Лекция об истории принятия Конвенции о правах ребенка и ее основных положениях.
Социологические исследования свидетельствуют, что многие школьники не знают не только содержание Конвенции, но и о ее существовании. Дорогие ребята, давайте рассмотрим, что представляет из себя Конвенция о правах ребенка, какие нормы закреплены в этом документе. Может быть, кто-то знает о нем?
20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. Ассамблее понадобилось всего лишь две минуты, чтобы официально превратить международно-правовой акт в универсальный стандарт, который отныне служит мерилом основных прав детей в мире. Этим актом международное сообщество распространило действие прав человека на одну из наиболее уязвимых групп общества - детей. Событие это настолько важное и значимое, что многие публицисты и общественные деятели стали называть Конвенцию Хартией вольностей для детей, мировой конституцией прав ребенка.
Разработка документов о правах ребенка имеет свою историю. Вопрос об отдельном рассмотрении прав детей возник сравнительно недавно. Только в результате демократических движений за реформы в XIX веке государства взяли на себя ответственность за защиту ребенка от произвола родителей, экономической эксплуатации работодателей. Еще до образования ООН права детей рассматривались в основном в качестве мер, которые необходимо было принять в отношении рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. В связи с этим Лига Наций в 1924 году приняла Женевскую декларацию прав ребенка.
Дети, их благополучие и права всегда находились в центре внимания ООН с момента ее создания в 1945 году. Одним из главных актов Генеральной Ассамблеи было образование Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), который в настоящее время является главным механизмом международной помощи детям
В принятой ООН в 1948 году Всеобщей декларации прав человека отмечается, что дети должны быть объектом особой защиты и помощи.
Необходимость особой защиты прав ребенка была признана Международным пактом об экономических социальных и культурных правах (ст. 10), Международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 23 и 24), а также в уставах и соответствующих документах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей.
В 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребенка. Основной ее тезис состоял в том, что человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет. В ней были провозглашены десять социальных и правовых принципов, касающихся защиты и благополучия детей на национальном и международном уровнях. Декларация призывала родителей, отдельных лиц, неправительственные организации, местные власти и правительства признать изложенные в ней права и свободы и стремиться к их соблюдению. В Декларации также говорилось, что детям должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и условия, позволяющие им развиваться здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. Она оказала значительное влияние на политику и дела правительств и отдельных лиц во всех частях мира.
Однако после принятия Декларации прав ребенка возникла необходимость принятия нового документа - Конвенции.
Международные документы, в том числе о правах человека, условно можно разделить на две большие группы: декларации и конвенции. Декларация (от латинского слова declaratia - провозглашение) не имеет обязательной силы, это рекомендация, в которой провозглашаются основные принципы, программные положения. Конвенция (от латинского слова conventio - договор, соглашение) - соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).
Время и ухудшение положения детей потребовали от мирового сообщества принятия нового документа, в котором не просто декларировались права детей, как это имело место в Декларации, а на основе юридических норм фиксировались меры защиты этих прав. За 30 лет, прошедших после принятия Декларации прав ребенка, многие представления изменились, сложились новые понятия. Потребность в придании правам детей силы норм договорного права с особой силой проявилась в ходе подготовки к Международному году ребенка, который отмечался в 1979 году. В этом же году Комиссия ООН по правам человека приступила к разработке проекта Конвенции. Десять лет, с 1979 по 1989 год, Комиссия по правам человека, в работе которой приняли участие юристы, врачи, педагоги, психологи, социологи, культурологи, деятели общественных организаций и религиозных конфессий многих стран мира, разрабатывала этот проект.
По сравнению с Декларацией о правах ребенка 1959 года, где было 10 коротких, носящих декларативный характер положений (они именовались принципами), Конвенция содержит 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Конвенция о правах ребенка не только развивает, но и конкретизирует положения Декларации прав ребенка. В отличие от Декларации государства, которые присоединяются к Конвенции, несут юридическую ответственность за свои действия в отношении детей. Страны, ратифицировавшие Конвенцию о правах ребенка или присоединившиеся к ней, должны пересмотреть свое национальное законодательство для обеспечения его соответствия положениям Конвенции. Подписывая Конвенцию, государства заявляют о своем обязательстве соблюдать эти положения и в случае их невыполнения несут ответственность перед международным сообществом.
Конвенция имеет равное значение для всех народов во всех регионах мира. Несмотря на то, что Конвенция устанавливает общие нормы, в ней учтены различные культурные, социальные, экономические и политические реалии отдельных государств, что позволяет каждому государству, на основе общих для всех прав выбрать свои собственные национальные средства для выполнения этих норм. Это дает основание утверждать, что Конвенция имеет универсальный характер.
Зарубежные и отечественные исследователи, говоря об истории Декларации и о Конвенции, ограничиваются перечисленными выше фактами (подробно или менее подробно излагая их). Зарубежных авторов можно понять, они, очевидно, недостаточно знают историю российской педагогической мысли. Удивляют отечественные исследователи, многие из которых не считают нужным упомянуть имя видного педагога, страстного борца за права детей, свободное воспитание личности - К.Н. Вентцеля. Он еще в сентябре 1917 года разработал и опубликовал Декларацию прав ребенка, опираясь на гуманистическую отечественную философскую мысль. Этот своеобразный гуманистический манифест был одним из первых в мировой практике, который на несколько десятилетий опередил аналогичную декларацию ООН.
Международное сообщество высоко оценило Конвенцию как выдающийся гуманистический документ нашего времени. Исполнительный Совет ЮНИСЕФ на своей ежегодной сессии (июнь 1992 г.) предложил государствам ежегодно 20 ноября (день принятия Конвенции прав ребенка) отмечать Всемирный день детей.
Конвенция - документ особого социально-нравственного значения, ибо она утверждает признание ребенка частью человечества, недопустимость его дискриминации. «Наилучшие интересы ребенка» - понятие универсальное. Оно включает право на выживание, здоровое развитие и защиту от злоупотреблений. Эти права общепризнанны и стали международными нормами.
Конвенция - правовой документ высокого международного стандарта. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде и никогда. Определяя права детей, которые отражают весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека, Конвенция устанавливает и правовые нормы ответственности государства, создает специальный механизм контроля - Комитет ООН по правам ребенка - и наделяет его высокими полномочиями.
Конвенция - документ высочайшего педагогического значения. Она призывает и взрослых, и детей строить свои взаимоотношения на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм и демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнению, взглядам. Они должны быть основой педагогики, воспитания и решительного устранения авторитарного стиля общения взрослый - ребенок, учитель - ученик. Одновременно Конвенция утверждает необходимость формирования у подрастающего поколения осознанного понимания законов и прав других людей, уважительного к ним отношения.
Идеи Конвенции должны внести много принципиально нового не только в наше законодательство, но и прежде всего в наше сознание.
Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. Положения Конвенции сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.
Конвенция утверждает ряд важных социальных правовых принципов. Главный из них - признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не в качестве придатка своих родителей и других опекунов.
Согласно Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по национальным законам не установлен более ранний возраст достижения совершеннолетия.
Признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция охватывает весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав. Одновременно она подчеркивает, что осуществление одного права неотделимо от осуществления других прав. Она провозглашает приоритетность интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи. Конвенция утверждает, что свобода, необходимая ребенку для развития своих интеллектуальных, моральных и духовных способностей, требует не только здоровой, но и безопасной окружающей среды, соответствующего уровня здравоохранения, обеспечения минимальных норм питания, одежды, жилища и предоставления всего этого в первую очередь детям.
Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, а государства обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
Каждый ребенок имеет право на имя и гражданство с момента рождения.
Во всех действиях судов, учреждений социального обеспечения, административных органов, занимающихся проблемами детей, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Надлежащим образом должно учитываться мнение ребенка.
Государства обеспечивают осуществление каждым ребенком всех прав без какой-либо дискриминации или различий.
Дети не должны разлучаться со своими родителями, за исключением случаев, когда это осуществляется компетентными органами в интересах их благополучия.
Государства должны содействовать воссоединению семей, разрешая въезд на свою территорию или выезд из нее.
Родители несут основную ответственность за воспитание ребенка, однако государства должны оказывать им надлежащую помощь и развивать сеть детских учреждений.
Государства должны обеспечивать защиту детей от причинения им физического или психологического ущерба и от плохого обращения, включая сексуальное злоупотребление или эксплуатацию.
Государства обеспечивают подходящую замену ухода за детьми, у которых нет родителей. Процесс усыновления тщательно регулируется, чтобы обеспечить гарантии и юридическую обоснованность в тех случаях, когда усыновители намереваются вывезти ребенка из страны, где он родился.
Неполноценные дети имеют право на особое обращение, образование и заботу.
Ребенок имеет право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения. Государство должно обеспечивать охрану здоровья всех детей, уделяя первоочередное внимание профилактическим мерам, медико-санитарному просвещению и сокращению детской смертности.
Начальное образование должно быть бесплатным и обязательным.
Школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка. Образование должно готовить ребенка к жизни в духе понимания мира и терпимости.
Дети должны иметь время на отдых, игры и одинаковые возможности заниматься культурной и творческой деятельностью.
Государства должны обеспечивать защиту ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая может помешать получению образования или нанести ущерб его здоровью и благополучию.
Государства должны защищать детей от незаконного употребления и от участия в производстве наркотиков или торговле ими.
Принимаются все меры для прекращения похищения детей и торговли ими.
Смертная казнь или пожизненное тюремное заключение не назначаются за преступления, совершенные лицами в возрасте до 18 лет.
Дети должны содержаться под стражей отдельно от взрослых; они не должны подвергаться пыткам или жестокому и унижающему достоинство обращению.
Чтобы активизировать внимание мирового сообщества к Конвенции, защите прав ребенка, ООН провела Всемирную встречу на высшем уровне в интересах детей, состоявшуюся 29-30 сентября 1990 г. в Нью-Йорке. Всемирная встреча стала историческим форумом. 71 президент и премьер-министры государств и правительств собрались в ООН, чтобы своим авторитетом поддержать идеи Конвенции о правах ребенка. Участники встречи приняли Всемирную декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей и План действий по осуществлению этой декларации в 90-е годы XX столетия. Главы 159 делегаций дали обещание: попытаться покончить к 2000 году с детской смертностью и недоеданием, обеспечить элементарные гарантии нормального физического и нравственного развития детей во всем мире. Все правительства обещали пересмотреть свои планы и бюджеты и до конца 1991 года принять решения относительно национальных программ действий.
Принятие Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей и Плана действий по ее осуществлению - это не только Совместное обязательство, это выдающийся документ, свидетельствующий о создании нового нравственного критерия в мировом сообществе. Суть его в том, чтобы дети в первую очередь пользовались плодами успехов человечества и в последнюю очередь страдали от его неудач, в том, что уровень цивилизации общества, его гуманность будут определяться тем, как общество защищает своих детей и заботится о них. В этом суть новой этики в отношении детства, провозглашенной на этой встрече.
Принципы этой этики закреплены в Конвенции о правах ребенка. В итоговом документе встречи говорится о необходимости всемерного соблюдения Конвенции. Выполнение или нарушение ее должно незамедлительно становиться вопросом национальной озабоченности, национальной гордости или национального стыда.
Конвенция создала механизм, который контролирует выполнение ее принципов. В целях рассмотрения прогресса, достигнутого государствами-участниками в обеспечении выполнения прав ребенка, создан Комитет по правам ребенка. Его состав и функции определены статьями 43-45 Конвенции о правах ребенка.
В соответствии с пунктом 1 ст. 44 Конвенции о правах ребенка государства-участники обязуются представлять Комитету через Генерального секретаря ООН доклады о реализации положений Конвенции.
Первоначальный доклад представляется страной, ратифицировавшей Конвенцию, через 2 года, а последующие - через каждые 5 лет.
Комитет разработал рекомендации по содержанию информации, включаемой в доклады государств-участников. Доклады Комитету по правам ребенка от государств, которые ратифицировали Конвенцию, являются исключительно важными для процесса контроля. Комитет понимает, что как бы тщательно доклады ни составлялись, сколь подробными они ни были, официальные доклады редко могут охватить полную картину прав ребенка в данной стране. Поэтому Комитет кроме официального доклада собирает сведения от неправительственных, межправительственных организаций, включая ЮНИСЕФ, которые могут представлять свои собственные доклады независимо от правительств. При обсуждении доклада Комитет учитывает и анализирует не только количественные показатели, но и усилия, прилагаемые этой страной для обеспечения прав ребенка, а также меры, необходимые для преодоления трудностей.
Конвенция о правах ребенка коренным образом изменила отношение к детям в мире. На международном уровне утверждается убеждение, что у детей есть все те права, что и у взрослых: гражданские и политические, социальные, культурные, экономические. Подтверждением этого является ратификация Конвенции почти всеми странами мира. 191 государство является участниками Конвенции. Только 2 государства пока еще не присоединились к Конвенции (Сомали и США). Таким образом, она стала единственным в истории договором по правам человека, ратифицированным таким количеством стран.
Конвенция о правах ребенка заложила в международное право новые нормы, к соблюдению которых должны стремиться национальные правительства.
Конвенция признает, что еще не все правительства располагают ресурсами, необходимыми для немедленного обеспечения экономических, социальных и культурных прав. Однако она обязывает их уделять этим правам первостепенное внимание и обеспечивать их соблюдение в максимально возможной степени с учетом имеющихся ресурсов.
Выполняя свои обязательства, государства вынуждены вносить изменения в национальные законы, планы, политику и практику. Для принятия таких мер прежде всего необходима политическая воля. Конвенция вызвала к жизни изменения, которые уже начинают серьезно сказываться на отношении международного сообщества к детям. В настоящее время 96 % детей в мире проживают в государствах, связанных юридическим обязательством защищать права детей. Ряд государств мира включили принципы Конвенции в свои Конституции, многие страны приняли новые законы или внесли поправки в существующие законы. Во многих странах Конвенция включена в учебные программы или курсы и начался процесс осведомления детей об их правах.
На основе принципов Конвенции были сформулированы многие другие международные, региональные и национальные документы, например документы, принятые на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах детей (сентябрь 1990 г.), Европейская Конвенция о защите прав детей (принята Советом Европы в январе 1996 г.), национальные законы о защите прав детей в ряде государств. Во многих странах средства массовой информации содействовали ознакомлению людей с содержанием Конвенции и фактами ее нарушения.
Всемирная встреча на высшем уровне в интересах детей (сентябрь 1990 г.), как уже отмечалось, приняла Декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей и План действий по ее осуществлению на 90-е годы. На пороге нового тысячелетия ЮНИСЕФ выдвинуло новую инициативу - Всеобщее Движение в интересах детей. Это рабочее название новой инициативы. Ее задача - сосредоточить усилия на разработке новой Всеобщей программы действий в интересах детей. Она должна сформулировать не только цели, но и пути их достижения, позволяющие ускорить процесс реализации прав детей и получить результаты в пределах одного поколения.
Для осмысления и закрепления полученной информации важно предложить учащимся ряд вопросов.
Тема нашего урока посвящена изучению прав ребенка, ознакомлению с главным международным правовым документом - Конвенцией ООН о правах ребенка.
На доске тема урока и план изучения
нового материала:
Права ребенка.
Конвенция о правах ребенка.
Проблемы детства в современном мире.
Понятие "ребенок".
История создания Конвенции ООН о правах ребенка (1989).
Основные положения Конвенции о правах ребенка.
Вступительная беседа :
Когда вы чувствуете себя счастливыми?
Как вы думаете, что нужно ребенку, чтобы он чувствовал себя счастливым?
Одинаково ли счастливы дети на планете?
Каких детей вы могли бы назвать несчастными?
А существуют ли проблемы у детей? Какие?
Имеют ли дети какие- либо права в обществе или они есть только у взрослых?
Какие бы права вы хотели бы иметь, будучи детьми?
Проблемы детства.
Когда человеку хорошо, он и не
задумывается о своих правах. Но в мире
очень много проблем, касающихся жизни
и здоровья
детей: сиротство, насилие
над детьми, использование детского
труда, болезни, война, изгнание из родных
мест, плен и др.
Положение детей на земле
неодинаково. Есть страны, в которых дети
окружены заботой государства, где
решению проблемы
защиты детей отводится
первостепенная роль. Но есть такие
государства, где тысячи детей вынуждены
жить в нищете и голоде, где царит бесправие
и насилие над ними.
Организация Объединенных наций, созданная в 1945 году, чтобы укрепить мир и дружбу между народами, предотвратить международные конфликты, защитить права человека, не могла обойти вниманием вопрос о правах детей, живущих на земле.
Для того, чтобы более полно
обеспечить права детей она приняла ряд
документов о правах ребенка. Дети,
обладая всей полнотой уже провозглашенных
международных прав, имеют свои
специфические права, пользуются особой
защитой со стороны
государства.
Понятие "ребенок".
Кого же относят к понятию
"ребенок"? ООН в своих документах
считает, что ребенком является каждый
человек до достижения им восемнадцатилетнего
возраста, если по закону, применимому
к данному ребенку, он не достигает
совершеннолетия ранее. Эта
оговорка
означает, что если до достижения
восемнадцати лет молодые люди вступили
в брак, зарегистрированный в установленном
порядке, то на них не будут
распространяться положения документов
о детях.
В России проживает более 40 млн. детей. Юридически к этой категории населения относят детей в возрасте до 18 лет. В нашей стране ребенок признается личностью, гражданином, он обладает целым комплексом юридических прав и обязанностей. Такиe правила заключены в кодексы различных отраслей права (Семейный, Уголовный, Трудовой и др.).
Среди международно-правовых
документов о правах ребенка важное и
основное место занимает Конвенция ООН
о правах ребенка 1989 года, которую
подписала также и Россия.
(В тетрадях
фиксируется понятие "ребенок", его
юридический статус).
История создания Конвенции ООН и правах ребенка.
Словарная работа .
Конвенция - это международное соглашение по определенному вопросу с взаимными обязательствами сторон.
Почему же был принят этот документ?
Чем вызвана его необходимость?
К
разработке Конвенции Комиссия ООН по
правам человека приступила в Международный
год ребенка (1979 г.). К этому времени
появился ряд важнейших международных
документов о правах человека, само
представление о правах детей стало
глубже.
Конвенция - это договор, который должен выполняться теми, кто его подписал. Этот статус документа определил остроту дискуссий о его содержании, сложности и длительность (десять лет) его разработки. 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. В 1990 году она была ратифицирована нашей страной.
Основные положения Конвенции о правах ребенка.
Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права.
Конвенция ценна еще и тем, что
это обязательство на будущее, ибо
призвана создать благополучные условия
для развития детей, которым предстоит
в будущем построить справедливый,
гуманный мир. Главный принцип Конвенции
состоит в том, что во всех действиях в
отношении детей, какими бы учреждениями
они ни предпринимались, первоочередное
внимание должно уделяться наилучшему
обеспечению интересов ребенка. Любой
государственный орган, решая вопрос, в
котором задеты интересы ребенка, должен
прежде всего обеспечить эти интересы.
Нормы, зафиксированные в ней, будут
служить ориентиром для правительств,
партий, организаций и движений в их
попытках внести положительные изменения
в жизнь детей, мобилизовать для этого
необходимые ресурсы.
(В тетради
записывается понятие "конвенция",
а также Конвенция о правах ребенка, с
органом и годом его принятия).
Государства-участники этой Конвенции взяли на себя обязательства признавать и обеспечивать широкий круг прав ребенка. Чтобы лучше сориентироваться в большом количестве норм Конвенции, давайте представим их в виде схемы, объединив их в отдельные группы по общности содержания.
Работа с учащимися по таблице-схеме . Учитель объясняет положения Конвенции о правах ребенка, активизируя детей к участию в размышлении над темой урока.
Согласно Конвенции, ребенок с момента рождения имеет право на имя, гражданство, а также, насколько это возможно, знать своих родителей и на их заботу. Запрещено насильно отрывать ребенка от семьи, от страны, менять ему имя.
Интересное положение Конвенции - признание права ребенка выражать свои собственные взгляды (если он сам способен их сформулировать) по всем вопросам, касающимся ребенка. При этом государства-участники обязались уделять этим взглядам "должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка". Для нас, взрослый вы или еще ребенок, очень важно, чтобы ваши взгляды были встречены окружающими с уважением и пониманием.
Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение, в том числе, свободно искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по своему выбору. Конвенция охраняет тайну корреспонденции ребенка. Никто, кроме него самого, не может вскрыть адресованное ему письмо. Осуществление этих прав может ограничиваться для соблюдения прав других лиц, для государственной безопасности и общественного порядка.
Конвенция возлагает на родителей
права и обязанности руководить ребенком
в осуществлении его свободы мысли,
совести и религии.
Все дети должны
пользоваться одинаковыми правами, как
родившиеся в браке, так и вне брака.
Заботу о детях, лишившихся родителей,
должно взять на себя государство.
Устанавливая нормы о правах и социальной защите ребенка, Конвенция исходит из того, что ребенку для полного и гармоничного развития необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. А это возможно лишь при уважении личности, чести и прав ребенка. И только при таких условиях воспитания ребенок может быть подготовлен к самостоятельной жизни в обществе, которое руководствуется идеалами мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности.
Большая доля положений Конвенции обращена правительственным органам, учреждениям, организациям наиболее мощным инстанциям, обладающим реальными возможностями принять необходимые и действенные меры для защиты детства. Многое могут сделать родители, другие члены семьи для того, чтобы ребенок чувствовал себя достаточно благополучным.
В Конвенции речь идет не только о правах ребенка, но в значительной мере об обязательствах государств-участников для обеспечения прав детей. Наша страна подписала и ратифицировала Конвенцию о правах ребенка, а это означает, что дети в нашей стране защищены Конвенцией ООН о правах ребенка.
Вопросы школьникам:
Для чего необходимо вам изучать положения Конвенции?
Какие права по Конвенции реализуете вы в жизни?
Какие вопросы остаются нерешенными в отношении защиты детства в нашей стране?
История , полный курс лекций в 9 книгах - ...
... истории и культуре народа, воспитания нравственности ребенка , освоения основных социальных ролей, норм и правил ... лекции ... Положение №69, принятое ... » «Конвенция о правах ребенка » « ... ее . Основная ... положений о внеурочной деятельности обучающихся; -положения об ...
Пункту, региону, России, истории , культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание... ; Конвенция о правах ребенка ; Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных ...
... Об образовании в Российской Федерации», Типовое положение об ... характер, присущее ей чувство юмора. ... хозяйстве; - основные этапы истории России; - ... , понимание и принятие обучающимися ценностей: ... лекций , ... и обыватель» «Конвенция о правах ребенка » «Олимпиада в...
Международное право предусматривает большое количество видов официальных бумаг. Одним из них и называют конвенцией.
Конвенция – это международный договор по определенному вопросу, имеющий обязательную силу для государств, присоединившихся к нему или подписавших его. Она признается и подписывается одновременно несколькими государствами. Следовательно, обеспечивается соблюдение определенных правил и договоренностей в масштабе сразу многих государств.
Конвенция является источником международного права.
В зависимости от смысла и темы конвенцию можно отнести к разным областям:
Самые распространенные международные конвенции по следующим вопросам:
Однако значительно чаще остальных в средствах массовой информации рассматривается Международная конвенция о правах ребенка, которая была подписана 20.11.1989. Этот правоустанавливающий документ регламентирует права лиц в возрасте от 0 до 18 лет в странах, подписавших обязательство (на современном этапе более 150 государств, в т.ч. и Россия). Соглашение о правах ребенка включает 54 статьи. Следующими по популярности можно назвать Международные таможенные конвенции.
Каждый вид права имеет свой источник. Последним может быть договор и обычай межнационального значения. Однако существуют и такие, как документы межгосударственных организаций, акты конференций и совещаний на межнациональном уровне. Но они могут быть источником международного права лишь тогда, когда определяют обязательные для выполнения нормы для межгосударственных организаций и иных субъектов подобного законодательства. Дополнительно в международном праве имеет место быть идея так называемого мягкого права, включающая документы с рекомендательным характером или программные требования межгосударственных органов и организаций, к примеру, резолюция генеральной Ассамблеи ООН и др.
Статья 38 Устава Международного Суда ООН предлагает определенный список источников. Ими и руководствуется суд в разрешении разных спорных вопросов. Список следующий:
Венская конвенция 1961 - соглашение о дипломатических отношениях, которое кодифицирует нормы права деятельности дипломатических представительств. 18.04.61 она была подписана. На 1.01.1970 сторонами-участницами являются сто пять стран (и Советский Союз в том числе). Она определяет:
Конвенция определяет привилегии и защиту диппредставительства в целом и каждого в отдельности. К числу основных привилегий относятся:
Персонал и их семьи тоже имеют право неприкосновенности как в отношении личности, так и их жилья, защиты от юрисдикции страны, где пребывают. Персонал имеет право пользоваться защитой действий, которые совершаются в момент выполнения ими служебных обязанностей, и освобождается от налога с заработной платы.
Конвенция вступила в силу для Советского Союза 24.04.1964.
Венская конвенция 1963 – это соглашение о гражданской ответственности за ущерб. Ее приняли на международной конференции дипломатов (29.04-19.05.1963). Текст и протокол в отношении урегулирования противоречий были подписаны 21.05.1963. На 1.10.69 ее утвердили всего восемь государств. Советский Союз подписал окончательный акт.
По причине того, что ядерные промобъекты – это источник с повышенной опасностью, соглашение предполагает полную ответственность за ядерное повреждение. Существует только одно исключение: владелец объекта освобождается от возмещения вреда, когда имело место стихийное бедствие или особый характер случившегося (военные действия и т.д.).
При ядерном повреждении иски о возмещении подлежат рассмотрению только в том государстве, в пределах которого имел место ядерный случай.
Венская конвенция 1963 - это договор о консульских отношениях, который определяет порядок таких отношений и защиту их заведений, а также задачи, льготы и защиту последних. Подписан он 24.04.1963 году, вступил в силу 19.03.1967. Он устанавливает классы глав консульских заведений; правила их назначения и допуск к выполнению обязанностей в стране, где они пребывают, а также правила выбора персонала. На 1.01.1970 год сторонами этой конвенции были шестьдесят пять государств. В соответствии с ней, консульскому учреждению предоставлены определенные преимущества, привилегии и защиты. Исключения составляют природные бедствия, тогда местные органы власти могут входить внутрь помещения.
Консульское лицо наделено личной неприкосновенностью, однако могут задерживаться или арестовываться по судебному вердикту, когда ими совершено преступление; персонал обеспечен защитой от юрисдикции судебных и административных органов в момент выполнения своих функций, освобожден от регистрации как иностранец, получения разрешений на жительство и работу, а также от уплаты налогов. Консульское лицо имеет право беспрепятственно иметь отношения со своими гражданами, которые находятся в этой стране, а местные органы обязаны уведомить их об аресте, консулы могут вести переписку с ними и наносить визит в соответствии с местными законодательными актами. Конвенция определяет еще и права, а также обязанности почётных консулов.
Венская конвенция о дорожном движении – это международный договор, подписанный для усиления безопасности соответствующего движения посредством стандартизации ПДД. Он возник на конференции ЮНЕСКО в период с 7.10 по 8.11.1968 в г. Вена. Вместе с ним была утверждена конвенция о дорожных знаках и сигналах. Позже, 1.05.71 г., соглашение имело дополнение на очередном заседании в г. Женева.
Страны-участницы, которые утвердили этот договор, признают водительские права РФ, что дает возможность оставить эти и не приобретать международные. 28.03.2006 года форма удостоверения, которая признавалась в других государствах, претерпела изменения. Государствам-участницам был дан пятилетний срок на приведение своих удостоверений в соответствие с новым форматом. Водительские права, которые выдавались в РФ с 1.03.2011 года, соответствуют новым правилам. Ранее полученные пластиковые удостоверения также имеют силу до окончания срока действия.
Международная конвенция 1969 в г. Вена - это соглашение, которое кодифицирует нормы международных договоров. Она вступила в силу в 1980 году и насчитывает более 110 стран-участниц. Это соглашение устанавливает правила составления, существования и прекращения международных договоров между странами. Дополнительно в нем говорится, что оно может быть применимо к каждому договору, который является учредительным актом международной организации и который принят в рамках международной организации.
В соглашении определены следующие требования:
РФ является участницей Венской конвенции 1969 года.
Наиболее популярны для обсуждения в обществе являются Международные Конвенции о правах ребенка, которые обязывают государства, утвердившие их, принять все меры в отношении обеспечения и охраны полномочия лиц, недостигших 18 лет. Этот документ называют мировой конституцией прав детей. Международная правовая конвенция содержит раздел, в котором определено, каким образом государствами должны быть осуществлены меры для соблюдения прав маленьких граждан. Он основан на новом изложении положения ребенка в обществе как равноправного участника.
Текст можно разделить на три части: ст.ст. 1-41 – главные, устанавливают полномочия ребенка и обязанности стран-участниц, ст.ст. 42–45 – слежение за внедрением Конвенции, ст.ст. 46-54 – незначительные условия, которые регламентируют порядок вступления в силу Конвенции.
Основа ее – три главных права:
Важным аспектом этого документа является определение ребенка как человеческого существа в возрасте до восемнадцати лет. Дети любой расы, пола, языка, цвета кожи, политических или других взглядов, имущественного положения, физического состояния, их родителей или опекунов имеют одинаковые права со всеми остальными, а именно: на здоровье, образование, полноценное питание, первоочередное внимание к физическому и психическому развитию.
Существуют основные международные конвенции в области прав людей, которых насчитывается девять, и каждую из них утвердил определенный комитет экспертов, наблюдающих за соблюдением требований договоров странами-участницами. Часть из них дополняются факультативными протоколами, которые касаются уже конкретных проблем.
Основной интернациональный документ, декларирующий права несовершеннолетних – это Конвенция о правах. Ее положений придерживается в том числе и Российская Федерация.
В этом соглашении подробно изложены права, которыми владеют все дети мира, независимо от своего гражданства, национальности или других различий. Никакие причины не могут изменить действия его положений, и страны-участники обязаны его придерживаться.
Организация Объединенных Наций (ООН) создана для поддержания мира без войн и общественных катаклизмов, она занимается защитой всех людей на планете. Повышенное внимание в ней уделяется охране интересов детей. В 1948 году была ратифицирована самая первая Декларация прав человека. В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН осуществила принятие Декларации прав ребенка, а ее назначением провозглашено формирование условий для полноценного детства.
В документ постоянно вносятся поправки и дополнения, предлагаемые членами ООН или государствами, принявшими идеи Конвенции. Специальный Комитет по правам ребенка рассматривает жалобы, если нарушаются права детей со всего мира (рекомендуем прочитать: ).
Что представляет собой Конвенция? Так названо соглашение между странами, которые обязуются строго соблюдать все принципы документа.
Назначение документа представлено в его преамбуле. Конвенция о защите прав детей предназначена для охраны основных прав, интересов и свобод всех малолетних жителей планеты, независимо от пола, возраста, религии и цвета кожи.
Необходимо поддерживать семью как главную составляющую общества. Она дает ребенку все необходимое для становления его как человека в физическом, психическом и личностном плане. Ребенок имеет право расти в атмосфере взаимопонимания, любви, счастья и благополучия. Ему надлежит получать от своих родителей помощь и поддержку, заботу и внимание.
Мировое соглашение состоит из 54 статей. Конвенция о защите прав и интересов несовершеннолетних включает 3 части:
Все страны-участники Конвенции соблюдают концепцию, заложенную в ее положениях. Всеми силами на государственном уровне поддерживаются и продвигаются идеи защиты несовершеннолетних во всех областях их жизни, будь то воспитание и обучение, медицина, защита личного достоинства, семьи, свободы самовыражения. Эти принципы устанавливаются на государственном уровне или регулируются нормами международного права.
Ниже кратко излагается содержание 1 части соглашения, в которой описаны права ребенка, с указанием статей Конвенции. Вы можете ознакомиться с полным текстом части 1 соглашения:
В статьях 1-4 дается определение термина «ребенок» как человека, которому не исполнилось 18 лет (или иного возраста, согласно законодательству страны). Права малолетних стоят выше, чем потребности социума. Государства, принявшие Конвенцию, обязуются при рассмотрении любых вопросов всегда на ведущее место ставить потребности ребенка. Они всеми силами защищают их и способствуют выполнению принципов международной Конвенции.
В статьях 5-11 обозначаются самые важные права ребенка. Это право на жизнь и здоровое полноценное развитие, органы государственной власти обязуются максимально полно обеспечить выживаемость малолетних. Ребенок после рождения должен быть сразу зарегистрирован, получив свое собственное имя и гражданство. Он вправе получать уход и ласку от матери и отца.
Статьи 20-27 выделяют права некоторых социальных групп детей, которые лишены опеки со стороны своих биологических родителей. Тогда эту функцию на себя берет государство, оно заботится о таких детях, контролирует передачу их на усыновление или под опеку, их дальнейшую судьбу.
Другая социально незащищенная категория детей – беженцы, независимо от того, с кем они пересекли границу (с родителями или без). Им оказывается гуманитарная помощь, осуществляется поиск родителей и выполняются прочие необходимые мероприятия.
Все государства стремятся к снижению детской смертности за счет организации доступа к медицинским услугам и препаратам, борьбы с опасными заболеваниями, недоеданием. Они ведут профилактическую работу среди населения относительно необходимости гигиены, здоровья и питания.
Статьи 32-36 обязывают Правительство охранять детей от незаконного привлечения к труду, принятия алкоголя и запрещенных веществ, торговли людьми и рабства. Любая экономическая эксплуатация, наносящая урон здоровью ребенка, препятствующая получению школьных знаний, наносящая вред умственному, психическому и иному развитию, запрещена. На государственном уровне определен минимальный возраст для привлечения к трудовой деятельности, продолжительность рабочего дня и другие условия.
Применение малолетними наркотических препаратов, а также вовлечение в торговлю ими и распространение, карается законом. Использование детей в порнографическом бизнесе, проституции и склонение к иной деятельности сексуального характера строго запрещено.
Статьи 37-40 говорят о правах детей, попавших в зону военных действий или места заключения. Дети не могут быть приговорены к смертной казни, заключению в тюрьме на пожизненный срок, подвергаться пыткам.
Любые меры задержания или ареста в отношении несовершеннолетнего применяются только в исключительных случаях. В случае вооруженного конфликта призываться на службу могут только лица, достигшие 15-летнего возраста.
Ст. 42-45 содержат информацию о Комитете по правам ребенка. В них указывается, каким должен быть численный состав Комитета, какова его структура и обязанности. Он оценивает эффективность действий, предпринятых государствами-участниками Конвенции в деле поддержания и распространения международных принципов охраны детей. Также во второй части идет речь о том, каким образом между странами происходит сотрудничество и обмен информацией.
Комитет избирается каждые 4 года и принимает к рассмотрению сообщения о случаях нарушения интересов несовершеннолетних. Он вправе провести расследование таких случаев, если они не носят анонимный характер. После полного ознакомления с ситуацией выносится решение и ведется контроль за его осуществлением. С 2014 года сами дети могут подавать жалобы в Комитет по охране их прав и свобод.
Третья часть полностью посвящена вопросам урегулирования вопросов, касающихся процедуры принятия документа и внесения в него изменений. В частности, в ней говорится о том, что принять Конвенцию может любое государство, даже не входящее в ООН. Также поправку в соглашение может внести любое принявшее его государство, как и прекратить поддерживать принципы защиты детей путем выхода из списка сторонников Конвенции.
Кратко позицию ООН и мирового сообщества относительно принципов всестороннего развития и обучения можно определить следующими тезисами. Статьи 28-31 предусматривают детские права получать обеспечение, которое нужно для полноценного развития, получения образования и желаемого досуга.
Каждый ребенок вправе получить начальное образование на бюджетной основе, то есть не оплачивая его. К тому же эта ступень обучения является обязательной для всех. Средняя и высшая ступень образования поддерживается и поощряется, государства стремятся сделать их доступными. Они всеми возможными способами ратуют за то, чтобы учащиеся не покидали школу и реализовали свое право на обучение.
Образование ведется в следующих сферах человеческой жизни: личностное становление, открытие в себе уникальных способностей (неважно, в чем они заключаются). Воспитание должно опираться на принципы Конвенции, которые доносятся до всех детей. Методы воспитательного воздействия на детей должны отвечать принятым в социуме моральным правилам и не наносить никакого вреда несовершеннолетнему. Они не могут противоречить принципам, изложенным в международной Конвенции о правах ребенка.
Малые народности вправе поддерживать самобытность, сохранять традиции, свой язык или диалект. Ребенок свободен в своем вероисповедании, исполнении обрядов, изучении традиций, принятых у его народа.
Высшая цель стран-участников Конвенции – международная борьба с невежеством и отсутствием грамотности, получение всеми людьми новейших научно-технических знаний и ознакомление с актуальными методиками образования. Особое внимание уделяется развивающимся странам.
Статьи 12-17 говорят о том, что когда ребенок становится достаточно взрослым, чтобы выразить свои мысли, он может свободно высказывать свое мнение относительно своей судьбы и иных вопросов, которые непосредственно касаются его жизни. Во время судебных заседаний или административных слушаний относительно интересов несовершеннолетнего он вправе заявить о том, какое решение считает лучшим лично для себя.
Он может сообщать о своих идеях, иную информацию в любой форме, выражать себя через искусство. Никто не вправе ограничить его свободу совести и вероисповедания. Личная жизнь человека, его семья, его жилище, письма, другая персональная информация и не могут подвергаться вмешательству со стороны третьих лиц.
Каждый несовершеннолетний может без опаски демонстрировать свои личностные особенности. Ни в коем случае нельзя разлучать детей со своими кровными матерью и отцом. Исключением являются ситуации, когда пребывание с родителями грозит здоровью и жизни ребенка.
Если обстоятельства складываются таким образом, что ребенок не проживает со своими матерью и отцом, он может с ними видеться и свободно общаться. Когда это невозможно (например, при насильной высылке или отбывании срока в местах лишения свободы), родственники должны знать о местонахождении друг друга. Незаконный вывоз из страны и удержание там ребенка караются по всей строгости закона.
Особенные в физиологическом, умственном или психическом развитии дети имеют право на счастливую жизнь, как и у обычного ребенка без подобных нарушений. Никаким образом их права не могут ущемляться, при этом они вправе обучаться, заниматься профессиональной деятельностью, получать врачебную помощь и пр. Страны, принявшие Конвенцию, делятся опытом и перенимают новшества в области помощи и поддержки особенных детей, которые отличаются от здоровых сверстников.
Воспитание осуществляется в полной мере в соответствии с идеями и принципами международного соглашения. Задача родителей – научить своего ребенка ценить, уважать достоинство другого человека и его свободу. При этом уважение к самим родителям, своей национальности и самобытности, своему языку и традициям ставится во главу угла.
Такие ценности, как равноправие всех людей, невзирая на пол, возраст, национальность и цвет кожи, воспитываются с малых лет. Немаловажно бережное и трепетное отношение к миру вокруг себя, к природе и животным.
Мать и отец (официальные представители) несут полную ответственность за образование и личностное становление собственного ребенка. Правительство в свою очередь осуществляет просветительскую деятельность относительно защиты от физической или моральной жестокости в отношении детей.
В России Конвенция о защите прав детей вступила в силу 23 августа 1993 году. Это закреплено в Постановлении Правительства Российской Федерации № 848. В этом документе говорится также и о принятии Всемирной декларации о защите детей.
В нашей стране живет приблизительно 40 миллионов детей, все они нуждаются в охране законных прав и поддержке со стороны государственных органов, независимо от своего статуса. Это закреплено на законодательном уровне в Конституции, Семейном, Уголовном, Трудовом кодексе и других документах. Каждый год Россия готовит и направляет в ООН документ, в котором представлена информация о том, какие меры предпринимаются в государстве для поддержания положений Конвенции.
1. Введение
2. История создания Конвенции ООН о правах ребенка
3. Основные положения Конвенции
4. Конвенция ООН о правах ребенка и законодательство России
5. Заключение
6. Библиографический список
Введение
Конвенция ООН о правах ребенка, принятая в 1989 году – это международный правовой документ, определяющий права детей, такие как право на образование, право на отдых и досуг, право на пользование достижениями культуры и др.
Этот документ является первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права. Основным он остается и по сей день. Именно поэтому мной и была выбрана эта тема для реферата.
Конвенция о правах ребенка, которую часто именуют как «Великая хартия вольностей для детей», состоит из 54 статей, детализирующих личные права граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, насилия, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Она увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.
Конвенция о правах ребенка ратифицирована Ватиканом и всеми странами-членами ООН, кроме США и Сомали.
История создания Конвенции ООН о правах ребенка
Одним из первых шагов к созданию данной Конвенции было образование Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) (1946 год). Позднее, уже в 1948 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята Всеобщая декларация прав человека. В её положениях и положениях Международных пактов 1966 года, касающихся прав человека, признается, что дети являются объектом особой защиты.
Но первым актом ООН, касающимся прав детей, стала принятая в 1959 году Декларация прав ребёнка. В ней были сформулированы десять принципов, определяющих действия всех тех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей. Её цель - обеспечить детям «счастливое детство». Декларация провозгласила, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет», гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества.
В 1979 году был выдвинут ряд правовых инициатив, предложений, в числе которых было предложение, сделанное в 1978 году Польшей. То есть предложение рассмотреть в Комиссии по правам человека ООН проект Конвенции о правах ребёнка. Автором первоначального проекта был польский профессор-международник А. Лопатка.
Работа над текстом проекта Конвенции велась целых десять лет и завершилась в только 1989 году, как раз ровно через тридцать лет после принятия Декларации прав ребёнка.
Во время работы над Конвенцией и после её принятия Генеральной Ассамблеей были организованы совещания, в которых участвовали организации, органы и специализированные учреждения ООН с целью привлечь внимание и распространить информацию о Конвенции, ведь она имела глобальное значение для осуществления прав детей. Конвенция принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года.
26 января 1990 года началось подписание Конвенции различными государствами. Она вступила в силу 2 сентября 1990 года, после её принятия двадцатью государствами. На Венской конференции по правам человека в 1993 году было принято решение добиться того, чтобы к 1995 году Конвенция стала универсальной для всех государств.
Кроме того, были созданы и факультативные протоколы к Конвенции.
Так, в 2000 году были (вступили в силу в 2002 году) два факультативных протокола к конвенции (об участии детей в вооружённых конфликтах и о торговле детьми, детской проституции и детской порнографии), а в декабре 2011 года был принят третий факультативный протокол. Он будет открыт для подписания уже в 2012 году и вступит в силу, когда количество стран-участников достигнет десяти.
Работа над Конвенцией о правах ребенка ведется и по сей день.
Основные положения Конвенции
В этом разделе мне бы хотелось привести краткую характеристику, содержание статей Конвенции ООН о правах ребенка. Конвенция состоит из преамбулы и 54 статей, разделенных на 3 части.
Первая часть Конвенции (статьи 1-40 ).
Статьи 1-4 - определяют понятие «ребенок» и утверждают приоритетность интересов детей перед интересами общества.
Статьи 5-11 - определяют перечень прав на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на заботу родителей и на не разлучение, права и обязанности родителей по отношению к детям.
Статьи 12-17 -излагают права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребёнка к распространению информации.
Статьи 18-27 - определяют перечень прав особых категорий детей, а также обязанности государства по защите и помощи таким детям.
Статьи 28-31 - закрепляют права детей на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребёнка, а также права на образование, отдых и досуг.
Статьи 32-36 - устанавливают ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми.
Статьи 37-40 - определяют права ребёнка, попавшего в места заключения, а также права детей на охрану во время вооружённых конфликтов и войн.
Вторая часть Конвенции (статьи 41-45 )
Статьи 41-45 упоминают о способах информирования об основных положениях Конвенции, права на работу детей с 14 лет, а также рассказывают о Комитете по правам ребёнка, о его структуре, функциях, правах и обязанностях.
Третья часть Конвенции (статьи 46-54 )
Статьи 46-54 указывают решение процедурно-правовых проблем соблюдения государствами положений Конвенции.
В отличие от многих конвенций ООН, Конвенция о правах ребёнка открыта для подписания всеми государствами, поэтому её участником смог стать Ватикан, который не является членом ООН. Новаторство Конвенции заключается, прежде всего, в объёме прав, определённых для ребёнка. Некоторые из прав впервые были зафиксированы именно здесь.
Так, в числе наиболее остро стоящих проблем, рассматриваемых в Конвенции, в первую очередь, стоит отметить такие, как обязательства по отношению к детям, живущим в наиболее неблагоприятных условиях (ст. 22), защита от сексуальной и иных видов эксплуатации (ст. 34 и 36), наркомания (ст. 33), детская преступность (ст. 40), межгосударственная практика усыновления (ст. 21), дети в вооруженных конфликтах (ст. 38 и 39), потребности детей-инвалидов (ст. 23), а также дети меньшинств и коренных народов (ст. 30).
Кроме того, важнейшей областью, которая практически основана на правах ребенка, является образование. Оно является предметом рассмотрения двух статей (27 и 28), значимость которых подчеркивалась на Всемирной конференции по образованию для всех, проходившей в марте 1990 года в Джомтьене (Таиланд).
Основные положения этих двух статей таковы:
Начальное образование должно быть обязательным, бесплатным и доступным каждому;
Оно должно быть направлено на развитие личности ребенка, его дарований и природных способностей;
Образование должно воспитывать уважение к национальной самобытности, языку и традиционным ценностям;
Равенство образовательных возможностей для девочек и мальчиков.
Конвенция ООН о правах ребёнка
Конве́нция ООН о права́х ребёнка - международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН. Конвенция о правах ребенка является первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Конвенция о правах ребенка ратифицирована всеми странами-членами ООН, кроме США и Сомали.
Новаторство Конвенции заключается прежде всего в том объеме прав, определенных для ребёнка. Некоторые из прав впервые были зафиксированы именно в Конвенции (см. статьи 12-17).
Конвенция в ст. 28 гарантирует детям бесплатное и обязательное начальное образование и требует от государств-членов ООН поощрение развития различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечение его доступности для всех детей и принятия необходимых мер, как введение бесплатного образования. Конвенция значительное место уделяет право на доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств.
Неотъемлемую часть образования составляет воспитание . Так среди задач семейного воспитания Конвенция (ст.18) требует, чтобы «предпринимались все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы».
a) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме; b) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединённых Наций; c) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной; d) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения; e) воспитание уважения к окружающей природе.
Права человека | |||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Фундаментальные концепции и категории | |||||||||||||||||||||||
Фидуциарный договор · Свободы · Групповые права · Естественные и юридические права · Негативные и позитивные права · Суверенитет · Универсальность · Универсальная юрисдикция | |||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Международное право прав человека | |||||||||||||||||||||||
Декларации | |||||||||||||||||||||||
Каирская декларация прав человека · Декларация прав коренных народов · Всеобщая декларация прав человека Американская декларация прав и обязанностей человека · Парижские принципы |
|||||||||||||||||||||||
Конвенции и пакты | |||||||||||||||||||||||
Конвенция ООН против пыток · Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин · Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации · Конвенция о правах инвалидов · Конвенция о правах ребёнка · Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей · Международная конвенция о пресечении и наказании преступлений апартеида · Международная конвенция о защите всех лиц от насильственных исчезновений (англ.) · Международный пакт о гражданских и политических правах · Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах | |||||||||||||||||||||||
Региональные акты по правам человека | |||||||||||||||||||||||
Африканская хартия прав человека и народов · Европейские: Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод · Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания · Европейская социальная хартия Межамериканские: Американская конвенция о правах человека · Межамериканская конвенция по насильственному исчезновению людей · Межамериканская конвенция по предупреждению и наказанию пыток (англ.) · Межамериканская конвенция по предотвращению, наказанию и искоренению насилия в отношении женщин · Межамериканская конвенция по ликвидации всех форм дискриминации в отношении инвалидов |
|||||||||||||||||||||||
Международное гуманитарное право | |||||||||||||||||||||||
Конвенция по предупреждению и наказанию преступления геноцида (англ.) · Конвенция о статусе беженцев (англ.) · Протокол по статусу беженцев (англ.) · Женевские конвенции · Гаагские конвенции · Римский Статут Международного Уголовного Суда (англ.) | |||||||||||||||||||||||
Война и вооружённый конфликт | Гражданское лицо · Комбатант · Свобода от геноцида · Плен | ||||||||||||||||||||||
Понятия, которые могут рассматриваться как права человека | |||||||||||||||||||||||
Гражданские и политические |
Право на смерть (англ.) · Право на личную неприкосновенность · Свобода · Свобода передвижения · Свобода от рабства · Личность · Морфологическая свобода · Право на оружие (англ.) · Равенство перед законом (англ.) · Право на лечение · Свобода от произвольного ареста и задержания · Свобода от пыток и жестокого обращения · Право на справедливое и беспристрастное правосудие · Презумпция невиновности · Политическое убежище · Подданство · Свобода от изгнания · Неприкосновенность частной жизни · Свобода совести · Свобода вероисповедания · Свобода слова (свобода информации) · Свобода собраний · Свобода ассоциаций · Право на протест · Право голоса · Брачный союз · Семейная жизнь · Права меньшинств (англ.) · Право на жизнь | ||||||||||||||||||||||
Экономические, социальные и культурные |
Право на труд (англ.) · Право на вознаграждение · Право на справедливую оплату труда · |