Статьи доходов и расходов. Бюджет доходов и расходов предприятия (образец). Подходы к составлению бюджета доходов и расходов

Статьи доходов и расходов. Бюджет доходов и расходов предприятия (образец). Подходы к составлению бюджета доходов и расходов

Госбюджет: статьи доходов и расходов

Государственный бюджет – центральное звено финансовой системы. В нем объединяются все основные финансовые институты – расходы, различные виды доходов, государственные займы. Бюджет представляет централизованный денежный фонд, аккумулируемый главным образом с помощью налогов и расходуемый государством для решения своих задач.

Бюджетные отношения характеризуют в свою очередь финансовые отношения, возникающие между предприятиями, учреждениями и населением с государством и связанные с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для совместного потребления. Бюджетные отношения характеризуются многосторонностью в силу того, что опосредуют разные направления распределительного процесса (финансовых связей между секторами экономики, сферами общественной деятельности, отраслями народного хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (федеральный, республиканский, местный).

Бюджет состоит из доходных и расходных статей.

Расходование государственного бюджета – это экономические отношения, которые возникают в процессе распределения бюджетных средств на нужды хозяйства и на выполнение функций государства.

В доходах бюджета находят выражение экономические отношения, которые возникают между плательщиками и государством.

В целом представить основные статьи доходов и расходов бюджета можно в следующей таблице:

Доходы

Расходы

Налог на прибыль предприятий

Финансирование экономики

Налог с продаж

Социально-культурные программы

Местные налоги

Научно-технические программы

Доходы от внешнеэкономической деятельн.

Рентные платежи

Управление

Неналоговые доходы

Целевые программы

Подоходный налог

Кредиты и помощь другим

Средства ссудного фонда

государствам

Структура бюджетных расходов и доля отдельных статей в государственном бюджете объективно обусловлены видом модели социально-экономического развития. В экономически развитых странах в условиях нормальной хозяйственной конъюнктуры в отсутствии военно-политической напряженности структура расходов приблизительно выглядит следующим образом:

    Социальные услуги: здравоохранение, образования, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей (40-50%).

    Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных программ (10-20%).

    Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики: поддержка ВПК, содержание дипломатических и разведывательных служб, займы иностранным государствам (10-20%).

    Административно-управленческие расходы: содержание правительственных органов – полиции, юстиции, судов и т.д. (5-10%).

    Платежи по государственному долгу.

Бюджетные доходы делятся на обычные и чрезвычайные.

Чрезвычайные доходы – это нерегулярные поступления средств от приватизации объектов государственного сектора, продажи прав пользования общественной или государственной собственности. Чрезвычайными поступлениями, ставшими в большинстве стран регулярными, являются также государственные займы.

Структура обычных доходов государственного бюджета обычно такова:

    Налоги, в т.ч. акцизные сборы и таможенные пошлины, гербовый сбор (75-85%).

    Неналоговые поступления – доходы от государственной собственности и государственного сектора в экономике, доходы от государственной торговли (5-8%).

    Взносы в государственные внебюджетные фонды, социальное страхование (10-12%).

Дефицит госбюджета, меры по его снижению

Состояние госбюджета зависит от соотношения его балансовых сторон, косвенно выражает состояние рыночной экономики, тенденции ее развития и проявляется как:

    нормальное , если расходная часть госбюджета равна доходной;

    дефицитное , если расходы превышают доходы.

В тех случаях, когда имеющиеся у бюджета доходы недостаточны для осуществления необходимых расходов, возникает бюджетный дефицит. Проще говоря, бюджетный дефицит - это превышение расходной части бюджета над доходной. При бюджетном дефиците государству не хватает средств для нормального выполнения своих функций и приходится прибегать к различным займам, прежде всего у кредитной системы, что отрицательно сказывается на устойчивости всего денежного обращения и является основной причиной инфляции. Бюджетный дефицит не обязательно свидетельствует о каком-то чрезвычайном положении в экономике страны. Он может быть вызван, например, необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, что отражает скорее рост валового национального продукта, нежели кризисное состояние государственного регулирования. Возможны чрезвычайные обстоятельства, связанные с войнами, стихийными бедствиями, затраты на которые не могли быть заранее спланированы, но должны быть обязательно осуществлены.

Если возникает временный бюджетный дефицит, имеются перспективы его преодоления и он не составляет большого удельного веса по отношению к стоимости валового внутреннего продукта, его не следует считать исключительным событием. Но в тех случаях, когда бюджетный дефицит глубок, возникает в результате чрезвычайных обстоятельств и отражает кризисные явления в экономике - ее развал, неэффективность финансовых связей, - тогда, разумеется, это явление наносит огромный ущерб всему обществу и необходимо принимать кардинальные меры для преодоления значительного разрыва между расходами и имеющимися доходами. Обычно бюджетный дефицит до 10% суммы доходов считается допустимым, тогда как дефицит более 20% - критическим.

В целом, основными причинами дефицита госбюджета являются:

    падение доходов в условиях кризисного состояния и стагнации экономики;

    уменьшение суммы налогов, поступающих в госбюджет;

    увеличение бюджетных расходов;

    непоследовательная финансово-экономическая политика;

    милитаризация.

Для сокращения бюджетного дефицита необходимо всемерно стимулировать приток доходов от всех отраслей и всех сфер хозяйственной деятельности и одновременно обеспечивать сокращение государственных расходов.

Преодоление бюджетного дефицита прежде всего должно опираться на развитие производства, на обеспечение финансовой устойчивости всех отраслей хозяйства и предприятий всех форм собственности, на активизацию предпринимательства.

Что касается сокращения расходов бюджета, то оно может быть достигнуто путем изменения направления инвестирования бюджетных средств, использования только целевых финансовых льгот и санкций, которые позволяют учитывать условия различных производителей. Важными путями уменьшения расходов являются сокращение избыточных военных и других затрат, финансирование лишь важнейших социальных программ, недопущение осуществления за счет бюджета мероприятий, не имеющих реальной финансовой базы. Не исключается привлечение в страну иностранного капитала в целях модернизации производства, снижения затрат и сокращения на этой основе бюджетных расходов.

Таким образом, можно выделить следующие возможные меры по снижению дефицита госбюджета:

    конверсия;

    переход от финансирования к кредитованию;

    постепенная ликвидация дотаций убыточным предприятиям;

    снижение расходов на управление государством;

    изменение системы налогообложения;

    повышение роли местных бюджетов.

12. Налоговая система. Принципы налогообложения. Функции и виды налогов. Кривая Лаффера

Под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.

Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему. Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость произведенных товаров и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами. В России основы налоговой системы закреплены в Налоговом кодексе РФ.

Современные принципы налогообложения:

    Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально.

    Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однородный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо.

    Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.

    Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

    Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно – политическим потребностям.

    Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.

Налог представляет собой обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляется экономическими субъектами в законодательном порядке.

Различают два основных вида налогов:

    прямые - налоги на доходы и имущество. Эта категория включает подоходный налог, который составляет наибольший удельный вес в доходах государственного также налог на прибыль предприятий и налоги на собственность;

    косвенные - налоги на товары и услуги, например, с продаж. В большинстве развитых стран он заменен налогом на добавленную стоимость. Сюда относятся так же акцизы, налог на наследство и т.д.

Налоги выполняют следующие функции:

    фискальную, сущность которой состоит в финансировании государственных расходов, необходимых для выполнения государством его функций в рыночной экономике;

    социальную, предполагающую поддержание социального равновесия посредством уменьшения разрыва между доходами различных социальных групп населения. Для реализации данной функции используются прогрессивное налогообложение, освобождение от уплаты налогов наименее социально защищенных экономических субъектов, необложение налогами некоторых социально значимых товаров и услуг, а также повышенное налогообложение предметов роскоши;

    регулирующую, смысл которой состоит в том, что государство осуществляет антициклическое регулирование, проводит отраслевые и региональные структурные перестройки, воздействует на развитие НИОКР и т.д.

Зависимость процентной ставки от размера дохода и имущества должна сопрягаться с проблемой экономической справедливости. Известны три основных принципа налогообложения:

    пропорциональное налогообложение, при котором величина налогов пропорциональна размерам имущества и дохода;

    регрессивное налогообложение, когда размер налогов растет медленнее по сравнению с увеличением имущества и доходов;

    прогрессивное налогообложение, когда налоги возрастают быстрее, чем имущество и доход.

Наиболее распространена прогрессивная система налогообложения.

Перед вами стоит задача построить доходный бизнес? Вам не обойтись без разработки последовательной политики бюджетирования!

В высококонкурентном мире бизнеса не всегда побеждает самый сильный. Очень часто победителем становится самый последовательный предприниматель, который умеет грамотно планировать свои доходы и расходы, оперировать не пространными гипотезами, а четкими, обоснованными планами, составленными с помощью эффективных инструментов. Одним из важнейших управленческих инструментов является БДР.

БДР – это бюджет доходов и расходов, составляющий основу бюджетной политики коммерческой компании и позволяющий предприятиям решать множество операционных задач.

Структура БДР

Ясно из названия, что в БДР входят такие фин. показатели как расходные статьи, доходные статьи и, соответственно, прибыль. Современные финансисты рассматривают БДР не только как финансовый инструмент, но скорее как комплексный способ управления и оптимизации процессов внутри бизнеса. Проще говоря, именно БДР помогает разбираться в реальном положении вещей на предприятии, нормировать расходы ресурсов, производить перспективное планирование и оценку экономики предприятия.

Поэтому БДР включает в себя следующие статьи по доходу и расходу:

Статьи доходов:

  • Выручка от основной деятельности;
  • Выручка от любых других типов экономической деятельности.

Статьи расходов:

  • Затраты производственного типа;
  • Все остальные затраты периода.

Фактически, если говорить о БДР как об управленческом инструменте с некоей глобальной ролью, то в первую очередь следует отметить, что на основании составленного БДР можно спрогнозировать результат всей деятельности компании (естественно в рамках периода бюджетного планирования). При этом еще раз заострим внимание на том, что БДиР позволяет предприятиям управлять своими доходами и расходами, а значит – увеличивать прибыль.


Для начала отметим, что детализация БДР и даже состав статей, включенных в этот вид бюджета, могут существенно различаться в зависимости от вида деятельности организации, политики в области учета или просто оперативных задач.

По идее, если мы составляем БДР, значит, мы хотим не только зафиксировать некоторые величины доходов и расходов, а планировать, учитывать и оптимизировать фин. состояние нашей организации. Поэтому при составлении бюджета по доходам и расходам рекомендуется придерживаться следующей последовательности:

  • Рассчитайте расходы;
  • Рассчитайте доходы;
  • Определите норму прибыли и ищите способы ее увеличивать.

Если по расчетам расходов и доходов все в принципе понятно, поскольку зависит от конкретных условий на предприятии и его финансовых задач, то на планировании прибыли стоит остановиться подробнее.

Когда мы говорим про определение нормы прибыли, имеется в виду задача, которая позволит нам установить приблизительный норматив между доходом и расходом, который в конечном итоге приведет нас к возникновению прибыли как таковой и исключит возможность убытка.

Понятно, что прибыль – это основной (если не единственный) драйвер роста предприятия, включающий любые вопросы финансирования – от расширения производства, до увеличения географической представленности предприятия. Поэтому, когда мы используем деньги, чтобы делать деньги, – деньги должны как можно скорее возвращаться. Эта задача и решается планированием нормы прибыли.


Безусловно, увеличение прибыли связано с внутренней оптимизацией и поиском рациональных решений, которые в целом повысят конкурентоспособность предприятия. Эти решения могут касаться не только снижения, допустим, прямых производственных издержек, или минимизации каких-то налоговых вопросов, но и уходить гораздо дальше в область дробления бизнеса, аутсорсинга, новых технологий и прочих управленческих решений.

Говоря про способы получения максимальной прибыли, не лишним будет отметить, что экономия – это не всегда хороший путь увеличения прибыли. Наоборот, зачастую именно правильное инвестиционное использование накопленной прибыли приводит к финансовому успеху. Но это другая тема.

Бюджетирование в Excel и форма БДР в Excel

БДР, как правило, составляют в качестве простой таблицы в Excel или программе учета. Специализированные программы для учета данных имеют больше возможностей, чем стандартный набор функций Exel. В особенности специальное программное обеспечение превосходит статичные таблицы возможностью оперативного получения новых данных в автоматическом режиме.

В принципе, табличный бюджет позволяет решить все необходимые задачи, хотя требует несравнимо большего количества ручных операций. Последовательно в таблицу, то есть в БДР, вносятся все показатели по затратной и доходной частей, из которых формируются показатели прибыли. На основе этих данных принимаются последующие управленческие решения.

Отметим, что для БДР не существует какой-то определенной формы, поэтому у каждого предприятия его формат будет отличаться. Естественно, предприятию предпочтительнее использовать собственную систему статей (из реальной жизни), которой оно оперирует, и, главное, может управлять. Глупо вставлять в БДР статью на модернизацию производственных комплексов, если бизнес в принципе не предусматривает их использование.


Сегодня Интернет изобилует примерами различных бюджетов доходов и бюджетов расходов, поэтому каждый может выбрать образец отвечающим собственным нуждам. Еще более простой путь – использование в качестве основы форму отчета о прибылях и убытках, расширив детализацией статей дохода и расхода конкретной организации.

При этом важно помнить, что при составлении БДР не стоит гнаться за сложностью бюджета. Наоборот, бюджет для планирования прибыли должен быть сформирован таким образом, чтобы управленческая команда бизнеса могла с ним работать. Бывали случаи, когда бизнес заказывал разработку БДР у специализированной компании, а в итоге получал вместо понятного бюджета «трехэтажный» документ, не применимый на практике. Поэтому при выборе формы бюджета и его составлении, крайне важно оставаться максимально близко к реалиям собственного бизнеса.

Отличия БДР от БДСС

Следующим важнейшим бюджетом внутри любой компании является БДДС (движения ден.средств). О его функциях и задачах подробно рассказано в соответствующей статьей. Но в рамках рассмотрения бюджета доходов и расходов, необходимо заострить внимание на разнице между БДР и БДСС. Их ключевое различие заключается в целях, для достижения которых они формируются.

Как мы отметили ранее, БДР ведется для планирования прибыли за бюджетный период, а БДСС – для оперативного управления распределением денежных средств. То есть БДСС отражает всю деятельность организации в части движения денег, и благодаря этому появляется возможность управления движением денежных потоков.

В этой статье рассмотрен один из трех инструментов финансового бюджетирования - бюджет доходов и расходов. Конечно же, для эффективного управления компанией необходимы все три финансовых бюджета (БДР, БДДС и ББЛ). Тем не менее у каждого из них свои цели и свои особенности, которые необходимо знать при внедрении бюджетирования.

Бюджет доходов и расходов в управлении компанией

Бюджет доходов и расходов позволяет управлять эффективностью компании, которая может измеряться такими показателями как прибыль и рентабельность. Причем на практике выделяют несколько уровней прибыли и соответственно рентабельности. Это может быть и валовая прибыль, и маржинальная прибыль, и операционная прибыль, и прибыль до вычета налогов, и чистая прибыль. Каждый их этих показателей бюджета доходов и расходов служит для определенных целей, которые достаточно понятны исходя из формул расчета этих прибылей.

Принцип ясен - из доходов постепенно вычитаются статьи расходов, при этом могут использоваться разные классификации затрат. Например, при расчете маржинальной прибыли (выручка минус переменные расходы) используется классификация затрат на переменные/постоянные. Если рассчитывается валовая прибыль (общая и в разрезе продуктов), то используется классификация затрат на прямые/накладные (в данном случае по отношение к продуктам).

Бумажная прибыль

При использовании бюджета доходов и расходов (так же как и бюджета по балансовому листу) очень важным вопросом является управленческая учетная политика, т.к. информация в этих финансовых бюджетов очень сильно зависит от принятой учетной политики.

К сожалению, этому вопросу часто уделяют мало внимания. Основная причина лежит не в том, что в компании нет специалистов, которые смогли бы прописать учетную политику, а в том, что со стороны менеджеров и в первую очередь генерального директора компании наблюдается такое отношение, которое показывает, что учетная политика это какой-то второстепенный и неважный вопрос.

В одной компании, например, при обсуждении с членами бюджетного комитета принципов учетной политики для целей бюджетирования генеральный директор буквально через 10 минут не выдержал и сказал «ой опять эта бухгалтерия, как же это все скучно». Да, с одной стороны можно сказать и так. Действительно вопросы учетной политики кажутся менеджерам сложными и не такими уж важными. Но потом, когда менеджеры получают управленческие отчеты, например тот же бюджет доходов и расходов, то они сами же потом могут задавать большое число вопросов, удивляясь, например, тому, почему получилась такая большая или наоборот маленькая прибыль. И почему в этом периоде прибыль больше чем в том, хотя денег вроде бы планируем получить меньше и т.д.

Не зная хотя бы основных положений учетной политики, менеджерам будет сложно правильно интерпретировать отчетность и в частности бюджет доходов и расходов как документ, содержащий информацию об эффективности работы компании. Поэтому на финансовую дирекцию ложится большая нагрузка, связанная с тем, что им придется просто объяснять сложные вещи, в частности основные положения учетной политики. Но такая инициатива обязательно должна поддерживаться генеральным директором компании.

Еще раз нужно подчеркнуть, что незнание основных принципов управленческой учетной политики может приводить к не эффективным управленческим решениям или отсутствию таковых, т.к. вовремя может быть не обнаружена складывающаяся критическая ситуация в компании. В одной компании, занимающейся поставками оборудования, операционный цикл мог занимать довольно-таки длительный срок (вплоть до года и более). В компании вроде бы постоянно следили за таким важным показателем как доходы компании. Использовались определенные форматы отчетности, которые, как казалось, позволяют контролировать рост контрактации. Т.е. периодически контролировалось выполнение планов по заключению контрактов, и, в соответствии с предоставляемыми отчетами, планы успешно выполнялись, а иногда даже и перевыполнялись.

Но потом выяснилось, что на самом деле все это только на бумаге. Т.е. контракты заключались, но они не выполнялись, и, соответственно, реальных доходов компания не получала, что приводило к снижению прибыли и ухудшению финансово-экономического состояния компании. Контракт, например, мог быть заключен на большую сумму в феврале, а поставка должна была быть в ноябре. При этом только в сентябре-октябре могли обнаружить, что скорее всего контракт этот выполнен не будет и компания не получит прибыли. Потом даже выяснилось, что были контракты, заключенные несколько лет назад, но они не были исполнены.

И что самое интересное менеджеры, которые их заключали, но потом успешно не выполняли, при этом могли уже получить премии за отлично выполненную работу. Когда это выяснилось, для всех это было шоком, что объем контрактации вроде как растет, а доходы и прибыль падает. Компания помимо основной деятельности получала прибыль от финансовой деятельности, что позволяло компании в целом оставаться прибыльной, но основная деятельность, как выяснилось, была убыточной.

С какой стороны нужно смотреть

Пример формата бюджета доходов и расходов приведен в таблице 1 . Сразу нужно отметить, что помимо этого формата верхнего уровня на практике полезно рассматривать еще несколько аналитических форматов бюджета доходов и расходов. Ведь по сути дела бюджет доходов и расходов определяет доходную часть и структуру расходов, которые должны обеспечить данный доход. Для управления компанией необходимо знать эту структуру в различных срезах (см. Рис. 1 ).

Таблица 1. Пример формы бюджета доходов и расходов

ФБ1.1 Доходы от реализации продукции ФБ1.1.1 Валовый доход от реализации продукции ФБ1.1.2 Скидки ФБ1.2 Чистый доход от реализации ФБ1.3 Расходы ФБ1.3.1 Производственные расходы ФБ1.3.1.1 ФБ1.3.1.2 Постоянные производственные расходы ФБ1.3.2 Коммерческие расходы ФБ1.3.2.1 Переменные коммерческие расходы ФБ1.3.2.2 Постоянные коммерческие расходы ФБ1.3.3 Административные расходы ФБ1.3.4 Налоги (кроме косвенных, отчислений от ФОТ и налога на прибыль) ФБ1.4 Валовая прибыль (ФБ1.2 - ФБ1.3.1) ФБ1.5 Прибыль от реализации (ФБ1.4 - ФБ1.3.2) ФБ1.6 Маржинальная прибыль (ФБ1.2 - ФБ1.3.1.1 - ФБ1.3.2.1) ФБ1.7 Финансовый результат от основной деятельности (ФБ1.5 - ФБ1.3.3 - ФБ1.3.4) ФБ1.8 Финансовый результат от прочей реализации ФБ1.9 Финансовый результат от внереализационных операций ФБ1.10 Полный финансовый результат ФБ1.11 Налог на прибыль ФБ1.12 Чистая прибыль ФБ1.13 Рентабельность продаж ФБ1.14 Доля постоянных расходов в чистом доходе ФБ1.15 Использование прибыли ФБ1.16 Нераспределенная прибыль/убыток ФБ1.17 Нераспределенная прибыль/убыток от начала года
Код Статьи бюджета ед. изм. Итого за год Январь … Декабрь
план факт Отклонение
всего %
Переменные производственные расходы

Это может быть и продуктовый срез, при котором определяются доходы и расходы по продуктам. Бюджет доходов и расходов в разрезе продуктов позволяет проводить анализ экономической эффективности продуктового ряда, а также по результатам этого анализа уточнять ценовую, ассортиментную и кредитную политику компании. Конечно же, для уточнения кредитной политики не обойтись без бюджета движения денежных средств.

Рис.1. Пример структуры бюджета доходов и расходов

Ведь анализ может показать, что, например, увеличение срока предоставления товарного кредита клиентам компании может увеличить цену, а значит и прибыль, но нужно понимать, как это отразиться на финансовых потоках. Возможно компании придется привлекать дополнительное внешнее финансирование, чтобы реализовать новую кредитную политику, а это может привести к росту затрат, которые сведут на нет выгоду от такого решения. При анализе продуктового ряда также необходимо опираться на ограничения по прибыли и рентабельности продуктов. Практика показала, что систему ограничений нужно распространять и на продукты, что позволит более эффективно управлять ассортиментов и финансовым результатом.

Бюджет доходов и расходов нужно анализировать и в разрезе каналов продвижения. У компании таких каналов продвижения может быть несколько и естественно, что у них разные условия. В каких-то каналах сбыта выше цена продукции, но и выше затраты. В одном канале сбыта продукция может реализовываться по предоплате, а в другом с отсрочкой платежей. При продаже через какие-то каналы продаж необходимо держать большие запасы продукции, чем при продаже через другие каналы. Через какие-то каналы может хорошо продаваться один вид продукции, но при этом могут быть низкие продажи по другим видам продукции и т.д.

Система ограничений также должны быть выстроена и в разрезе каналов продвижения. На первых порах ограничения могут быть установлены только на суммарную прибыль и рентабельность канала продвижения. Со временем могут вводиться уже более сложные ограничения, т.е. например, могут быть определены минимальные значения прибыли и рентабельности продуктов, продаваемых в каждом канале продвижения.

Естественно, что бюджет доходов и расходов должен анализироваться и в разрезе подразделений. При этом нужно учитывать как распределяется ответственность за статьи затрат между выделенными ЦФО в компании. Для каждого ЦФО также должны быть определены ограничения по затратам. В данном случае конечно же имеются в виду постоянные затраты, т.к. переменные затраты можно контролировать по нормативам.

Также рекомендуется анализировать бюджет доходов и расходов в разрезе клиентов и регионов. В компании также должны быть установлены ограничения на минимальную отгрузку по видам клиентов. Должны быть определены минимальные экономические параметры, при которых компании выгодно работать с клиентом. Довольно часто бывает так, что у компании очень большое количество клиентов, но при этом с половиной из них компания работает в минус, а суммарный плюс получается из-за наличия нескольких крупных клиентов.

Региональный аспект также должен подвергаться анализу. Помимо маркетинговой составляющей региональной стратегии обязательно должна приниматься во внимание и экономическая составляющая, которая должна анализироваться в бюджете доходов и расходов, составленном по регионам.

Понятно что, при определении расходов по различным объектам (продукты, каналы сбыта, клиенты, регионы, подразделения и т.д.), обязательно встает вопрос, связанный с разнесением накладных расходов. При этом нужно помнить, что когда речь идет о накладных расходах, всегда нужно понимать о каком объекте идет речь. Одна и та же статья расходов, например, может быть прямой по отношению к каналу сбыта и может быть накладной по отношению к продуктам, которые реализуются через этот канал сбыта. Поэтому должна быть составлена четкая классификация затрат на прямые и накладные по отношению к каждому из выделенных объектов (например, продукты, каналы сбыта, регионы и подразделения). Кроме того для анализа полезна разбивка этих статей затрат на переменные и постоянные.

Регламент бюджета доходов и расходов

Регламент бюджета доходов и расходов определяет каким образом будет планироваться, учитываться, контролироваться и анализироваться финансовый результат компании. Финансовое бюджетирование, как правило, всегда начинается именно с консолидации бюджета доходов и расходов. Соответственно, первыми стратегическими показателями, которые будут анализироваться при составлении финансовых бюджетов, являются прибыль и рентабельность. К стратегическим показателям, которые могут найти отражение в бюджете доходов и расходов могут быть отнесены и постоянные затраты компании.

Если рассматривать показатель рентабельности, он может быть посчитан по разному, в зависимости от того, что будет записано в знаменателе: доходная или расходная часть. Практика показывает, что лучше использовать показатель рентабельности продаж, то есть делить прибыль на выручку, чтобы знать какая часть от выручки остается у предприятия в виде прибыли. Рентабельность, рассчитанная по доходной, а не по расходной части, всегда меньше 100% для любой компании.

К тому же показатель выручки наиболее понятен большинству сотрудников компании и он рассчитывается легче чем себестоимость. Да и при планировании бюджета продаж получить оценку показателя рентабельности продаж легче, чем показателя рентабельности, рассчитываемого по затратам, т.к. он может быть подсчитан, например, по трансфертным ценам или по нормативам. Показатель рентабельности, в знаменателе которого записана себестоимость, возможно, более удобен для торговых компаний, т.к. он характеризует уровень наценки, хотя и для торговых компаний рекомендуется использовать именно рентабельность продаж.

Использование ограничений при подготовке бюджета доходов и расходов

Иногда бывает так, что на функциональные бюджеты уходит столько времени и сил, что на консолидацию финансовых бюджетов остаются только считанные часы. Финансовая дирекция не успевает даже нормального анализа сделать. И получается так, что анализ и выяснение некоторых моментов продолжаются на бюджетном комитете, на котором происходит защита бюджетов. Получается иногда так, что конечный проект бюджета доходов и расходов удается подсчитать только прямо на бюджетном комитете. И тут все узнают о том какой же финансовый результат планируется в следующем периоде.

Как правило, сюрприз получается не очень приятным. Если в компании внедрена система ограничений, то такого не должно происходить. Во-первых, система ограничений еще на нижнем уровне (подготовка комплексных заявок подразделений) позволяет контролировать соответствие финансово-экономических показателей бюджетов ограничениям, вытекающим из граничных значений стратегических показателей. Во-вторых, при использовании системы ограничений появляется возможность работать с каждым подразделением в отдельности, то есть распараллелить процесс и не дожидаться последнего сдавшего бюджета, чтобы понять насколько сводная картинка соответствует желаемому состоянию.

Пример регламента бюджета доходов и расходов

В данном примере регламентации бюджета доходов и расходов задействованы в основном руководители и специалисты финансовой дирекции, причем не всей, а только ПЭО. В согласовании, корректировке и предварительном утверждении бюджета доходов и расходов принимают участие исполнительный и генеральный директор компании.

Регламент бюджета доходов и расходов на фазе планирования

Пример регламентации бюджета доходов и расходов (на фазе планирования) приведен на рисунке 1 . В данном примере в рамках бюджета доходов и расходов выполняются следующие основные функции: планирование внереализационных доходов и расходов, планирование прочих операционных доходов и расходов, консолидация доходной части бюджета доходов и расходов, консолидация расходной части бюджета доходов и расходов, формирование бюджета доходов и расходов, согласование и корректировка бюджета доходов ирасходов, предварительное утверждение бюджета доходов и расходов.

Рис.2. Пример регламентации бюджета доходов и расходов (на фазе планирования)

Планирование внереализационных доходов и расходов

Информацию о плановых внереализационных доходах и расходах готовит экономист по бюджетированию ПЭО. При этом используются планы продаж основных фондов и прочих внеоборотных активов и затрат по их реализации. Также используется план продаж ценных бумаг и расходов на их выпуск. Помимо этого учитывается план доходов от субаренды и расходы на аренду. Из бюджета налогов берется информация о налоги на имущество. Кроме этого используется информация об условиях работы с банком. Данная информация фиксируется в договоре с банком на банковское обслуживание.

Планирование прочих операционных доходов и расходов

Планирование прочих операционных доходов и расходов в данном примере занимается экономист по бюджетированию ПЭО. Для расчета прочих операционных доходов и расходов используется информация о плановых курсовых и суммовых разниц, прибыли/убытка прошлых лет, просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, штрафов, пенях и других санкциях (полученных и уплаченных). Также используется и другие плановые данные (чтобы не загромождать рисунок не показаны): излишки материальных ценностей на складах, возмещение материального ущерба, доходы по оприходованию материально-производственных запасов, убытки от списания незавершенного капитального строительства, убытки от хищений виновники которых не установлены, судебные издержки и арбитражные споры и т.д.

Консолидация доходной части бюджета доходов и расходов

Плановая часть бюджета доходови расходов консолидируется на основе бюджета продаж, плановых внереализационных и прочих операционных доходах. Консолидацию доходной части проводит экономист по бюджетированию ПЭО. Следует отметить, что консолидация не должна сводится к чисто механической работе. Нужно еще раз напомнить, что экономист, которые выполняет данную функцию не должен работать статистом. Он должен еще раз все проверить и проконтролировать все цифры, т.к. на этапе планирования по объектам бюджетирования нижнего уровня могли допустить ошибки, что-то упустить и т.д.

Консолидация расходной части бюджета доходов и расходов

Плановые расходы консолидируются с использованием ряда функциональных бюджетов (бюджет производственных расходов, бюджет коммерческих расходов, бюджет административных расходов, бюджета налогов), плановых внереализационных и прочих операционных расходов. Консолидацию выполняет экономист по бюджетированию ПЭО. При консолидации расходной части БДР так же как и при консолидации доходной необходимо все еще раз тщательно перепроверить.

Формирование бюджета доходов и расходов

Плановый бюджет доходов и расходов формируется на основе плановых доходов и расходов, а также аналитической информации, подготовленной при формировании функциональных бюджетов. Кроме стоимостных показателей в данном примере есть и относительные показатели, такие как рентабельность продаж, маржинальная рентабельность и т.д. Формированием бюджета доходов и расходов в данном примере занимается экономист по бюджетированию ПЭО. К бюджету доходов и расходов подготавливается аналитическая информация, поясняющая все основные моменты, связанные с планированием доходов и расходов компании с учетом результатов функционального бюджетирования.

Согласование и корректировка бюджета доходов и расходов

В согласование и корректировке бюджета доходов и расходов участвуют начальник ПЭО, финансовый и исполнительный директор. Очень важным требованием при согласовании бюджета доходов и расходов является проверка выполнимости ограничений по таким стратегическим показателям как прибыль и рентабельность продаж. Кроме того, если как в данном примере используется схема мотивации ЦФО компании в целом в зависимости от превышения нижнего ограничения по прибыли, то важно добиться не просто достижения нижнего ограничения, а превысить его причем превысить как можно больше.

Предварительное утверждение бюджета доходов и расходов

Предварительное утверждение бюджета доходов и расходов проходит на уровне исполнительного и генерального директора при участии финансового директора и начальника ПЭО. Если при этом у генерального директора не будет никаких замечаний, то это еще не значит, что бюджет доходов и расходов принят окончательно. Все финансовые бюджеты будут утверждаться одновременно на бюджетном комитете. То есть после предварительного утверждения бюджета доходов и расходов нужно перейти к расчету финансовых потоков.

Консолидация и согласование бюджета движения денежных средств может привести к тому, что потребуется изменение бюджета доходов и расходов. Например, компания может запланировать привлечение кредитных ресурсов для устранения дефицита. Это значит, что в компании возрастет расходная часть на величину процентов. Необходимо будет вернуться к бюджету доходов и расходов и проанализировать как данное решение повлияет на его основные показатели.

Регламент бюджета доходов и расходов на фазе учета, контроля и анализа

Пример регламентации бюджета доходов и расходов (на фазе учета, контроля и анализа) приведен на рисунке 2 . В данном примере в рамках бюджета доходов и расходов выполняются следующие основные функции: сбор данных для фактического бюджета доходов и расходов, формирование фактического бюджета доходов и расходов, анализ исполнения бюджета доходов и расходов, согласование и утверждение результатов анализа бюджета доходов и расходов.

Рис.3 Пример регламентации бюджета доходов и расходов (на фазе учета, контроля и анализа)

Сбор данных для фактического бюджета доходов и расходов

С ведомостей по соответствующим счетам собираются данные о доходах и расходах компании. Фактическую информацию подготавливает бухгалтер и экономист по бюджетированию ПЭО. То есть обработку первичной информации и ее ввод в учетную систему осуществляет бухгалтер, но при этом экономист по бюджетированию может учитывая данную информацию отобразить ее в отчетах в соответствии с принятой управленческой учетной политикой, которая может отличаться от бухгалтерской.

Кроме того, при сборе фактической информации об исполнении бюджета доходов и расходов в рамках управленческого учета компания может отойти от незыблемого правила бухгалтерского учета – без официальных первичных документов не отражаться в отчетности ни одну операцию.

Формирование фактического бюджета доходов и расходов

На основе собранных фактических данных по доходам и расходам формируется фактический бюджет доходов и расходов и готовится аналитическая информация, поясняющая данные цифры. Фактический бюджет доходов и расходов формирует экономист по бюджетированию ПЭО. Здесь нужно еще раз обратить внимание на то, что и плановый БДР и фактический консолидирует тот же самый экономист по бюджетированию ПЭО.

Это позволит избежать использования разных подходов при формировании бюджета доходов и расходов как по плану так и по факту. Кроме того, тот кто составлял плановый бюджет доходов и расходов знает все его нюансы, поэтому он сможет правильно интерпретировать все что будет касаться сбора фактических данных об исполнении бюджета доходов и расходов.

Анализ исполнения бюджета доходов и расходов

Анализ исполнения бюджета доходов и расходов проводят начальник ПЭО, финансовый и исполнительный директор. По результатам анализа составляется соответствующий протокол, в котором фиксируются все основные решения. Естественно, что подробный анализ исполнения бюджета доходов и расходов нужно проводить только в том случае, если будут выявлены существенные отклонения показателей доходов, прибыли, рентабельности.

Степень существенности компания может сразу регламентировать в Положении о бюджетировании, либо определять это каждый раз при план-фактном контроле. Если отклонение будет признано существенным, то необходимо обязательно выяснить, в чем причина такого отклонения. Это нужно сделать не только для того, чтобы размер штрафа (в данном примере топ-менеджеры компании мотивировались от выполнения плана по прибыли), но и для того, чтобы понять нужно ли корректировать бюджета доходов и расходов до конца планового периода.

То есть, если выяснится, что отклонение обусловлено каким-то важным фактором, который не учли при составлении бюджета доходов и расходов, или он проявил себя совсем недавно, и данный фактор существенным образом повлияет на последующее исполнении бюджета доходов и расходов, то необходимо будет скорректировать бюджет до конца планового периода.

Согласование и утверждение результатов анализа бюджета доходов и расходов

Согласование результатов анализа, которые затем будут включены в итоговую аналитическую записку по исполнению бюджетов, проводится на уровне исполнительного и генерального директора компании, при участии финансового директора и начальника ПЭО. По результатам анализа могут быть скорректированы нижние ограничения по таким показателям как прибыль и рентабельность, но при этом нужно иметь ввиду, что лучше не допускать снижения данных показателей.

Как правило, ограничения вначале устанавливаются ненапряженными, поэтому речь может идти только об увеличении нижней границы показателей, а не их ослаблении. Дело в том, что в ходе анализа бюджета доходов и расходов может выясниться, например, то, что раньше считались не все расходы и делалось это не правильно. В итоге получится, что фактические расходы стали выше, в том числе и потому, что теперь их стали правильно считать. В такой ситуации нужно пресекать все предложения ослабить нижние ограничения. Такая ситуация наоборот должна стимулировать еще более эффективную работу компании.

Модель бюджета доходов и расходов

Модель бюджета доходов и расходов является одним из самых важных элементов финансовой модели бюджетирования, поскольку с ее помощью можно определить эффективность текущей деятельности компании. Поэтому при разработке финансовой модели бюджета доходов и расходов нужно очень тщательно проверить все формулы, связывающие статьи бюджета доходов и расходов с операционными бюджетами.

По сути, модель бюджета доходов и расходов – это правило сборки итоговых статей доходов и расходов из статей операционных бюджетов. То есть основная масса информации, требующейся для консолидации бюджета доходов и расходов, должна быть подготовлена еще на этапе составления функциональных (или бюджетов текущих проектов для проектных компаний) и инвестиционных бюджетов.

Как правило, основная проблема при разработке модели бюджета доходов и расходов связана с определением методики формирования именно расходной части, поскольку доходная должна без особых проблем браться из бюджета продаж. Особенно нужно быть внимательным при разработке модели себестоимости, т.к. от этого зависит и прибыль в бюджета доходов и расходов, и запасы готовой продукции в бюджете по балансовому листу. Хотя и другие статьи затрат нельзя оставлять без внимания.

То есть речь идет о том, что в бюджете доходов и расходов должны быть собраны все расходы компании, ничего нельзя упустить, иначе информация, содержащаяся в бюджете доходов и расходов, не будет показывать реальную картину. Нужно обратить внимание на то, что данные для бюджета доходов и расходов могут поступать не только из функциональных бюджетов (или бюджетов текущих проектов), но и из инвестиционных.

Несмотря на свое название инвестиционные бюджеты формально могут содержать статьи затрат, относящиеся к текущей деятельности, и, естественно, они должны попасть в бюджет доходов и расходов. В одной компании, например, при разработке модели бюджета доходов и расходов забыли учесть этот факт, и у них получилась завышенная прибыль в плановом периоде из-за того, что текущие затраты по проекту создания нового филиала не были включены в бюджет доходов и расходов.

Правда, доходную часть в бюджете доходов и расходов включить не забыли. Поначалу такой проект бюджета доходов и расходов очень порадовал генерального директора, но потом он засомневался в том, что мог произойти такой скачок прибыли. Когда он стал разбираться во всех операционных бюджетах, то, конечно же, обнаружил, что финансовая дирекция решила использовать такую «оптимистическую» модель бюджета доходов и расходов.

Отчасти это было связано с тем, что в компании были введены нижние ограничения по прибыли, и финансовая дирекция искала возможные пути увеличения финансового результата. И, наверное, в ходе таких поисков случайно забыла посчитать некоторые затраты. Кстати, если бы в компании на тот момент была интегрированная финансовая модель, то такой арифметической ошибки не возникло бы. А ведь подобные арифметические ошибки приводят к ненужной трате времени сотрудников компании как на этапе планирования, так и на этапе план-фактного анализа. В этом смысле модель бюджета доходов и расходов важна и при планировании, и при проведении план-фактного анализа исполнения бюджетов.

Делателизация при анализе бюджета доходов и расходов

Когда проводится план-фактный анализ исполнения бюджета доходов и расходов (так же как и любого другого бюджета), необходимо установить не только допустимые границы отклонений, но и определить, насколько «глубоко» нужно погружаться в статьи. Если в бюджете есть статья расходов, которая суммируется из других статей, а те в свою очередь разбиваются на еще более мелкие статьи, то встает вопрос – на каком уровне следует остановиться при план-фактном анализе?бюджета доходов и расходов.

Как бы точно компания не планировала, всегда будут отклонения факта от плана. Очевидно, что не следует заниматься анализом даже самых незначительных отклонений. Но проблема может заключаться в том, что отклонения статей на разных уровнях иерархии могут быть разными. Например, в одной компании при анализе бюджета доходов и расходов установили предел допустимых отклонений на уровне 100 тысяч рублей в месяц.

То есть, проводя ежемесячный план-фактный контроль исполнения бюджета доходов и расходов, они анализировали только те отклонения, которые превышали 100 тысяч рублей. Анализируя исполнение бюджета доходов и расходов за один из месяцев, заметили, что фактические коммерческие расходы превышали плановые на 77 тысяч рублей. Получается, что на данном уровне отклонение находится в пределах допустимого. Но когда стали анализировать статьи коммерческих расходов, то обнаружили, что «внутри» этой статьи есть отклонения, превышающие 100 тысяч рублей. Одной из статей коммерческих расходов является реклама.

В анализируемом месяце реклама была меньше, чем планировалось, на 150 тысяч рублей, а транспортные расходы по факту превышали плановые на 110 тыс. руб. В общем, получилось так, что суммарные коммерческие расходы отклонились менее, чем на 100 тыс. руб., поэтому отклонение по рекламе не анализировалось, т.к. ранее было принято решение остановиться на более высоком уровне иерархии статей. Но после этого случая пришли к выводу, что нужно определить набор статей, отклонения по которым обязательно нужно отслеживать не зависимо от того, на каком уровне иерархии они находятся.

В компании все-таки пришли к выводу, что затраты на рекламу могут существенно влиять на финансовые результаты, поэтому данную статью нельзя оставлять без внимания. Как видно, в данном примере используется достаточно большое значение допустимых отклонений. В этой компании среднемесячный оборот составлял около 50 млн. руб. То есть допустимое отклонение в 100 тыс. руб. в месяц составляло 0.2% от оборота. В некоторых компаниях, наоборот, устанавливают слишком маленькую сумму допустимых план-фактных отклонений.

Например, в одной компании с годовым оборотом около 2 млрд. $ собственники заставляли менеджеров объяснять любые отклонения, превышающие 100$ в месяц. Это значит, что любое отклонение, превышающее 10-5% от оборота, требовало объяснения. Естественно, что львиная доля этих отклонений была связана с определенной погрешностью в расчетах. Таким образом, время менеджеров и специалистов тратилось на поиски «блох», вместо того, чтобы заниматься действительно серьезными проблемами.

Наверное, сложно назвать какую-то универсальную долю допустимого план-фактного отклонения в выручке компании. Этот вопрос каждая компания должна решать индивидуально. Но в любом случае нужно помнить об одном из важнейших принципов построения любой системы управления. Речь идет о том, что затраты на поддержание системы управления должны окупаться. Конечно, далеко не всегда это можно точно оценить, но по крайней мере не нужно допускать явных перекосов в ту или в другую сторону. Это значит, что, с одной стороны, план-фактный анализ не должен быть слишком поверхностным, но, с другой стороны, от него должна быть практическая польза для компании.

Начинать консолидацию бюджета доходов и расходов можно с простых расчетов

Помимо полной и детальной модели бюджета доходов и расходов, неплохо иметь и упрощенную, которую можно было бы использовать еще до того, как будут консолидированы все бюджеты. После того, как будет подготовлен бюджет продаж, можно подсчитать маржу, используя при этом трансфертную цену, которую лучше заложить на уровне чуть выше переменной себестоимости. Хотя, если уровень автоматизации позволяет делать быстрые расчеты переменной производственной себестоимости, можно и не использовать трансфертные цены.

Рассчитав маржинальную прибыль, можно будет из выручки вычесть верхнее ограничение по постоянным расходам. Маркетинговые затраты на продвижение продукции уже должны быть подготовлены, т.к. проект бюджета продаж должен рассматриваться вместе с бюджетом коммерческих расходов. Поэтому из маржи можно вычесть верхнее ограничение по постоянным расходам и расходы на продвижение. Также необходимо еще вычесть налоги, которые к этому моменту тоже уже можно прикинуть.

То есть грубый бюджет доходов и расходов можно построить в тот же день, когда будет подготовлен бюджет продаж, и сразу можно будет проверить, укладывается ли компания в нижнее ограничение по прибыли. Если прибыль превышает ограничение, то можно продолжить все остальные расчеты. Если же прибыль получается ниже ограничения, то это значит, что нужно менять бюджет продаж и бюджет рекламы.

Таким образом, исправить ситуацию можно только за счет увеличения плана продаж, т.к. к этому моменту финансовая дирекция уже должна проверить и согласовать заявки подразделений на постоянные расходы, то есть подразделения должны уложиться в ограничения по затратам. Итак, при разработке финансовой модели нужно помнить о важности бюджета доходов и расходов, поскольку при консолидации сводных бюджетов по компании в целом именно этот финансовый бюджет формируется в первую очередь.

Если показатели бюджета доходов и расходов не соответствуют минимальным требованиям собственников, то дальнейшую консолидацию финансовых бюджетов нужно прекратить до тех пор, пока не будет ясности в отношении того, как можно исправить ситуацию. А для этого нужно будет опуститься на уровень операционных бюджетов, чтобы понять, за счет чего конкретно можно будет привести показатели бюджета доходов и расходов к требуемым значениям.

Кстати, поэтому некоторые компании прежде чем рассчитывать детальные бюджеты, сначала делают прикидочные расчеты с использованием простой финансовой модели бюджетирования. Так вот, после того, как получены прогнозные расчеты финансовых бюджетов, можно приступать к более точному планированию с использованием детальной финансовой модели, содержащей в себе, помимо финансовых бюджетов, бюджеты, составленные по объектам нижнего уровня (бизнес-процессы, проекты, ЦФО).

Если прикидочные расчеты показывают, что стратегические показатели, содержащиеся в финансовых бюджетах, более-менее соответствуют граничным значения, то можно переходить к более детальным расчетам. Если же оценочные данные показывают, что нужные значения стратегических показателей далеки от требуемого диапозона, то компания должна серьезно задуматься над тем, как она сможет достичь поставленных целей. Например, если будет рассматриваться вариант существенного роста выручки от реализации (скажем, несколько десятков процентов в год), то это может потребовать существенного финансирования.

Правда, это уже можно будет понять, построив бюджет по балансовому листу, но тем не менее расчеты будут начинаться именно с бюджета доходов и расходов. Привлечение внешнего финансирования может привести к увеличению затрат по процентам за кредит, а это в свою очередь отразится на показателях бюджета доходов и расходов.

Естественно, что финансовое моделирование бюджета доходов и расходов, да и других финансовых бюджетов, – это всего лишь техника. То есть можно построить достаточно сбалансированную модель бюджетов, но, например, рынок при этом может накладывать существенные ограничения, которые просто не позволят так увеличить выручку, как это заложено в бюджете доходов и расходов. Да, такое может быть.

Так изучение рынка как раз и является одной из основных задач отдела маркетинга. Сейчас же речь идет о финансовом моделировании. У компании должна быть качественная финансовая модель, позволяющая ей производить необходимые расчеты. Иными словами, компания должна уметь правильно считать. И это особенно важно при консолидации сводных финансовых бюджетов, поскольку именно на их основе принимается окончательное решение на плановый период.

Управление финансовым результатом складывается из управления его отдельными элементами. Речь идет о выручке от реализации, производственных, коммерческих и административно-управленческих расходах. То есть бюджет доходов и расходов – это, по сути, консолидированное представление итоговых данных о доходах и расходах. Поэтому, чтобы не повторяться, далее сразу будет рассмотрен пример модели бюджета доходов и расходов.

Пример модели бюджета доходов и расходов

В таблице 2 представлен пример бюджета доходов и расходов, составленный для производственной компании. Консолидация статей данного бюджета доходов и расходов осуществляется на основе функциональных и инвестиционных бюджетов.

Таблица 2. Пример бюджета доходов и расходов

Рентабельность продаж
Статьи бюджета Год 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Выручка (нетто) от реализации продукции (тыс. руб.) 186 678 10 506 11 628 12 365 15 717 14 688 15 052 15 243 15 431 15 948 17 726 19 811 22 562
Себестоимость реализованной продукции (тыс. руб.) 130 624 9 096 8 896 9 236 11 503 11 052 10 883 11 284 10 341 10 360 11 671 12 432 13 869
Коммерческие расходы (тыс. руб.) 16 512 1 039 1 271 1 278 2 193 1 882 1 631 1 384 1 198 1 035 1 099 1 171 1 330
Административно-управленческие расходы (тыс. руб. без %) 19 350 1 507 1 376 1 655 1 749 1 730 1 941 1 836 1 755 1 497 1 327 1 305 1 672
Прибыль (убыток) от реализации (тыс. руб.) 20 192 -1 136 85 195 272 25 598 739 2 137 3 056 3 628 4 902 5 690
Проценты к получению
Проценты к уплате 353 0 0 0 0 135 99 77 42 0 0 0 0
Доходы от участия в др. организациях
Прибыль (убыток) отчетного периода (тыс. руб.) 19 840 -1 136 85 195 272 -110 499 662 2 095 3 056 3 628 4 902 5 690
Налог на прибыль 4 804 0 0 0 0 0 0 0 0 1 391 0 0 3 413
Дивиденды
Нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода (тыс. руб.) 15 036 -1 136 85 195 272 -110 499 662 2 095 1 665 3 628 4 902 2 277
Нераспределенная прибыль (убыток) от начала года (тыс. руб.) 15 036 -1 136 -1 051 -856 -584 -693 -194 468 2 563 4 228 7 856 12 758 15 036
8% -11% 1% 2% 2% -1% 3% 4% 14% 10% 20% 25% 10%

В данном примере бюджет доходов и расходов имеет самый общий формат. То есть здесь нет детализации, скажем, по продуктам. Хотя на самом деле можно было бы под строчкой «выручка от реализации» представить данные о продажах в разрезе продуктов. Аналогично можно было бы поступить и по производственным (себестоимость реализованной продукции), и по коммерческим расходам. Правда, производственные и коммерческие расходы в таком случае пришлось бы разбить на прямые и накладные по отношению к продуктам.

Итак, выручка от реализации в данной модели бюджета доходов и расходов берется из бюджета продаж. Производственная себестоимость реализованной продукции рассчитывается по достаточно сложной формуле. Ведь в данном случае должна быть рассчитана именно производственная себестоимость реализованной, а не произведенной продукции. В данной модели продукция производится с запасом, поэтому нужно учитывать и стоимость запасов готовой продукции. Кроме того, в модели учитывается рост цен и тот факт, что сырье и материалы закупаются у разных поставщиков по разным ценам.

Сырье и материалы в свою очередь также закупаются с запасом. Поэтому в модели приходится учитывать и динамику продаж, и динамику производства, и динамику закупок. В данном примере используется следующая учетная политика в отношении материалов и запасов готовой продукции. Стоимость материалов и готовой продукции учитывается по методу FIFO (First In First Out).

Производственная себестоимость в данной модели бюджета доходов и расходов рассчитывается только по прямым затратам (сырье и материалы, труд основных производственных рабочих). То есть общепроизводственные накладные расходы не разносятся по продуктам, а списываются в период возникновения. Соответственно, запасы готовой продукции также учитываются по прямой производственной себестоимости.

Коммерческие расходы берутся из бюджета коммерческих затрат. Как и все остальные расходы, они попадают в бюджет доходов и расходов без учета НДС, поскольку НДС не является ни статьей доходов, ни статьей расходов. Данные об административно-управленческих расходах также берутся из одноименного функционального бюджета.

В рассматриваемом примере формата бюджета доходов и расходов не стали выделять отдельно статьи прочих операционных доходов и расходов, а также внереализационные доходы и расходы. Во-первых, таких доходов у компании не было, а во-вторых, что касается расходов, то все их решили отнести к административно-управленческим, то есть общефирменным (или общехозяйственным) расходам. Такое решение вполне допустимо, т.к. речь идет о системе управленческой отчетности и бюджетировании. При построении внутренней системы отчетности компания вправе устанавливать свои правила. Главное, чтобы они не противоречили общей логике финансового бюджетирования. В подобном решение такого противоречия нет.

Налог на прибыль берется из бюджета налогов. Конкретно из того раздела бюджета налогов, где представлены данные о начисленных налогах. Данные о планируемых выплатах поступают в бюджет движения денежных средств, а о задолженностях – в бюджет по балансовому листу.

Дивиденды в данном примере равны нулю. Какой-то стандартной модели планирования дивидендов не существует. Более того, дивидендная политика должна определяться собственниками компании. То есть именно они должны оценить, какие отчисления могут быть сделаны с учетом планируемого финансово-экономического состояния компании.

Ключевыми показателями бюджета доходов и расходов являются «Нераспределенная прибыль» и «Рентабельность продаж». Первый показатель определяет абсолютное значение эффективности текущей деятельности компании, а второй – относительное. Кстати, достаточно часто эти два показателя относят к стратегическим. То есть собственники компании устанавливают граничные значения для абсолютной и относительной величины прибыли. Причем эти лимиты могут быть определены не только на весь период планирования (в данном случае – год), но и на каждый месяцс учетом факторов, влияющих на объем продаж (например, сезонность).

Речь идет о том, что специфика бизнеса может быть связана с тем, что в отдельные месяцы он может быть даже убыточным, но при этом в целом за год может давать очень даже неплохую прибыль и рентабельность. В представленном примере в первом периоде компания планирует получить убыток, но тем не менее в целом за год бюджетные показатели удовлетворяют ограничениям собственников, поэтому такой бюджет доходов и расходов может быть утвержден.

Что касается бюджета доходов и расходов, то если его показатели укладываются в граничные значения, установленные собственниками, для окончательного утверждения бюджета доходов и расходов сначала нужно консолидировать остальные два финансовых бюджета (бюджет движения денежных средств и бюджет по балансовому листу).

Во-первых, показатели этих финансовых бюджетов могут не укладываться в лимиты. А во-вторых, в процессе анализа бюджета движения денежных средств и бюджета по балансовому листу может быть принято решение о необходимости привлечения кредита. Такое решение приведет к увеличению процентов по кредиту. Это, естественно, отразится на бюджете доходов и расходов. То есть нужно будет еще раз проанализировать бюджет доходов и расходов.

Итак, несмотря на то, что представленный пример формата бюджета доходов и расходов является достаточно укрупненным, он позволяет достичь целей бюджетирования доходов и расходов. Самое главное при разработке модели бюджета доходов и расходов – обеспечить четкую взаимосвязь показателей операционных бюджетов со статьями бюджета доходов и расходов. В данном примере модели такая взаимосвязь присутствует. Это значит, что все статьи бюджета доходов и расходов берутся из соответствующих статей операционных бюджетов.

То есть ни одна цифра в этом бюджете доходов и расходов не вводится, так сказать, вручную. Если показатели бюджета доходов и расходов будут признаны неудовлетворительными, то можно будет внести необходимые корректировки в операционные бюджеты, после чего бюджет доходов и расходов будет пересчитан в соответствии с финансовой моделью. Конечно же, любые корректировки, вносимые в бюджеты, должны быть обоснованными.

Такую обоснованность должны обеспечить детальные модели операционных бюджетов. Кроме того, за вносимыми корректировками и их обоснованностью должны следить специалисты финансовой дирекции. Сейчас же рассматривается финансовая модель бюджетирования. Такая модель должна правильно консолидировать все необходимые данные из операционных бюджетов. Это является одним из основных требований к модели бюджета доходов и расходов. В данном случае это требование выполняется.

Бюджетный процесс - это построение бюджета компании на определенный период времени. Участниками бюджетного процесса являются финансовый комитет, руководство компании, центры финансовой ответственности. Процесс ежегодного составления бюджета должен быть задокументирован, а задачи, назначения ответственных и сроки должны быть четко прописаны.

Бюджетный процесс опирается на точную систему классификации затрат, расходов и доходов. При этом необходимо различать термины «затраты» и «расходы». Для целей бухгалтерского и налогового учета ЗАТРАТЫ относятся к бизнес-активам, и они отражены в балансе. РАСХОДЫ относятся к коммерческому ДОХОДУ, и они показаны в отчете о чистой прибыли (прибыли и убытках).

Используя данные, генерируемые учетной системой, бюджеты могут быть разработаны для каждого подразделения на различных уровнях. Различные подразделения в рамках бизнеса могут быть определены как центры прибыли, центры затрат или дохода и т.п., т.е. как центры финансовой ответственности (ЦФО). Бюджеты используются в качестве инструмента управления для измерения эффективности деятельности ЦФО. Эффективность измеряется тем, насколько фактические цифры отклоняются от предусмотренных в бюджете сумм.

Существуют различные способы бюджетные классификации затрат, классификации расходов и доходов в зависимости от их отношения к выпуску продукции, а также в зависимости от контекста, в котором они используются.

Контролируемые и неконтролируемые затраты

При использовании бюджетов для расчета показателей эффективности, важно различать контролируемые и неконтролируемые затраты. Менеджеры не должны нести ответственность по неконтролируемым затратам. Следовательно, в типичном бюджете будет отображаться доход от продаж в виде прогноза и переменные затраты, связанные с этим уровнем продаж. Разница между доходом от продаж и переменными затратами - это маржа или маржинальная прибыль. Затем из маржинальной прибыли вычитаются постоянные затраты для получения показателя операционного дохода. В результате, менеджеры и центры финансовой ответственности (ЦФО) оцениваются на основе тех затрат, которые они, как ожидается, будут контролировать.

Постоянные и переменные затраты

Два основных типа затрат, которые существуют на предприятии - это постоянные и переменные затраты.

Постоянные затраты не зависят от выпуска продукции, в то время как переменные затраты зависят от него. Постоянные затраты иногда называются накладными расходами. Они производятся независимо от того, изготовляет ли фирма 100 единиц продукции или 1000 единиц продукции. При составлении бюджета статьи постоянных затрат могут включать в себя арендную плату, амортизацию и заработную плату руководителей. Накладные расходы на производство могут включать такие статьи затрат, как налоги на имущество и страхование. Эти постоянные издержки остаются неизменными, несмотря на изменения в объеме производства.

С другой стороны, переменные затраты колеблются в прямой пропорции к изменениям в объеме производства. В бюджетной классификации затрат на производство затраты на рабочую силу и материалы обычно являются переменными затратами, которые возрастают по мере увеличения объема производства. Требуется больше труда и материала для производства большего объема продукции, поэтому стоимость рабочей силы и материалов изменяется в прямой зависимости от объема выпуска.

Для многих компаний в сфере услуг традиционное разделение затрат на постоянные и переменные не работает. Как правило, переменные затраты определяются главным образом как «труд и материалы». Однако в сфере услуг рабочая сила обычно оплачивается контрактом или управленческой политикой и, таким образом, не зависит от производства. Следовательно, для этих компаний это постоянная, а не переменная стоимость. Нет жесткого и твердого правила о том, какая категория (постоянная или переменная) подходит для конкретных расходов. Например, стоимость офисной бумаги в одной компании может быть накладной или постоянной стоимостью, поскольку бумага используется в административных офисах для выполнения административных задач. Для другой компании эта же офисная бумага может быть переменной стоимостью, потому что бизнес производит печать как услугу для других предприятий. Каждая компания должна определять на основе собственных нужд, является ли расход постоянной или переменной стоимостью для бизнеса.

В дополнение к переменным и постоянным затратам некоторые из затрат считаются смешанными . То есть, они содержат элементы постоянных и переменных затрат. В некоторых случаях расходы на надзор и проверку рассматриваются как смешанные.

Прямые и косвенные затраты

Прямые затраты аналогичны переменным затратам. Их можно непосредственно отнести на производство продукции. В системе оценки запасов, называемой директ-костинг, только те затраты, которые непосредственно зависят от объема производства, относятся на продукцию по мере ее производства. Стоимость инвентаря представляет собой сумму прямого материала, прямой рабочей силы и всех переменных производственных затрат.

С другой стороны, косвенные затраты аналогичны постоянным затратам. Они напрямую не связаны с объемом выпуска. Косвенные затраты на заводе-изготовителе могут включать зарплату руководителей, косвенные затраты труда, поставки, налоги, коммунальные услуги, амортизацию на здания и оборудование, аренду заводов, расходы на инструменты и расходы на патенты. Эти косвенные затраты иногда называют производственными накладными расходами.

В рамках системы учета, известной как калькуляция полной себестоимости, все косвенные затраты на производство, а также прямые затраты включаются в определение стоимости запасов. Они считаются частью стоимости производимой продукции.

Таким образом, бюджетная классификация затрат может опираться как на разделение затрат на постоянные и переменные, так и на прямые и косвенные.

Доходы бюджета и расходы бюджета: классификация статей расходов и доходов бюджета

Статьи доходов бюджета – это планируемые поступления от продаж товаров и услуг. Бюджет доходов от продаж может быть построен, исходя из ожиданий, сколько товаров и услуг компания планирует продать, а также от количества клиентов. Он также включает цену, которую компания будет взимать за свои товары и услуги.

Что касается классификации расходов бюджетов, то почти все статьи расходов бюджета отражаются либо в операционном бюджете, либо в капитальном бюджете. Однако периодически могут возникать некоторые внебюджетные расходы.

В бюджетной классификации расходов операционные расходы представляют собой расходы на обычные бизнес-операции. Например, операционные расходы бюджета могут включать расходы на зарплату, страхование, аренду помещений, электричество или договоры на техническое обслуживание.

Термин «капитальные расходы» относится к расходам, которые увеличивают стоимость имущества и оборудования, принадлежащего бизнесу. Закупки основных средств, например, являются капитальными затратами. В результате эти активы становятся частью базы активов организации, следовательно, они увеличивают балансовые счета активов. Компании обычно планируют и управляют капитальными расходами в капитальном (инвестиционном) бюджете. Элементы в капитального (инвестиционного) бюджета не отображаются в операционном бюджете.

Рисунок 1. Пример классификации бюджетных статей в программе «WA: Финансист».

Программный продукт WA: Финансист является гибким инструментом бюджетирования и позволяет проводить любую классификацию бюджетных статей из указанных выше. При этом важным разделителем является тип статьи: статья бюджетирования (для бюджетов доходов и расходов и бюджета по балансовому листу) и статья ДДС (для бюджетов движения денежных средств).

СТАТЬИ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ БЮДЖЕТА

отдельные позиции, строчки, характеризующие разные виды доходов и расходов бюджета и соответствующие им суммы доходов и расходов. Суммарные доходы бюджета складываются из сумм доходных статей, а суммарные расходы - из расходных статей.

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. . Современный экономический словарь. - 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с. . 1999 .


Экономический словарь . 2000 .

Смотреть что такое "СТАТЬИ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ БЮДЖЕТА" в других словарях:

    Отдельные позиции, строки, характеризующие разные виды доходов и расходов бюджета и соответствующие им суммы доходов и расходов. Суммарные доходы бюджета складываются из сумм доходных статей, а суммарные расходы из сумм расходных статей … Энциклопедический словарь экономики и права

    статьи доходов и расходов бюджета - отдельные позиции, строчки, характеризующие разные виды доходов и расходов бюджета и соответствующие им суммы доходов и расходов. Суммарные доходы бюджета складываются из сумм доходных статей, а суммарные расходы из расходных статей … Словарь экономических терминов

    СМЕТА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ - (англ. income and expenditure budget) – документ, на основе которого производится финансирование бюджетного учреждения и отдельных населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями. С.д. и р. бюдж. учр ния составляется в соответствии …

    Дефицит бюджета - (Deficit budget) Понятие бюджетного дефицита, виды дефицита бюджета Понятие бюджетного дефицита, виды дефицита бюджета, государственные заимствования Содержание Содержание Источники финансирования дефицита бюджета Внутренние источники Внешние… … Энциклопедия инвестора

    Подоходный налог основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством. Противники подоходных налогов часто… … Википедия

    Неналоговые доходы федерального бюджета - 1. Неналоговые доходы федерального бюджета формируются в соответствии со статьями 41, 42 и 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет: (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63 ФЗ) доходов от использования имущества, находящегося в… … Официальная терминология

    Расходы бюджета - (англ. budget overheads /expenses) в бюджетном законодательстве РФ денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Р.б. регулируются правилами разд. III ч. 2 БК РФ*. Формирование… … Энциклопедия права

    расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и Местного самоуправления. * * * (англ. budget overheads /expenses) в бюджетном законодательстве РФ денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение… … Большой юридический словарь

    БЮДЖЕТ НАЦИОНАЛЬНЫЙ - NATIONAL BUDGETЗакон о бюджете, учете и отчетности от 10 июня 1921 г. (42 Stat. 20; 31 U.S.C. 11 16) определил, что президент Соединных Штатов будет передавать Конгрессу для утверждения проект годового бюджета Соединенных Штатов, а также иную… … Энциклопедия банковского дела и финансов

    БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ - (англ. budget classification) – законодательно устанавливаемая по однородным признакам группировка доходов и расходов бюджета, а также источников финансирования его дефицита, используемая для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающая… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь