на общественные вопросы и проблемы других людей;
- Вы постоянно натыкаетесь на то, что ваших полномочий не хватает для решения проблем. Даже любой мелкий вопрос, такой как цвет бордюра у вашего дома и уборка листвы - это не ваши полномочия по законодательству;
- Огромный пофигизм и пассивность людей (именно поэтому нам нужны активисты и я пишу эти статьи);

Местное депутатство - это не политика. Тут ее нет. Тут скамейки и уборка, капитальный ремонт домов и шлагбаумы. Разве что раз в пять лет кандидаты в мэры Москвы придут за вашей подписью на выдвижение. Если у вас цель заняться политикой, не идите в муниципальные депутаты, не тратьте свое время.

Если вы хотите баллотироваться только ради одного титула «депутат» и при этом не заниматься проблемами района (а таких депутатов полно в Москве), то это просто смешно.

Местное депутатство - это не управление районом (управляет управа). Вы лишь общественный контролер, который дергает чиновников со стороны исполнительной ветви власти, чтобы они лучше решали вопросы района.

Местное управление - это не распределение бюджета района, основные деньги проходят через управу мимо депутатов. Максимум что от вас требуется - согласовать, на что идут деньги управы.

Представим, что вы один независимый от власти депутат в районе. Многое ли вы сможете как депутат, когда вас легко по любому вопросу переголосуют единороссы? Немного.

Но представим, что вас, независимых, стало больше. Теперь вы сила! Представим, что вас стало больше половины депутатов в районе. О, жить станет лучше, жить станет веселее!

Появляются мощные рычаги:

1. Глава управы подотчетен совету депутатов, его можно сместить в случае проблем. И если у вас появляется такое влияние на исполнительную ветвь, сами подумайте, насколько проще становится решать районные вопросы.
2. Появляется косвенный контроль над «Жилищником» - а работа «Жилищника» это 50% жалоб жителей.
3. Никогда больше власть не пропихнет через независимый совет депутатов вопрос, против которого выступают жители: например, стройку в сквере или платные парковки.
4. У совета депутатов есть право законодательной инициативы: совет депутатов может направлять в Мосгордуму свои законопроекты. А Мосгордума обязана их рассматривать. Тем самым вы сможете формировать повестку по многим общегородским вопросам. И даже если едросы Мосгордумы будут против ваших инициатив, сам факт дискуссии очень важен.

На ближайших выборах надо стремиться независимым от власти кандидатам взять большинство в каждом районе Москвы. Тогда начнутся перемены, откуда их не ждали - снизу.

Ну и конечно, не забываем, что в 2018 году будут выборы мэра. Оппозиционному кандидату будет ой как не просто собрать более 100 подписей муниципальных депутатов (причем по одной подписи в каждом районе) для прохождения фильтра. Выборы муниципальных депутатов в 2017 году определят, сможет ли выдвинуться кандидат не от власти.

Теперь вы понимаете, как важно идти в муниципальные депутаты - и для вашего района, и для Москвы в целом. Надеюсь, мне удалось хоть немного вас заинтересовать. Подумайте. Может, такая общественная работа - как раз для вас!

Есть вопросы? Пишите в комментариях. Отвечу в следующих статьях.

Следующая статья "

Муниципальные выборы - форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.

Муниципальные выборы - форма прямого волеизъявления жителей МО, осуществляемого в соответствии с КРФ, законами субъектов РФ и уставами МО в целях формирования выборных органов МСУ и (или) наделения полномочиями выборных должностных лиц МСУ.

«Виды муниципальных выборов:

  • - основные (очередные (истечение срока полномочий депутата или должностного лица МСУ);
  • - досрочные (досрочное прекращение полномочий выборных и должностных лиц МСУ); - повторные (признание основных несостоявшимися, недействительными);
  • - дополнительные (в одномандатном избирательном округе в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по данному округу).» Иванченко А.В. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации С 54

муниципальный выборы гражданин самоуправление

В юридической литературе выделяется ряд характерных черт выборов как одного из институтов, обеспечивающих функционирование местной публичной власти:

  • -выбoры - один из основных и обязательных институтов прямой демократии, непосредственного вoлеизъявления населения и публичного принятия им кaдровых решений;
  • - выбoры выступают как часть и исходное начало представительного властвования жителей: по своей сути выборы есть связь представительных институтов и институтов прямой демократии;
  • - выборы позволяют гражданам непосредственно включаться в управление делами своих муниципальных образований, осуществлять принадлежащие им конституционные права и свободы;
  • - по свoим масштaбам, широте участия в избирательной кампании различных слоев местного населения выборы представляют собой общeмуниципальное политическое мероприятие;
  • - выбoры выступают одним из элементов структурирования гражданского общества, позвoляя выявить различные позиции, интересы, подхoды к выработке компрoмиссных решений.

Пoмимо фoрмирования выборных органов, избрания депутатов и выборных дoлжностных лиц местного самoуправления в хoде выбoров решаются и другие задачи. В частности, дается общественная oценка прoводимого oрганами местного самoуправления курса сoциально-эконoмического развития муниципального образования (смена местных лидеров мoжет свидетельствовать о негативном oтнoшении жителей к деятельности прежнего руководства); местным сoобществом фoрмируется кадровый резерв муниципальных рукoводителей, дается публичная oценка личных качеств и прoфессиональной деятельности лиц, претендующих на выборные должности, и предложенных ими программ и приoритетных направлений развития муниципального образования; oбеспечивается свoевременное реагирование на негативные тенденции в общественной жизни на территoрии муниципального oбразования.

«Нормативно-правовую базу муниципальных выборов составляют акты четырех уровней правового регулирования:

  • 1)международного (Европейская хартия местного самоуправления, содержащая общие положения о выборности органов местного самоуправления);
  • 2) федерального (Конституция России, Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 23), Федеральный закон от 27 ноября 1996 г. № 142-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»);
  • 3)регионального (субъектов Российской Федерации), регулирующих на основе федерального законодательства порядок организации и проведения муниципальных выборов. Это могут быть: избирательные кодексы (они приняты в городе Москве, в Республике Башкортостан, в Амурской, Белгородской, Владимирской, Воронежской, Свердловской, Тверской, Тюменской, Читинской областях, в Алтайском, Приморском и Хабаровском краях. При этом в Алтайском крае 15 апреля 2005 г. принят Кодекс о выборах, референдуме, отзыве депутатов и выборных должностных лиц); законы (например, законы Самарской области от 5 марта 2005 г. «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования»; от 11 марта 2005 г. «О выборах главы муниципального образования, другого выборного должностного лица местного самоуправления»);
  • 4)муниципального (устав муниципального образования).» Парахина В. Н., Галеева Е. В., Ганшина Л. Н. Муниципальное управление: учеб. Пособие С 120

Oснову избирательного законодательства в Рoссийской Федерации составляют положения ст. 32 Конституции Российской Федерации. В частности, в соответствии с этой статьей право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, постоянно проживающему на соответствующей территории и достигшему 18-летнего возраста. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Муниципальные выборы подразделяются на основные или очередные выборы у досрочные выборы, повторные выборы и дополнительные выборы.

Основные (очередные) муниципальные выборы проводятся по окончании установленного законом и уставом муниципального образования срока полномочий депутатов, членов выборного органа и выборного должностного лица местного самоуправления. Закрепляемый в уставе муниципального образования срок полномочий депутатов, выборных органов и выборных должностных лиц не может быть менее двух и не более пяти лет.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что в соответствии с уставом муниципального района формирование его представительного органа может осуществляться не путем выборов, а путем делегирования в его состав глав муниципальных образований поселений и депутатов представительных органов поселений, расположенных на территории муниципального района. Кроме того, в поселении с численностью жителей не более 100 человек, обладающих избирательным правом, полномочия представительного органа осуществляет сход граждан.

Досрочные муниципальные выборы проводятся в случаях досрочного прекращения полномочий депутата, всего представительного органа, иного выборного органа и выборного должностного лица местного самоуправления. В частности, основаниями досрочного прекращения полномочий могут быть: депутата, члена выборного органа - отзыв этих лиц избирателями муниципального образования; представительного органа: а) принятие им решения о самороспуске; б) вступление в силу решения соответствующего суда на уровне субъекта Федерации о неправомочности данного состава представительного органа; в) вступление в силу закона субъекта Федерации о роспуске представительного органа в соответствии со статьей 73 Федерального закона от 6 октября 2003 г. No 131-ФЭ (ответственность перед государством); выборного должностного лица местного самоуправления: а) отзыв избирателями; б) издание высшим должностным лицом субъекта Федерации правового акта об отрешении от должности выборного должностного лица местного самоуправления в соответствии со статьей 74 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЭ (ответственность перед государством), а также иные основания, предусмотренные частью 6 ст. 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЭ.

Повторные муниципальные выборы проводятся в случаях выбытия всех кандидатов; признания выборов несостоявшимися, недействительными либо если кандидат, избранный по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, а кандидат, избранный на должность выборного должностного лица, - полномочия, несовместимые со статусом выборного должностного лица, а также в случаях, когда по итогам голосования остались незамещенные мандаты в многомандатном избирательном округе.

Дополнительные муниципальные выборы проводятся в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному или многомандатному избирательному округу. Повторные и (или) дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года. Законом субъекта Федерации устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. Под избирательной системой понимаются условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов -допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов.

В соответствии с установленными видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании. Условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях могут зависеть от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств, определяемых законом субъекта Федерации. B соответствии с федеральным законодательством муниципальные выбoры осуществляются на оснoве общих принципов избирательного права Рoссии. Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равнoго и прямого избирательного права при тайном голосoвании. Выборы являются свободными и дoбровольными. Никто не вправе оказывать вoздействие на гражданина Рoссийской Федерации с целью принудить егo к участию или неучастию в выбoрах либo воспрепятствовать его свобoдному вoлеизъявлению. Муниципальные выбoры провoдятся открытo и гласнo.

Принцип всеобщего избирательного права означает, что гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, имеет правo избирать (активное избирательное право), а по дoстижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, нo не моложе 21 года, - быть избранным (пассивное избирательное право) в органы местного самоуправления. Устанoвление максимального возраста кандидата не дoпускается. Не имеют права избирать, быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свобoды по приговору суда.

«Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации:

  • а) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;
  • б) осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;
  • в) подвергнутые административному наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;
  • г) в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 ст. 56, либо совершения действий, предусмотренных подпунктом «ж» п. 7 и подпунктом «ж» п. 8 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», если указанные нарушения либо действия совершены до дня голосования на выборах в течение установленного законом срока полномочий органа местного самоуправления, в которые назначены выборы, либо должностного лица, для избрания которого назначены выборы.» Бабичев, Калантарова, Кодина. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участие населения в осуществлении местного самоуправления. Методическое пособие

Активным избирательным правoм обладает гражданин, место жительства котoрого расположенo в пределах избирательного округа. Законом активное избирательное право может быть предоставлено и гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа. Oграничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина Российской Федерации на определенной территории Российской Федерации, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина Российской Федерации на данной территории, устанавливаются только Конституцией Российской Федерации. В соответствии с законом уставом муниципального образования могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более установленного количества сроков подряд. При наличии в отношении гражданина Российской Федерации вступившего в силу решения суда о лишении его права занимать муниципальные должности в течение определенного срока этот гражданин не может быть зарегистрирован в качестве кандидата, если голосование на выборах в органы местного самоуправления состоится до истечения указанного срока. На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации. Граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Принцип равного избирательного права означает предоставление равных оснований участия в выборах граждан Российской Федерации. В ходе избирательной кампании никто не обладает какими-либо преимуществами по отношению к другим кандидатам или другим избирателям. Гражданин реализует свое избирательное право независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. С учетом принципа равенства избирательные округа образуются приблизительно с равной численностью избирателей в каждом, а допустимые отклонения от средней нормы представительства избирателей устанавливаются законом. Каждый избиратель имеет один голос и может быть включен только в один список для голосования. Если в ходе выборов допускается наличие у избирателя более одного голоса, то каждый избиратель должен иметь равное число голосов. Если на выборах в представительный орган муниципального образования образуются избирательные округа с разным числом мандатов, то каждый избиратель имеет число голосов, равное числу мандатов, подлежащих распределению в избирательном округе с наименьшим числом мандатов, либо один голос.

Принцип прямого избирательного права означает, что граждане Российской Федерации голосуют на выборах за кандидатов (списки кандидатов), а в случаях, предусмотренных законом, - за или против кандидата непосредственно. В ходе муниципальных выборов напрямую, без каких-либо промежуточных этапов, осуществляется избрание лица на ту выборную должность, которая оказалась вакантной, а также избрание депутатов, членов выборного органа соответственно в тот представительный или выборный орган, который необходимо сформировать в ходе выборов.

«Принцип тайного голосования означает, что в процессе голосования исключается возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина. Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Федерации.

Процесс организации избрания депутатов, членов выборных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления состоит из следующих определенных в законодательстве основных этапов:

  • - назначение выборов;
  • - составление списков избирателей;
  • - образование избирательных округов, избирательных участков; формирование избирательных комиссий;
  • - выдвижение и регистрация кандидатов для избрания на выборные должности и в органы местного самоуправления; проведение предвыборной агитации;
  • - голосование;
  • - определение результатов выборов.» Широков А. Н., Юркова С. Н. Муниципальное управление С 97

Муниципальные выборы назначаются представительным органом местного самоуправления в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. Рeшeние о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. При назначении досрочных выборов соответствующие сроки могут быть сокращены не более чем на одну треть. В случае досрочного прекращения полномочий органов или депутатов, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. Если представительный орган не назначит выборы в сроки, предусмотренные законом, а также если представительный орган отсутствует, то выборы в органы местного самоуправления назначаются соответствующей избирательной комиссией не позднее, чем за 70 дней до дня голосования. Решение избирательной комиссии о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения срока официального опубликования решения о назначении выборов.

Если соответствующая избирательная комиссия не назначит в установленный срок выборы либо если такая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в установленном законом порядке, то соответствующий суд общей юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора может определить срок, не позднее которого представительный орган, а в случае его отсутствия -- соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы.

Днями голосования на выборах в органы местного самоуправления являются второе воскресенье марта или в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, второе воскресенье октября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Голосование на выборах может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на нерабочий праздничный день и на предшествующий ему день, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Если второе воскресенье марта, на которое должны быть назначены выборы, совпадает с одним из этих указанных дней, то выборы назначаются на первое воскресенье марта. Если второе воскресенье октября, на которое должны быть назначены выборы, совпадает с не рабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо второе воскресенье октября объявлено в установленном порядке рабочим днем, выборы назначаются на первое воскресенье октября.

Регистрация (учет) избирателей. Регистрации подлежат все избиратели, проживающие на территории соответствующего муниципального образования. Их учет осуществляется главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом города федерального значения, - руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения. Основанием для учета является факт нахождения места жительства избирателей на соответствующей территории, устанавливаемый на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими регистрацию граждан Российской Федерации. Регистрация избирателей - военнослужащих, членов их семей и других избирателей, проживающих в пределах расположения воинской части, осуществляется командиром воинской части. Глава местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом города федерального значения, - руководитель территориального органа исполнительной власти города федерального значения по месту своего нахождения получают необходимые для учета избирателей сведения: не реже одного раза в месяц - от органов, осуществляющих регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина России; от органов записи актов гражданского состояния о фактах смерти граждан Российской Федерации; не реже одного раза в три месяца - от органов, осуществляющих воинский учет, о гражданах, призванных (поступивших по контракту) на военную службу (уволенных с военной службы); от органов (учреждений) уголовно-исполнительной системы - о гражданах, содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда; от суда, принявшего решение о признании гражданина недееспособным, а также решение о признании гражданина, ранее признанного судом недееспособным, дееспособным. Раз в месяц все эти сведения передаются главой местной администрации в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации для формирования и ведения регистра избирателей.

Учет избирателей, зарегистрированных на территории муниципального образования, и установление их численности осуществляются по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года с использованием ГАС «Выборы». Избиратель имеет право на беспрепятственный доступ к документированной информации (персональным данным) о себе, в том числе к информации, находящейся на машиночитаемых носителях, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, а также имеет право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию, кем и кому она предоставлена. На основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей, соответствующими избирательными комиссиями составляются списки избирателей. В списки избирателей на избирательных участках включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом. При проведении выборов в органы местного самоуправления на основании международного договора Российской Федерации и в соответствии с законом в списки избирателей включаются иностранные граждане, достигшие на день голосования возраста 18 лет, постоянно проживающие на территории муниципального образования, в котором проводятся выборы. Основанием для включения гражданина России в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных законом, - факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права) либо наличие у гражданина открепительного удостоверения. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, расположенных на территории муниципального образования, если их место жительства до призыва не было расположено на территории этого муниципального образования, не включаются в списки избирателей и не учитываются при определении числа избирателей. Сведения об избирателях формирует и уточняет глава местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом города федерального значения, - руководитель территориального органа исполнительной власти города федерального значения. На основании полученных сведений список избирателей составляется соответствующей избирательной комиссией, в том числе с использованием ГАС «Выборы», отдельно по каждому избирательному участку. Гражданин Российской Федерации включается в список избирателей только на одном избирательном участке. Список избирателей составляется в двух экземплярах. Сведения об избирателях, включаемые в список, располагаются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, квартирам). В списке, в частности, указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства избирателя. Избирательная комиссия муниципального образования передает по акту участковым комиссиям первый экземпляр списка избирателей конкретного избирательного участка не позднее, чем за 20 дней до дня голосования. Участковая комиссия уточняет список избирателей. Выверенный и уточненный список избирателей не позднее дня, предшествующего дню голосования, подписывается председателем и секретарем участковой комиссии и заверяется печатью участковой комиссии. За 20 дней до дня голосования участковая комиссия представляет список избирателей для ознакомления избирателей и его дополнительного уточнения.

«Избирательные участки образуются по согласованию с комиссиями главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, в случаях, предусмотренных законом города федерального значения, -руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения, а при проведении выборов в орган местного самоуправления городского поселения, за исключением городского округа, или сельского поселения - главой местной администрации поселения, соответствующими комиссиями на основании данных о числе избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка, из расчета не более чем три тысячи избирателей на каждом участке. Cписки избирательных участков с указанием их границ и номеров, мест нахождения участковых комиссий и помещений для голосования должны быть опубликованы не позднее чем за 40 дней до дня голосования. Подготовку и проведение выборов, а также реализацию и защиту избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов обеспечивают избирательные комиссии:

  • - избирательные комиссии муниципальных образований;
  • - окружные избирательные комиссии;
  • - территориальные (районные, городские и другие) комиссии;
  • - участковые комиссии.»

Комиссии обеспечивают информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, о ходе избирательной кампании, о кандидатах, об избирательных объединениях, выдвинувших кандидатов, а также о списках кандидатов. Компетенция, полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, территориальных и участковых комиссий при подготовке и проведении выборов в органы местного самоуправления устанавливаются Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Решение комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом.

Решения вышестоящей комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих комиссий. Решения и иные акты комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для органов исполнительной власти, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей. Решения и иные акты комиссий не подлежат государственной регистрации. Финансовое обеспечение деятельности избирательной комиссии муниципального образования, территориальной комиссии, действующих на постоянной основе и являющихся юридическим лицом, осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета. Государственные и муниципальные органы и учреждения, а также их должностные лица обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности на безвозмездной основе предоставлять необходимые помещения и обеспечивать охрану помещений и документации, а также предоставлять на безвозмездной основе транспортные средства, средства связи, техническое оборудование. Избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии по выборам в органы местного самоуправления, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе, законодательном органе соответствующего субъекта Российской Федерации, иных общественных объединений, предложений избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования, предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, а также предложений избирательной комиссии муниципального образования предыдущего состава, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, а формирование избирательной комиссии поселения - также на основе предложений избирательной комиссии муниципального района. В избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждой политической партии, от каждого избирательного объединения, иного общественного объединения. Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более половины от общего числа членов избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии, территориальной, участковой комиссии. Председатель избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения избирается тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса либо по предложению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, либо, при отсутствии такого предложения, по предложениям, внесенным членами избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения с правом решающего голоса. Председатель избирательной комиссии поселения избирается тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов этой комиссии с правом решающего голоса на основе предложения избирательной комиссии муниципального района, а если избирательная комиссия муниципального района не образована, -- на основе предложения территориальной комиссии. В случае отсутствия такого предложения председатель избирательной комиссии поселения избирается на основе предложений членов избирательной комиссии поселения с правом решающего голоса. Председатели окружных, территориальных и участковых комиссий назначаются на должность из числа их членов с правом решающего голоса и освобождаются от должности непосредственно вышестоящими комиссиями.

Бюллетени печатаются на русском языке, на государственном языке республики, входящей в состав Российской Федерации, а в необходимых случаях - на языках народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания. Текст бюллетеня должен быть размещен только на одной его стороне. Справа от указанных в бюллетене сведений о каждом зарегистрированном кандидате, от наименования избирательного объединения помещается пустой квадрат. Если голосование проводится по одной кандидатуре, то ниже сведений о зарегистрированном кандидате указываются варианты волеизъявления избирателей словами «за» и «против», справа от которых помещаются пустые квадраты. Передача бюллетеней участковым комиссиям осуществляется не позднее чем за один день до дня голосования. По каждому избирательному участку количество передаваемых бюллетеней не может превышать более чем на 0,5% (но не менее чем на два бюллетеня) число избирателей, зарегистрированных на данном избирательном участке, и составлять менее 70% от числа избирателей, включенных в списки избирателей на соответствующем избирательном участке на день передачи бюллетеней. При проведении выборов с применением комплекса для электронного голосования используется электронный бюллетень. Форма и текст электронного бюллетеня утверждаются соответствующей комиссией не позднее чем за 20 дней до дня голосования и должны соответствовать требованиям, предусмотренным в законе. Общее число избирательных участков, где проводится электронное голосование, не должно превышать 1% от числа избирательных участков, образованных на территории, на которой проводятся выборы, но не менее пяти избирательных участков. О времени и месте голосования территориальные и участковые комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного и повторного голосования - в порядке и сроки, которые предусмотрены законом, но не позднее чем за пять дней до дня голосования.

В день голосования перед началом голосования председатель участковой комиссии предъявляет к осмотру членам участковой комиссии, присутствующим избирателям, иным лицам пустые ящики для голосования (соответствующие отсеки технического средства подсчета голосов -- при его использовании), которые вслед за этим опечатываются печатью участковой комиссии. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается. Бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а если избиратель голосует по открепительному удостоверению, - по предъявлении также открепительного удостоверения. При получении бюллетеня избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается в получении бюллетеня. В случае голосования по открепительному удостоверению в списке избирателей делаются дополнительные отметки. В случае проведения голосования одновременно по нескольким бюллетеням избиратель расписывается за каждый бюллетень. Голосование проводится путем нанесения избирателем в бюллетене любого знака в квадрате (квадратах), относящемся (относящихся) к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которого (которых) сделан выбор. Если избиратель при заполнении бюллетеня допустил ошибку, он вправе обратиться к члену комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня или заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом комиссии, зарегистрированным кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения, наблюдателем. Заполненные бюллетени опускаются избирателями в опечатанные (опломбированные) ящики для голосования либо в технические средства подсчета голосов при их использовании. При проведении выборов в органы местного самоуправления, если законом не предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям, избирателю, который в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья) будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть в помещение для голосования на избирательном участке, на котором он включен в список избирателей, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно путем заполнения бюллетеня в помещении соответствующей территориальной комиссии, окружной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования (за 15 - 4 дня до дня голосования) или участковой комиссии (не ранее чем за три дня до дня голосования). Заполненный проголосовавшим досрочно избирателем бюллетень вкладывается в конверт, который заклеивается. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов соответственно территориальной комиссии, окружной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования или участковой комиссии с правом решающего голоса, а также членов комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей (по их желанию). Указанные подписи заверяются печатью соответствующей комиссии, а также подписью избирателя, проголосовавшего досрочно. Запечатанный конверт с бюллетенями хранится у секретаря соответствующей комиссии: в помещении территориальной комиссии, окружной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования - до момента передачи всех бюллетеней в участковую комиссию, в помещении участковой комиссии - до дня голосования.

В день голосования в присутствии членов участковой комиссии, наблюдателей, иных лиц, указанных в законе, перед началом голосования председатель участковой комисcии сообщает об общем количестве избирателей, проголосовавших досрочно, предъявляет для визуального ознакомления запечатанные конверты с бюллетенями и список избирателей, проголосовавших досрочно. После этого председатель участковой комиссии вскрывает поочередно каждый конверт и, соблюдая тайну волеизъявления избирателя, опускает бюллетени в стационарный ящик для голосования либо в техническое средство подсчета голосов в случае его использования. В списке избирателей напротив фамилий избирателей, проголосовавших досрочно, делается отметка: «Проголосовал досрочно». В случаях и порядке, предусмотренных законом, соответствующая комиссия вправе разрешить провести досрочно (но не ранее чем за 15 дней до дня голосования) голосование всех избирателей на одном или нескольких избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на полярных станциях.

После проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, после чего подписывается протокол участковой комиссии об итогах голосования и выдаются копии протокола. Протокол об итогах голосования заполняется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. Члены участковой комиссии с правом решающего голоса, несогласные с содержанием протокола, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. Первый экземпляр протокола участковой комиссии об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса и выдачи его заверенных копий лицам, имеющим право на получение этих копий, незамедлительно направляется в вышестоящую комиссию и возврату в участковую комиссию не подлежит. Второй экземпляр протокола об итогах голосования предоставляется для ознакомления наблюдателям, иным указанным в законе лицам, а его заверенная копия вывешивается для всеобщего ознакомления. Затем второй экземпляр протокола вместе с предусмотренной законом избирательной документацией, а также печать участковой комиссии передается в вышестоящую комиссию для хранения. На основании данных протоколов об итогах голосования после предварительной проверки правильности их составления вышестоящая комиссия путем суммирования содержащихся в них данных устанавливает итоги голосования на соответствующей территории. Решение комиссии оформляется протоколом об итогах голосования. На основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из нижестоящих комиссий, результаты выборов определяет комиссия, наделенная этим правом законом. Члены соответствующей комиссии с правом решающего голоса определяют результаты выборов лично. О результатах выборов составляются в двух экземплярах протокол и сводная таблица, которые подписывают все присутствующие члены данной комиссии с правом решающего голоса. На основании протокола о результатах выборов комиссия принимает решение о результатах выборов.

Выборы признаются несостоявшимися в случае, если:

  • 1) голосование проводилось по одной кандидатуре и за кандидата проголосовало менее 50% от числа избирателей, принявших участие в голосовании;
  • 2) менее чем два списка кандидатов при голосовании за списки кандидатов получили согласно закону право принять участие в распределении депутатских мандатов;
  • 3) за списки кандидатов, получившие согласно закону право принять участие в распределении депутатских мандатов, было подано в сумме 50 или менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу. Законом указанный процент может быть повышен;
  • 4) все кандидаты выбыли при проведении повторного голосования;
  • 5) законом предусмотрено проведение повторного голосования, а в бюллетень на общих выборах были включены два кандидата и ни один из них не получил необходимое для избрания число голосов избирателей.